Слушать подкаст
!!! Треков не найдено
15:28
КиноРепортер > Кино > Никаких зомби! 10 фильмов-катастроф о конце света

Никаких зомби! 10 фильмов-катастроф о конце света

23 августа 2020 /
Никаких зомби! 10 фильмов-катастроф о конце света

Смерчи, землетрясения, потопы, астероиды и один аллигатор.

В прокат вышел боевик «Гренландия» от продюсера франшизы «Джон Уик», в котором герой Джерарда Батлера пытается вывезти свою семью в безопасное место посреди хаоса, вызванного приближением к Земле смертоносной кометы. «КиноРепортер» решил вспомнить, в каких еще блокбастерах природные катаклизмы грозили разрушить нашу планету, и предлагает получить заряд не только адреналина, но и положительных впечатлений: чаще всего финал в таких картинах оптимистичный.

«Смерч» (1996)

В фильме-катастрофе Яна де Бонта люди не бегут от смертоносной стихии, а, наоборот, преследуют ее. В центре сюжета оказываются супруги-ученые, находящиеся на грани развода (Хелен Хант и Билл Пэкстон). Несмотря на личные проблемы, они одержимы идеей запустить в центр смерча специальное устройство, способное передавать ценные для науки показания. Если охарактеризовать ленту кратко, то выйдет что-то вроде «Любовь (к ураганам и не только) с риском для жизни».

Фильм номинировался на «Оскара» в категориях «Лучшие визуальные эффекты» и «Лучший звук», однако в историю кинопремии так и не вошел. Зато в его копилке оказалась «Золотая малина», присужденная в любопытной категории «Худший фильм со сборами свыше 100 млн долларов». Не всякий проект может похвастаться подобным.

«Армагеддон» (1998)

С одной стороны, «Армагеддон» — это та самая картина, которая непременно должна быть включена в любой список фильмов о стихийных бедствиях. Культовый статус, душевность и Майкл Бэй в режиссерском кресле служат тому абсолютными гарантами. С другой — у ленты находится немало отличительных черт: слегка фантастический налет (он, правда, уравнивается отличной проработкой реалистичности происходящего на экране) и решительность героев, дерзнувших на решительные действия по предотвращению катастрофы. В итоге происходящее напоминает один из самых занимательных киноквестов по спасению человечества: группе простых работяг и пилотов НАСА предстоит взорвать гигантский астероид, который уже спровоцировал на Земле разрушения небывалых масштабов. Просто напомним, что в главных ролях Брюс Уиллис, Бен Аффлек, Лив Тайлер, Билли Боб Торнтон и Стив Бушеми.

«Столкновение с бездной» (1998)

Интересно, что, помимо «Армагеддона», в том же 1998 году вышел еще один проект, который можно отнести к жанру научной фантастики. Либо гении мыслят одинаково, либо на исходе тысячелетия тема катастроф была востребована как никогда. В «Столкновении с бездной» герои точно так же пытаются подорвать комету, грозящую уничтожить животный и растительный мир Земли за считаные месяцы. Помимо катаклизмов, в картине без особого труда можно отыскать стандартные жанровые элементы: непредвиденные проволочки, журналистские расследования, политические интриги, массовые волнения и бесконтрольный страх населения.

Однако без интересных деталей тоже не обходится: сюжет постоянно подтверждает слова о том, что ничего в этой жизни не дается легко (особенно если говорить о спасении целой планеты), космические эпизоды миксуются с земными, а вопрос жертвенности встает особенно остро. Разрушений, разумеется, тоже хватает: обойдемся без спойлеров, но масштаб происходящего на экране однозначно стоит просмотра.

«Послезавтра» (2004)

Непревзойденным мастером в этом жанре является Роланд Эммерих. Несмотря на внушительный багаж кинофантастики, снимал американский режиссер и ленты, где основным антагонистом выступали не инопланетяне или культовые монстры, а матушка-природа. В «Послезавтра» грандиозные картины разрушения Америки органично переплетены с мелодраматическими линиями и экологической повесткой.

Неудивительно, что лента была с восторгом принята публикой: на экране можно увидеть широчайший диапазон катаклизмов, вызванных глобальным потеплением, — от затяжных ливней, цунами и торнадо до наступления нового ледникового периода. Парадоксально, но невероятно зрелищно. А уж если вспомнить, что главные роли играют Деннис Куэйд и совсем юный Джейк Джилленхол, причин для повторного просмотра становится еще больше.

 «2012» (2009)

Еще один известный проект Роланда Эммериха, который вышел в прокат спустя 5 лет после премьеры «Послезавтра». Название получилось говорящим: отсылка к календарю майя буквально кричала о том, что зрителей ждет новая вариация на тему апокалипсиса. На этот раз причиной неминуемо надвигающегося конца света послужила вспышка на Солнце, разогревшая ядро Земли и приведшая к появлению новых частиц, поведение которых предсказать невозможно. Причина не слишком очевидная, а вот итог предсказуемый: землетрясения, извержения вулканов, цунами и вот это вот все. Разрушенное культурное наследие и обломки цивилизации (в буквальном смысле) показаны во всей красе — природа не щадит ни статуи Христа в Рио, ни собор Святого Петра в Ватикане, ни Белый дом.

Большой хронометраж, кстати, картине не вредит: действующих лиц здесь хватает (Джон Кьюсак, Аманда Пит, Чиветел Эджиофор, Дэнни Гловер, Тэнди Ньютон, Оливер Платт, Том МакКарти, Вуди Харрельсон и другие), так что темп не проседает, а за проявлениями человеческой натуры в экстремальных условиях следить всегда интересно.

«Невозможное» (2012)

Об испанском фильме «Невозможное», скорее всего, слышали только заядлые киноманы, а зря. Лента недаром стала не только сенсацией на родине, но и выдвигалась на «Оскара» и «Золотой глобус». Их фильму могла принести исполнительница главной роли Наоми Уоттс. Кстати, она была не единственной знаменитостью в проекте: партнером актрисы стал Юэн МакГрегор. Звезды сыграли супружескую пару, которая вместе с тремя детьми (роль старшего досталась совсем еще юному Тому Холланду) оказалась в центре масштабного цунами. Из-за того, что проект основан на реальных событиях, а реальный прототип главной героини работала со сценаристом, лента получилась не только максимально приближенной к тому, что происходило на самом деле, но и эмоционально сильной. История семьи, разворачивающаяся на фоне разрушительной катастрофы, изобилует трагическими поворотами, так что переживаний будет в избытке.

«Навстречу шторму» (2014)

Охотниками за гигантскими смерчами являются и герои фильма-катастрофы «Навстречу шторму». Только вот они гоняются не за научными открытиями, а за деньгами и чистым адреналином. И иногда слишком далеко заходят в попытке сделать идеальный снимок разрушительного природного явления. По мере того как напряжение нарастает, а катаклизмы приобретают все более причудливые формы (как вам, например, огненный смерч?), героям приходится не только спасать незадачливых бедняг, не успевших укрыться, но и учиться принимать хоть какие-то решения, требующие личной ответственности.

Несмотря на то что критики от фильма в восторг не пришли, посмотреть его можно как минимум по двум причинам — актерский состав во главе с Ричардом Армитаджем, а также тот факт, что «Навстречу шторму» представляет собой вариацию на тему found footage — найденной видеопленки с места событий. Какая-никакая, а изюминка.

«Разлом Сан-Андреас» (2015)

Дуйэн Джонсон в главной роли и зрелищные разрушения. Учитывая, что персонаж Скалы — пилот вертолета пожарной охраны Лос-Анджелеса, то наблюдать за ним можно в воздухе, на земле и в воде — неплохая комбинация. Целью всех этих экстремальных действий является спасение семьи. Правда, герой переживает развод с женой и испытывает чувство вины из-за смерти дочери, но он, разумеется, готов на все, чтобы вывести родных за пределы территории, где уже вовсю хозяйничает природа. Так что семейные проблемы семейными проблемами, а необходимое для выживания объединение никто не отменял. В целом фильм — типичный представитель жанра со всеми вытекающими из этого утверждения последствиями, а вот хорошо это или плохо — решать только зрителю.

«Геошторм» (2017)

Во вселенной «Геошторма», согласно законам жанра, климат выкидывает все новые подлости, а человечество находится на грани вымирания. Не желая мириться с такой печальной участью, лучшие умы придумывают технологию «Голландец», которая поможет скорректировать погоду с помощью глобальной сети спутников. Однако, как это всегда и бывает, что-то идет не так, и с проблемой приходится разбираться создателю системы, которого несколько лет назад отстранили от проекта из-за несговорчивости. Попытки героя разобраться в происходящем приводят к странным сюжетным поворотам (по правде говоря, можно заподозрить создателей в банальном желании потянуть время) и внезапно всплывшей теме о господстве США. Но фильмы-катастрофы хороши именно своей зрелищностью, а с этим в «Геошторме» все более-менее в порядке. К тому же Джерард Батлер в главной роли, глобальное потепление и космические исследования — микс как минимум необычный.

«Капкан» (2019)

Интересная деталь нашлась и в довольно камерном, но все же отвечающем жанровым стандартам «Капкане». В центре сюжета оказывается молодая пловчиха Хэйли (звезда «Бегущего в лабиринте» Кая Скоделарио). После того как на Флориду обрушивается ураган пятой категории, она отправляется на поиски отца, который не выходит на связь. Поисковая миссия оказывается удачной: мужчина, хотя и ранен, но жив. Неприятности, впрочем, на этом только начинаются, поскольку герои не могут выбраться из полузатопленного подвала. А после того как в ловушке за компанию обнаруживается огромный аллигатор, готовый напасть в любой момент, дело принимает совсем уж дурной оборот.

 

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: