Режиссеры и актеры далеко не всегда ладят между собой на площадке. Марлон Брандо, например, доводил до белого каления Фрэнсиса Форда Копполу при работе над «Апокалипсисом сегодня», а Эми Адамс захлебывалась слезами на съемках «Аферы по-американски» Дэвида О. Расселла. Но, к счастью, есть немало примеров, когда одаренные личности органично дополняли друг друга и создавали поистине выдающиеся картины. Предлагаем взглянуть на самые запоминающиеся союзы режиссеров и их актеров-талисманов.
Авторы французской «новой волны» на всех парах бежали от тяжеловесного лоска консервативного, «папенькиного» кино. Поэтому неудивительно, что Бельмондо, больше похожий на безобразника из соседнего подъезда, чем на голливудскую звезду, стал ее символом благодаря участию в полнометражном дебюте Годара «На последнем дыхании».
Этот фильм начал формировать новый киноязык и новый менталитет французской молодежи, а Жан-Поль, сверкнув в рамках не типичного для Годара комедийного жанра («Женщина есть женщина»), вышел на творческий пик в их последней коллаборации. «Безумный Пьеро» 1965 года оказался смачным плевком в лицо деголлевской Франции и самоотверженным бенефисом блистательного Бебеля.
В полнометражном дебюте Трюффо «400 ударов» 14-летний Лео с поразительной искренностью и болью сыграл смятенного подростка Антуана Дуанеля. Этот образ был во многом автобиографичен для режиссера, и Лео, похожий на него, словно сын или младший брат, сыграл Дуанеля еще четыре раза.
В 1970-х они вместе работали и над другими картинами вроде «Двух англичанок и континента» и «Американской ночи». Параллельно Жан-Пьер снимался у Годара, Пазолини и Бертолуччи. Однако именно Дуанель с его вечными поисками и наивной романтичной искрой стал символом прекрасного сотрудничества Лео и Трюффо и дал начало трогательной, великодушной дружбе.
Дружеские и профессиональные отношения легендарного постановщика и не менее легендарного артиста продолжались несколько десятилетий и вылились в 14 совместных лент, включая этапные вестерны «Дилижанс» и «Искатели». Удивительное постоянство, учитывая сложные характеры обоих. Тем не менее их товарищество было крепким, как добрый ячменный виски.
В 1940-е Уэйн рвался на фронт и мечтал воевать под началом Форда, который за войну дослужился до чина контр-адмирала, а в 1950-е стал своеобразным киновоплощением американской мечты, национального американского самосознания. Их последнюю общую картину, приключенческую комедию «Риф Донована», из-за слабого здоровья Форда фактически поставил его актер-талисман.
Отношения Клауса Кински и Вернера Херцога – каноничная история любви-ненависти, окутанная таким количеством мифов, что реальность от вымысла в них отличить проблематично. Винтовку к объективу камеры режиссер, наверное, не прикручивал, но сетовал, что Брандо по сравнению с Кински был белым и пушистым.
Клаус без малейшего повода срывался на истерику, прилюдно оскорблял участников съемочной группы, а то и вовсе хватался за винчестер и принимался палить по слишком шумным статистам. Невероятная мощь созданных им образов в «Фицкарральдо», «Войцеке» и прочих лентах позволяет закрыть глаза на многие недостатки, но на съемках «Зеленой кобры» актер совсем разбушевался, и Херцог поклялся больше никогда не прибегать к его услугам.
Марчелло Мастроянни признавался, что в лучших творениях Феллини, «Сладкой жизни» и «8 ½», служил визуальным воплощением духовных устремлений своего наставника и друга. Работавшие с итальянским маэстро артисты порой называли его тираном и деспотом. Мастроянни же не позволял себе подобных высказываний.
Он считал, что Феллини нежно любил своих «подопечных» и деликатно внушал им веру в важность того, что они делали, даже если речь шла о небольших ролях. Как бы то ни было, именно во взаимодействии со своим актером-талисманом Феллини добился идеального сочетания приятельской теплоты и профессиональной дисциплины, благодаря чему образы режиссера Гвидо, журналиста Марчелло и пожилого танцора Пиппо и кажутся столь убедительными.
Линч впервые увидел МакЛахлена в бытность театральным актером на Шекспировском фестивале в Орегоне. Другой едва ли доверился бы юноше без опыта работы в большом студийном кино, но Линч рискнул и позвал его на роль Пола Атрейдеса в дорогостоящем эпике «Дюна». Фильм провалился с оглушительным треском, но Дэвида и Кайла эта неудача лишь подстегнула.
