Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
!!! Треков не найдено
15:28
КиноРепортер > Кино > 100 лет Федерико Феллини: 5 лучших фильмов классика

100 лет Федерико Феллини: 5 лучших фильмов классика

20 января 2020 /
100 лет Федерико Феллини: 5 лучших фильмов классика

В честь юбилея итальянского режиссера «КиноРепортер» вспоминает его главные работы и рассказывает, почему их нужно увидеть каждому, кто интересуется кино.

В подборке лучшие фильмы итальянского режиссера Федерико Феллини с описанием социальных проблем послевоенного мира, нашедших отражение в кино.

«Ночи Кабирии» (1957)

Кадр из фильма «Ночи Кабирии» Федерико Феллини

Федерико Феллини начинал свой путь в кинематографе во времена «итальянского неореализма», направления, набравшего мощь еще во время Второй мировой войны. Кино в этот момент повернуло в сторону подлинных проблем, житейских трагедий, страданий простого рабочего человека в мире тоталитаризма и капитала. Такие классические ленты как «Похитители велосипедов» Витторио Де Сика или «Германия, год нулевой» Роберто Росселлини вывели на экран совершенно уникальный образ ребенка, ищущего правды в окружающей жестокости, но никогда не находящего.

Первые фильмы Феллини, такие как «Маменькины сынки» (1952) и «Белый шейх» (1953) также обращались к историям из реальной жизни, поднимали социальные вопросы, но уже совсем с иной, более ироничной, «феллиниевской» интонацией. И с каждым новым фильмом режиссер вкладывал в свои работы все больше самого себя, свои личные переживания, сны и воспоминания. «Ночи Кабирии» можно назвать последним фильмом «неореалистического» Феллини, неслучайно он оканчивается на самой высокой ноте, и героиня Джульетты Мазины — любимой актрисы и жены режиссера — как будто сопровождает зрителя в мир грез и фантасмагорий последующих лент классика.

Римская проститутка Кабирия, которая, к слову, уже появлялась эпизодически в «Белом шейхе», у Феллини приобретает черты современной святой. Несмотря на «греховную» профессию, на которую в католической Италии был строгий запрет, девушка открыта сердцем к каждому встречному, и мечтает о Великой Любви. «Ночи Кабирии», собственно, состоят из нескольких ночей, встреч героини со своими гротескными клиентами, каждый из которых в конечном счете надувает девушку и оставляет без гроша в кармане. Мазина, обладающая каким-то чаплиновским комедийным очарованием, хоть и похожа на свою же Джельсомину из «Дороги» (1954) с Энтони Куинном, все же здесь совсем другая. Доверчивость и наивность девушки «легкого поведения» приводит ее к катастрофе, но Феллини нарочно театрализует трагедию Кабирии, показывая красоту души своей героини, слышащей ангельский хор даже посреди нищеты и мрака.

«Сладкая жизнь» (1960)

Кадр из фильма «Сладкая жизнь» Федерико Феллини

«Сладкая жизнь» — этапный фильм для Феллини и итальянского кино вообще. Первая работа режиссера с Марчелло Мастроянни, артистом, ставшим его альтер-эго на экране. Сюжетно картина описывает бурную богемную жизнь в столице Италии, сопровождаемую беспорядочным весельем, роскошью и декадентской красотой. Репортер-папарацци (именно «Сладкая жизнь» и ввела это слово в обиход)  Марчелло становится плотью от плоти этого мира, и с ним же идет на дно пресыщения, бесцельности и постепенной деградации. На протяжении «Сладкой жизни» он гонится за образами подлинной красоты, ищет ее в лике голливудской дивы Сильвии (Анита Экберг), с которой ночью купается в фонтане Треви, в католических мистериях, поэтических вечерах и оргиях. Но Марчелло не находит ничего, кроме усталости и апатии, жажды сбежать подальше от самого себя.

В «Сладкой жизни» Феллини набрался сил и смелости как режиссер, здесь он затрагивает весьма неудобные и провокационные для своего времени темы. Вступительная сцена с привязанной к вертолету статуей Христа, пролетающей над городом, сильно задела Ватикан. Кроме того, в окончательный вариант фильма не вошли все снятые и придуманные Феллини вычурные римские оргии и безрассудства богемы. Однако и оставшихся упаднических образов подлинной итальянской dolce vita вполне хватило, чтобы на картину обрушились борцы за мораль. Впрочем, никакие скандалы не могли остановить «Сладкую жизнь» — фильм стал настоящей сенсацией у себя на родине, а в дальнейшем во всем мире, сделав имя Феллини нарицательным и могущественным.

«Восемь с половиной» (1963)

Кадр из фильма «Восемь с половиной» Федерико Феллини

После «Сладкой жизни» Феллини одолела депрессия, он не верил, что сможет снять что-то более выдающееся, а всенародная слава оказалась слишком внезапной и навязчивой. Идеи для новых фильмов, которых требовали от него продюсеры, перестали посещать автора и, временами, он задумывался о том, чтобы все бросить. Пока однажды ему не пришла в голову идея снять кино про это, про все сомнения и страхи, которые одолевают кинорежиссера в процессе подготовки к новой работе. И у Феллини получился один из главных фильмов прошлого столетия.

«Восемь с половиной» было бы правильно переводить как «Восьмой с половиной», поскольку название является лишь порядковым номером картины в фильмографии классика. И здесь Феллини впервые в полной мере открывает зрителю потаенные комнаты своей души, исповедуется в грехах и творит из них свое впечатляющее произведение. Марчелло Мастроянни играет здесь режиссера Гвидо, переживающего кризис среднего возраста и творческий коллапс. Во время съемок очередной картины он решает взять отпуск и отправиться в санаторий, чтобы отдохнуть и обдумать еще немного свою работу, а, вернее, жизнь.

Феллини не пытается рассказать традиционную историю, а пользуясь сюрреалистическими приемами погружается в собственный поток сознания, наделяя им своего героя. Перед глазами Гвидо проносятся его кошмары, мечты, воспоминания о детстве и католическом воспитании, первая любовь, родители — чувства, исполненные вины и слабости. Герой погружается в себя, жаждет убежать от проблем, от надоедливых и смешных продюсеров, кинокритиков, друзей и актрис, которые так хотят попасть в фильм знаменитого постановщика. Путешествие по грезам и меланхолии кинематографиста оканчивается абсурдистским парадом, цирковым представлением, в которое превращается жизнь Гвидо под бессмертную музыку Нино Роты. «Восемь с половиной» не только породило жанр «кино о кино», но сделало самого Феллини синонимом «главного из искусств» ХХ века.

«Амаркорд» (1973)

Кадр из фильма «Амаркорд» Федерико Феллини

Воспоминания и тоска по прошлому — одна из ключевых тем в творчестве Феллини. В «Амаркорде» он попытался восстановить на экране мир своего детства — жизнь провинциального городка Римини в годы правления Муссолини. Слово «Амаркорд» на одном из итальянских диалектов обозначает «я помню». В этот раз, впрочем, Феллини «вспоминал» не в одиночку, а в соавторстве с близким другом и знаменитым писателем Тонино Гуэрра (с ним же Андрей Тарковский напишет свою «Ностальгию»). Авторы наполнили фантасмагорический город своей юности самыми причудливыми персонажами в из фильмов классика и сочинили пронзительную историю о взрослении в эпоху тоталитаризма.

Сюжет «Амаркорда» складывается из разнообразных и, как будто, несвязанных между собой событий — комичных и гротескных. Герои движутся по карте мира автора в стремлении удовлетворить свои страсти, похоть и потаенные желания, но тоталитарное государство, вместе с церковью, постоянно все запрещает, заставляя несчастных сидеть дома и соблюдать комендантский час. Из этого складываются комичные и невероятные происшествия, которые трудно описать словами. Самые трогательные сцены «Амаркорда» разворачиваются дома у главного героя — юного ученика иезуитской школы. Его шумные итальянские родственники теснятся в узких комнатушках, ссорятся по пустякам и рвут на себе волосы от невыносимости подобного существования. Как и всегда, Феллини показывает ужас и несправедливость бытия через юмор, фантазию и любовь, доказывая, что даже в самые печальные времена можно оставаться человеком.

«Джинджер и Фред» (1986)

Кадр из фильма «Джинджер и Фред» Федерико Феллини

В последний период творчества Федерико Феллини, который можно условно отсчитывать с «Казановы» (1976) и «Репетиции оркестра» (1978), мастер обращается к темам «заката Европы» и «конца истории». Почти в каждом его фильме на этом этапе происходит как минимум Апокалипсис, а в сюжетных мотивах с легкостью угадываются исторические события и революции, превращающиеся у Феллини в глобальные метафоры смерти традиционных ценностей и классического искусства. Пожалуй, самым ярким и пронзительным образом эти идеи развиваются в «Джинджер и Фред» — последнем шедевре классика. Здесь вновь (и впервые вместе!) появляются Марчелло Мастроянни и Джульетта Мазина. Играют они стареньких танцоров, которые в юности были прекрасными «двойниками» легендарных звезд мюзиклов Фреда Астера и Джинджер Роджерс, однако успеха в шоу-бизнесе ни один из них так и не добился. Время утекло, они уже не те, и мир не тот, но пара решает в последний раз станцевать коронный танец на рождественской телепередаче, в перерыве между выступлениями комедиантов и поп-певцов.

Последний фильм Феллини

Федерико Феллини неоднократно критиковал и высмеивал телевидение и газеты. В его понимании массовая культура, которая с их помощью распространяется и насаждается повсеместно, утратила все человеческое, нравственное и попросту настоящее. Джинджер и Фред с ужасом озираются по сторонам, глядя на то, во что превратился нынешний шоу-бизнес: все опошлено, осмеяно, а у публики в чести все самое безобразное и нелепое. Посреди хаоса и карикатурных участников рождественской передачи, этакого «Голубого огонька», главным героям потребуется вспомнить свои движения, разобраться в себе, простить друг друга за грехи прошлого, и просто в последний раз показать класс, даже если всем вокруг на это будет наплевать. Феллини в «Джинджер и Фред» поет печальную оду уходящему миру, в котором еще ценились чувственность, красота и мастерство, и с улыбкой сожаления взирает на собственную старость и анахроничность.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: