Недавно «КиноРепортер» рассмотрел образ ненадежного рассказчика в фильмах. Продолжая тему обмана зрителей, мы решили исследовать область картин-перевертышей, в которых ключевой жанр неожиданно меняется на совершенно другой. В нашу подборку попали и оскароносный проект, и ужастик категории B, и научно-фантастическая притча о смысле бытия.
Это сейчас, спустя почти 30 лет после выхода, «От заката до рассвета» воспринимается исключительно как отличный вампирский треш за авторством Роберта Родригеса и Квентина Тарантино. А вот на момент выхода ленты для некоторых зрителей она оказалась неожиданным откровением. История братьев-грабителей Сета и Ричи Гекко начинается как стандартный криминальный проект с динамичными и колкими диалогами, сквернословящими персонажами и высоким градусом насилия. Перед зрителем вырисовывается ответвление типичных фильмов-ограблений, когда основной сюжет посвящен побегу воров от правосудия. Гекко, как и прочие американские преступники, стремятся к мексиканской границе, где их ждет беспечное будущее.
Однако в местном баре «Крученые титьки» авторы дают волю своему безудержному воображению и трансформируют криминальный боевик в хоррор категории B. Подготовив аудиторию с помощью феерического «змеиного» танца в исполнении Сальмы Хайек, Родригес и Тарантино пускаются во все вампирские тяжкие. Музыкальная группа, играющая на инструментах из человеческих тел. «Секс-машина» с выкидным револьвером, прикрепленным к паху. Распятие из дробовика и палки, святая вода в презервативах и пневматическая дрель с установленным в ней колом. Благодаря необычному жанровому смешению «От заката до рассвета» быстро сформировал вокруг себя солидный круг почитателей и сделал узнаваемыми сразу несколько талантливых артистов.
Когда за дело берется Дэнни Бойл, можно быть уверенным в том, что он внесет экспериментальное разнообразие в застоявшиеся жанры. Если постановщик берется за криминальную драму о наркозависимых, то получается безбашенный трип «На игле» (1996). Если ему нужно рассказать о зомби-апокалипсисе, то выходит динамичный ужастик «28 дней спустя» (2002). А если режиссеру поручают космическую фантастику, на выходе мы имеем крайне недооцененное «Пекло». Приключенческая драма о спасении человечества с помощью взрыва на Солнце подается как философская притча в космосе. Авторы рассуждают о смысле бытия, конце человека как вида и месте Homo Sapiens на огромных просторах вселенной.
Но финальный акт «Пекла» переворачивает повествование с ног на голову. Бойл и сценарист Алекс Гарленд вводят в сюжет, казалось бы, незначительную второстепенную арку, которая должна была просто расширить предысторию фильма. Однако именно эта линия смещает акцент с научно-фантастической драмы на напряженный триллер в лучших традициях хоррора «Сквозь горизонт» (1997). Ввиду определенных обстоятельств герои начинают гибнуть один за другим, и изначальная борьба за всеобщее выживание становится борьбой за жизнь в условиях надвигающегося конца света. Тема самопожертвования проходит лейтмотивом через весь сюжет, демонстрируя, что между «хорошими» и «плохими» не так уж мало общего. Просто они по-разному смотрят на ситуацию и судьбу людей.
«Хижина в лесу» только на первый взгляд кажется традиционным ужастиком. Группа типичных американских студентов, типичный домик в типичной лесной глуши, типичные странные люди на типичной заправке. Согласитесь, так начиналось немало хорроров. Но лента хитро обманывает ожидания зрителей, используя киноклише и поначалу намеренно следуя всем правилам ужастиков для развития сюжета. Герои действуют как в классических фильмах, совершают привычные ошибки, задаются привычными любителям жанра вопросами. И когда аудитория оказывается в этой ловушке, история полноценно расправляет крылья, делая уклон в сторону сатиры и метанарратива.
Весь отпуск подростков оказывается тщательно спланированным мероприятием по «спасению мира». Каким образом? Специалисты пытаются провести загадочный ритуал, который должен умилостивить древних божеств. Все остальные операции провалились, и только бравые американские мальчишки и девчонки могут остановить конец света ценой собственных жизней. «Хижина в лесу» умело погружает зрителей в комедийный метахоррор, которой одновременно критикует устои жанра и остается невероятно креативным в плане подхода к созданию страшных историй. С обязательным чувством безнадеги в конце.
Вестерны обычно не брезгуют экранным насилием. И в большинстве случаев режиссеры знают грань, за которой жестокость перерастает в немотивированное кровавое месиво. Даже Тарантино в своей дилогии («Джанго освобожденный», «Омерзительная восьмерка») подходил к подобным сценам избирательно и со вкусом. Но «Костяной томагавк» уверенно смешивает вестерн и хоррор, удивительным образом избегая признаков фильмов категории B. Большую часть хронометража лента, следуя законам жанра, медитативно вводит зрителя в курс происходящего, знакомя с миром, историей и персонажами. И ничто из этого не предвещает кровавого ужаса, ожидающего героев в заключительном акте.
Начинается «Костяной томагавк» с привычного сюжетного тропа – шериф вместе с отрядом добровольцев отправляется на поиски пропавших без вести. В какой-то момент в повествовании появляется группа индейцев, на которых и падает подозрение героев. Зритель подсознательно готовится к жестокому противостоянию между ковбоями и краснокожими. Кто-то уж точно должен лишиться скальпа. Но оказывается, что злые индейцы – гурманы-эстеты, любящие полакомиться человечинкой. Заключительный эпизод может оттолкнуть даже самого насмотренного зрителя, а знаменитая сцена с флягой еще долго будет сниться в ночных кошмарах.
Семья Кима влачит жалкое существование в крохотной подвальной квартирке. Денег на жизнь катастрофически не хватает, нормальной работы нет, даже Wi-Fi приходится «воровать» у соседей. Бедственное положение неудачников спасает случай – богатая семья ищет репетитора, на место которого идеально подходит сын Кима. Со временем в дом зажиточных корейцев перебирается все семейство, уверенно устраняющее на пути своего паразитического счастья любые преграды. Но неожиданный ночной звонок полностью меняет как жизнь героев, так и жанровую принадлежность картины.
«Паразиты» – это, возможно, самый характерный пример фильмов-перевертышей. Структура ленты базируется на вечной проблеме классового неравенства и благосостояния общества. Благодаря этой простой основе Пон Джун-хо смог проложить для зрителей настоящие американские горки. Под видом острой сатиры с элементами черной комедии скрывается душераздирающий и напряженный триллер, раскрывающийся перед публикой так же неожиданно, как дверь в злополучную тайную комнату для героев драмы. Мастерская манипуляция с аудиторией срабатывает безукоризненно, заслуженно и почти моментально возводя «Паразитов» в статус живой классики.
«Треугольник печали» стилистически очень похож на «Паразитов». Та же история про богатых и бедных, тот же подход к репрезентации обеих сторон. Первые – оторванные от реальности снобы, возмущающие своим поведением всех и вся. Вторые – вечные гарсоны и прислужники, готовые выполнять любые прихоти господ только для того, чтобы зацепиться за шанс на лучшую жизнь. Рубен Эстлунд возводит конфликт в абсолют не столь изящно, как его корейский коллега, но при этом достаточно грязно, откровенно и ярко. Коррективы в социальную несправедливость вносит званый ужин, который для одних заканчивается спасательными жилетами, а для других – нескончаемым потоком рвоты.
В результате крушения яхты в живых остается только небольшая группа людей, состоящая из нескольких богачей и бедняков. Везунчики добираются до острова, который, в свою очередь, полностью меняет как структуру ленты, так и структуру социального взаимодействия между персонажами. Статус-кво господствующей силы перестраивается: авторитет и возможности толстосумов оказываются бесполезными в условиях выживания, в то время как навыки обслуживающего персонала приходятся как нельзя кстати. Остров не только вскрывает реальное положение дел в классовом неравенстве, но и демонстрирует, что господство и тирания свойственны и тем и другим. Просто проявляются они в зависимости от определенных обстоятельств.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…