7 апреля 2022 года в российский прокат вышла драма Барри Левинсона «Гарри Хафт: Последний бой». В ее основе – правдивая история еврейского боксера, который в годы Второй мировой был узником Освенцима и сражался с прочими заключенными на потеху своим палачам. В общей сложности Гарри Хафт провел 76 поединков, по окончании войны перебрался в Америку и занялся боксом профессионально, но в 1948-м повесил перчатки на гвоздь после поражения от легендарного Рокки Марчиано.
Действительно существовавшие боксеры часто становились героями фильмов – как отечественного, так и зарубежного производства. Даже у знаменитого Рокки Бальбоа, вымышленной звезды культовой франшизы, имелся исторический прототип. Именно о таких картинах, вдохновленных реальными судьбами реальных боксеров, мы и рассказываем в этом материале.
Бессмертный шедевр Мартина Скорсезе – такая же веха в боксерском кино, как, скажем, «Крестный отец» – в кино гангстерском. Фильм основан на автобиографии американского боксера Джейка ЛаМотты, который начал профессионально драться на ринге с 19 лет, стал чемпионом мира в среднем весе и за неукротимый нрав получил уважительное прозвище Бык из Бронкса. На экране его образ воплотил талисман Скорсезе Роберт Де Ниро, завоевавший за эту роль второго «Оскара».
Бои в «Бешеном быке» короткие и яростные, словно молниеносный хук справа. Сам ЛаМотта – злой, непобедимый, опасный. Как в окружении канатов, так и в кругу семьи. Он орал на жену (Кэти Мориарти), скандалил с братом (Джо Пеши) и передал нам исчерпывающее напоминание, что большой спорт нередко уничтожает спортсмена как личность, стирает в порошок остатки человеческого. А прежняя жизнь, мирная и безоблачная, скукоживается до размеров капельки пота (или крови?), стекающей по израненному телу современного гладиатора.
При создании «Гарри Хафта» Барри Левинсон явно вдохновлялся работой своего коллеги Роберта М. Янга, который 33 годами ранее снял фильм на аналогичную тему (а в 1963-м об этом же поведал чех Петер Солан в «Боксере и смерти»). Герой «Триумфа духа» в исполнении Уиллема Дефо – грек еврейского происхождения Саламо Арух. На ринге он дебютировал еще до войны, в возрасте 14 лет, а после оккупации Греции нацистами оказался в Освенциме. Там он в прямом смысле сражался за жизнь: тех, кто проигрывал в лагерных поединках, ликвидировали. Арух провел 208 боев и ни разу не уступил, причем перепадало от него даже офицерам СС.
Ключевые сцены «Триумфа духа» снимали в Освенциме, в сохранившихся исторических локациях, а консультировал создателей лично Саламо. Роберта М. Янга потом все равно обвиняли в искажении фактов, а также в искусственном нагнетании мелодраматизма – будто сама тема не была достаточно трагичной. Но такие упреки в адрес авторов байопиков – обычное дело. А здесь, в отличие от многих подобных лент, есть как минимум один мощный козырь. Имя ему – Уиллем Дефо, чье фактурное лицо великомученика блестяще отражает и невыносимые страдания, и колоссальную внутреннюю силу.
«Не назову себя ярым фанатом бокса, но, по-моему, этот вид спорта все равно привлекателен, – говорил Дефо. – Поскольку в нем присутствует некое философское начало. Все сводится к выживанию. Нужно убедиться, что ты – именно тот парень, который по-прежнему стоит на ногах. Могу ошибаться, но бои в нашем фильме поставлены не так, как в прочих. Мы реально избивали друг друга. И эти эпизоды снимались длинными кадрами, без всяких оптических трюков. Скорее в документальном стиле».
10 лет назад Уилл Смит раздавал затрещины не на церемонии вручения «Оскара», а на боксерском ринге. И никто его за это не осуждал. Напротив – все в один голос восхищались тем, как мастерски он исполнил роль легендарного Мухаммеда Али.
Который был не просто многократным чемпионом мира, рекордсменом по количеству побед и главной звездой американского спорта 1960-х. На пике карьеры Али являлся столь же неотъемлемой частью мировой поп-культуры, как и, скажем, группа The Beatles: недаром они встречались во время гастролей ливерпульской четверки по Штатам. И сделали серию достопамятных снимков, где музыканты старательно изображали испуг при виде прославленного тяжеловеса.
Впрочем, вернемся к фильму. Снял его великий Майкл Манн, и после «Схватки» со «Своим человеком» «Али», скроенный по шаблонам классического байопика, мог бы показаться шагом назад. Мог бы – но не показался. Поскольку Уилл Смит, во-первых, действительно выдал перфоманс на века. Хоть и уступил «Оскара» Дэнзелу Вашингтону с «Тренировочным днем». Во-вторых, судьба Али сама по себе была необыкновенно киногенична. Здесь и встречи с Малкольмом Иксом, и любовные истории, и противостояние с властями… Есть, где разгуляться.
Ну и, наконец, сцены поединков абсолютно роскошны. За камерой колдовал кудесник Эммануэль Любецки, и его усилиями зритель будто и сам оказывался на ринге. Слизывал с губ соленые капельки пота. Уклонялся от выпадов противника. Порхал, как бабочка, и жалил, как пчела. А еще бокс здесь невероятно поэтичен. И порой напоминает не ожесточенную схватку, а скорее грациозный танец – изящный, элегантный и виртуозный.
На самом деле, драма Дэвида О. Расселла – история не одного, а двух бойцов. В 1970-х Дикки Эклунд из городка Лоуэлл, штат Массачусетс стал локальной знаменитостью после впечатляющей серии побед, но затем увлекся запрещенными веществами и собственноручно похоронил карьеру. В 1980-х Дикки вернулся в большой спорт, только теперь в статусе тренера. Его подопечным оказался младший брат Микки Уорд, который после череды неурядиц завоевал-таки чемпионский титул в полусреднем весе. А в 2002-м поучаствовал в трех боях с Артуро Гатти, считающихся классикой современного бокса.
На экране образы братьев воссоздали традиционно накачанный Марк Уолберг и тощий Кристиан Бэйл с безумным взглядом и впалыми щеками. Второй наиграл на «Оскар» и «Золотой Глобус», а первый просто добротно выполнил свою работу. Подобно тому, как выполнял ее и Уорд, пусть временами ему и приходилось конфликтовать с домочадцами. Поединки в «Бойце» поставлены крайне дотошно и реалистично – ни один педант не придерется. Да и в качестве драмы о непростых отношениях между обычными людьми, а не звездами уровня Мухаммеда Али, картина работает безупречно.
После триумфальной «Одержимости» (2013) карьеру талантливого артиста Майла Теллера мотало и болтало во все стороны, точно утлую лодчонку во время шторма. Порой его заносило в совершенно адские провалы вроде «Фантастической четверки». Но случались и удачи – мощная драма о пожарных «Дело храбрых», например, или неоновый триллер Николаса Виндинга Рефна «Слишком стар, чтобы умереть молодым».
К числу достижений Теллера можно отнести и роль боксера Винни Пазиенци, который впервые вышел на ринг в 1983-м под впечатлением от просмотра «Рокки» и дрался аж до 2004 года. Он был блестящим шоуменом и нередко устраивал на арене форменное сумасшествие, а за ее пределами крутил романы с моделями Playboy и просаживал огромные суммы в азартных играх. В 1991-м 29-летний Винни Паз сломал шею в автокатастрофе, однако отказался от операции, втайне от врачей продолжил тренировки и спустя несколько месяцев вернулся в профессиональный бокс. Причем вернулся с победой.
Как часто бывает в подобных лентах, одеяло на себя ощутимо перетягивает фигура тренера. Здесь его душевно играет лысый Аарон Экхарт, а в этот же тематический ряд можно добавить Клинта Иствуда из «Малышки на миллион» и Боба Де Ниро из «Каменных кулаков». Теллеру же не занимать мальчишеской удали, задора и горячности, которые в наиболее трагичных эпизодах жестоко контрастируют с ограниченными физическими возможностями Паза. И придают типичной духоподъемной истории эдакое хулиганское обаяние, за счет чего фильм и держится до последнего раунда.
Мы дважды упомянули Рокки Бальбоа, а сейчас вкратце объясним, откуда этот персонаж вообще появился. В марте 1975 года Сильвестр Сталлоне с горящими глазами посмотрел поединок между Мухаммедом Али и тяжеловесом по имени Чак Уэпнер. Который по предварительным раскладам должен был уступить фавориту по всем статьям, но внезапно продержался целых 15 раундов и даже отправил Али в нокдаун. Победу в итоге праздновал Мухаммед, однако стойкость Уэпнера поразила Сталлоне до глубины души, и вскоре Слай засел за сценарий.
Впоследствии Уэпнер возмущался, что Сталлоне прославился за счет наглой эксплуатации его образа. Тогда как сам Чак, получив свою порцию оваций во время боя с Али, в конце 1970-х ушел на пенсию и позднее привлекал к себе внимание разве что скандальными инцидентами с наркотиками. Слай решил избежать суда и откупился от назойливого Уэпнера неназванной суммой, после чего экс-боксер обосновался в Нью-Джерси и начал тихо-мирно торговать спиртными напитками разной степени крепости.
Ну а в 2016-м о Уэпнере вновь вспомнили в связи с релизом картины «Реальный Рокки», в оригинале – The Bleeder в честь прозвища героя (Бостонский кровопускатель). Вышедший в тот же год «Пазманский дьявол», кстати, по-английски озаглавлен Bleed for This, так что не перепутайте. Хотя «Реальный Рокки» с Ливом Шрайбером в роли Чака Уэпнера – совсем другая история. История не мальчика, но мужа, выдержанная в теплой стилистике 1970-х, сдобренная грубоватым юмором и украшенная сонмом второплановых звезд от Рона Перлмана до Наоми Уоттс. Честное и брутальное ретро в синяках да пластырях – то, что доктор прописал.
В детстве Валера по кличке Пончик ненавидел бокс. А потом он вырос и стал прославленным боксером Попенченко, неоднократным чемпионом СССР и Европы, победителем Олимпиады 1964 года. Все благодаря тому, что в нужный момент его приметил наставник Григорий Кусикьянц, который убедил юное дарование продолжить тренировки. В картине Артема Михалкова сурового, но справедливого мастера, не расстающегося с бутылкой, сыграл Сергей Безруков. Ну а роль его подопечного досталась Виктору Хориняку, звезде франшизы «Последний богатырь».
«Техника – она не только в руках и ногах, она еще и в голове». «Бокс – это не последний способ научиться драться с самим собой». «Проиграем на ринге – будут думать, что нас можно бить на поле боя». Фильм лупцует зрителя мотивационными цитатами не менее энергично, чем Попенченко охаживает своих соперников пудовыми кулаками. И эхо от криков народного артиста Безрукова долго маячит в ушах, периодически отправляя в нокаут. Но во всем этом читается похвальное желание порвать на груди рубашку и рассказать о судьбе Попенченко неравнодушно и эмоционально, купаясь в реве возбужденной толпы. Страсть ведь и в боксе, и в кино хороша. Лишь она и позволяет чувствовать себя живым.
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…