Два года спустя оба выложились по максимуму в триллере «Синий бархат», а вскоре после этого МакЛахлен напялил элегантный костюмчик агента Дейла Купера, вооружился диктофоном и отправился расследовать убийство Лоры Палмер в городишко Твин Пикс. Редкий случай, когда на продолжении тридцати лет актер и режиссер не устают вдохновляться друг другом. И, пожалуй, еще более странно, что Линч за это время не устал игриво называть товарища Кейлом.
ДиКаприо является вторым актером-талисманом Скорсезе наряду с Робертом Де Ниро. Символично, что последний играл с юным Лео в «Жизни этого парня», и, по слухам, именно Роберт поведал Марти о подрастающем таланте. Их знакомство состоялось на вечеринке в Нью-Йорке, когда ДиКаприо уже снялся в драме «Что гложет Гилберта Грейпа?».
Мэтр наговорил молодому актеру немало комплиментов, а тот буквально оцепенел и не смог выдавить даже слов благодарности. Впрочем, скоро ему представилась такая возможность. В 2002-м их первый совместный проект, «Банды Нью-Йорка», вышел на экраны. За ним последовало еще четыре полнометражных картины, за две из которых ДиКаприо номинировался на «Оскара» («Авиатор» и «Волк с Уолл-Стрит»), рекламная короткометражка «Пробы» и грядущий детектив «Убийцы цветочной луны».
Химия между Караксом и Лаваном возникла уже на первой их общей ленте. Как и любой уважающий себя французский режиссер, юный Каракс был любителем немого кино, «новой волны», черных очков и сигарет. Исполнителя центральной роли в своем дебюте, «Парень встретил девушку», он искал больше года, пока не познакомился с Лаваном. Мимом, уличным циркачом и своим будущим талисманом.
Подобно Трюффо, Каракс переносил на экран важные для него этапы своего прошлого и настоящего, а Лаван, подобно Лео, бережно выполнял все указания. «Парень…», наряду с «Дурной кровью» и «Любовниками с Нового моста», образовал так называемую трилогию Алекса (по имени главного героя). В июле шестой полный метр Каракса «Аннетт» откроет Каннский фестиваль – правда, уже без Лавана. Их последней на данный момент совместной работой стал самый личный фильм Леоса «Святые моторы».
В начале 1990-х Депп успел завоевать сердца американских подростков с сериалом «Джамп стрит, 21», однако серьезные актерские прорывы даже отдаленно не маячили на горизонте. Пока в один прекрасный день он не прочитал сценарий трогательной истории о неприкаянном юноше с руками в форме ножниц. Ее собирался снимать постановщик «Битлджуса» и «Бэтмена», и Депп боялся, что такой уважаемый человек на него и не взглянет.
А Тим Бертон, растрепанный, нервный, меланхоличный гений, сразу увидел в нем родственную душу. Роль Эдварда чуть не досталась Тому Крузу, но Бертон настоял на кандидатуре Деппа, с которым сделал в общей сложности восемь проектов. Без обаятельных чудиков в его исполнении, будь то констебль Икабод Крэйн из «Сонной Лощины» или вампир Барнабас Коллинз из «Мрачных теней», представить современный кинематограф попросту невозможно.
Почти во всех картинах Уэс Андерсон снимал примерно одну плеяду любимых актеров. Здесь и Билл Мюррей, и Джейсон Шварцман, и Уилсон-младший – Люк. Но именно Оуэн, в первую очередь, претендует на статус его талисмана. Они вместе учились в Техасском университете. Вместе снимали жилье. Вместе придумали и реализовали первый проект – «Бутылочную ракету», сначала в короткометражном, а затем и в полнометражном варианте (Мартин Скорсезе назвал его одним из лучших фильмов, снятых в 1990-е).
Уилсон участвовал в создании сценариев к «Академии Рашмор» и «Семейке Тененбаум», после чего они с Уэсом приобрели мировую известность. Андерсону всегда было комфортно писать истории в соавторстве, хотя к услугам Оуэна-сценариста он больше не прибегал. Зато снял его в ряде нетленок вроде «Поезда на Дарджилинг» и «Отеля «Гранд Будапешт». Озвучка «Острова собак» прошла мимо Уилсона, причем по неясным даже ему причинам, зато актер вернулся во «Французском вестнике». Его премьера состоится в Каннах.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…