Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > По косточкам: Деконструируем классические фильмы ужасов

По косточкам: Деконструируем классические фильмы ужасов

30 октября 2023 /
По косточкам: Деконструируем классические фильмы ужасов

Пятерка лихих слэшеров — от ироничного мокьюментари до черной-пречерной комедии.

Что посмотреть на Хэллоуин, чтоб было и весело, и страшно? Конечно, метахоррор! «КиноРепортер» собрал ужастики, которые не жалеют свой собственный жанр и выворачивают его наизнанку самыми неожиданными способами.

«Под маской: Восхождение Лесли Вернона» (2006)

Между легендарным «Криком», главная роль в котором отведена фанатам хоррор-картин, и «Реальными упырями», ставшими эталоном уморительного мокьюментари, был фильм Скотта Глоссермана, незаслуженно обделенный вниманием зрителей. И выстроенный на том, за что мы любим те самые шедевры Уэса Крэйвена и Тайки Вайтити.

«Под маской» – это ироничный и до смешного обстоятельный псевдорепортаж о жизни молодого человека, очарованного злодеями культовых слэшеров: «Хэллоуин», «Пятница, 13-е», «Кошмар на улице Вязов» – и далее по списку. Трогательный Лесли приглашает к себе съемочную группу, чтобы увековечить главное событие его жизни: кровавую резню, к которой он готовится очень тщательно. Молодой человек не упускает ни одной детали и объясняет каждый троп классического слэшера с точки зрения самого убийцы. Какие тренировки лучше подходят для будущего маньяка-убийцы? Как выбрать подходящую группу жертв из колледжа? Как пугать их до того, как случится расправа? Лесли знает!

Съемочная группа в «Восхождении Лесли Вернона» не остается за кадром – и юная Тейлор, которая берется взять опасное интервью, и ее верный оператор тоже подходят к своему делу ответственно. А еще играют ключевую роль в сюжете. Какую именно – мы вам, конечно, не скажем. Но можем заверить, что без хороших поворотов тут не обошлось.

«Убойные каникулы» (2010)

Если герои «Лесли Вернона» – умницы, и используют знание классических ужасов себе на пользу, то тут все наоборот. Герои черной комедии Илая Крейга обворожительно глупы – на радость любителям жанра. Эта мощная доза подросткового идиотизма и придает «Убойным каникулам» самый элегантный цвет.

В основе сюжета – тоже, естественно, клише (к которому мы вернемся еще не раз): компания студентов отправляется в домик в лесу, чтобы хорошо провести время. Но есть нюанс: в этом же лесу, совсем неподалеку, располагается дача Такера и Дейла – добродушных сельских мужиков. Они приезжают отремонтировать домик, а подростки, вдохновленные романтикой хорроров, принимают их за маньяков-убийц – и понеслось.

«Убойные каникулы» давно растащили на цитаты, и одна из них исчерпывающе описывает происходящее на экране: «Ребятишки приехали и самоубиваются на свежем воздухе». Так что кровавый фарс, в котором причиной всех трагедий являются не намеренные злодеяния, а глупость и шаблонное мышление, передает привет не только «Техасской резне бензопилой» и прочей классике жанра, но и франшизе «Пункт назначения».

«Хижина в лесу» (2011)

Все та же завязка: ребятишки приехали отдохнуть на свежем воздухе. Набор героев тоже стандартный: развратная красотка, ее ручной качок, душный ботаник, приятная скромница и потешный придурок. События постепенно подводят каждого к гибели – но здесь виной всему уже не их неосмотрительность, а неумолимый рок. У которого есть конкретное воплощение.

«Хижина в лесу» Джосса Уидона – зрелище с двойным дном. Раскрыть, каким именно режиссер сделал второй «уровень» сценария, без спойлеров практически невозможно. Скажем так: за каждым шагом героев пристально следят. Но кто – а главное, зачем – до поры до времени должно оставаться тайной.

Помимо метауровня повествования, восхитительного юмора, обаятельных злодеев и их эффектных «питомцев», в «Хижине» еще и мощный актерский состав: тут и Сигурни Уивер, и Крис Хемсворт, и Брэдли Уитфорд. И, в конце концов, это Джосс Уидон – так что смотреть нужно.

«Последние девушки» (2014)

Здесь шаблонный троп из фильмов ужасов вывели аж в название фильма: «Последняя девушка» – the final girl – та самая скромница, которая обычно остается у злодея «на десерт». И, как правило, выживает (но это не точно). Такая есть во всех вышеперечисленных фильмах. Здесь они – в ассортименте. Кто станет последней-распоследней – вот в чем вопрос.

В «Последних девушках» Тодда Штрауса-Шульсона способ разобрать жанр на запчасти прямолинеен донельзя: по сути, это фильм в фильме. Кинотеатр, в котором герои (конечно же, компания подростков) смотрят картину «Кровавая баня», загорается, ребятишки проходят сквозь дыру в экране, чтобы спастись от пожара, и оказываются по ту сторону экрана. Снова слэшер, лес и те самые тропы. А заодно – покойная мама главной героини, которая в свое время сыграла важную роль в «Кровавой бане».

Несмотря на неуклюжую завязку, «Последние девушки» приятно удивляют: среди шуток и отсылок нашлось место и для неподдельно драматичных, почти сентиментальных моментов. Небольшая доля серьезности уравновешивает абсурд, и получается отличный аттракцион.

«Кошмар на улице Вязов 7» (1994)

Седьмая часть франшизы, знакомой всем на белом свете, – воплощенная рефлексия и самоирония тех, кто однажды выпустил на экраны Фредди Крюгера. «Новый кошмар» (так дословно переводится название картины) – снова кино о кино, но тут уже не зрители идут в фильм. А антигерой в той самой полосатой кофточке идет искать тех, кто его породил, – членов съемочной группы Уэса Крэйвена.

Актеры, задействованные в предыдущих частях «Кошмара на улице Вязов», и сам режиссер – в роли самих себя, нагнетание саспенса через артефакты, созданные художниками фильмов, паранойя героев, для которых грань между творчеством и реальностью стирается… У Крэйвена получилось, что называется, «мета-мета». Но не игрой единой – и даже не отсылками к предыдущим частям – славен «Новый кошмар».

В этом фильме, снятом к десятой годовщине премьеры самого первого «Кошмара на улице Вязов», Крэйвен постарался отойти от карикатурности оригинальной франшизы. Фредди стал менее комичным, пространство картины – более мрачным, посыл – почти философским.

На руку создателям это не сыграло: в прокате «Новый кошмар» собрал значительно меньше, чем любой из старых. Как впоследствии точно заметили критики, этот метахоррор стал не только своевременным прощанием режиссера с франшизой о Фредди Крюгере, но и прелюдией к «Крику» – одному из лучших фильмов Крэйвена.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: