Ужасы нашего космоса: 10 фильмов про межзвездные путешествия | КиноРепортер
КиноРепортер > Статьи > Кино > Ужасы нашего космоса: 10 фильмов про межзвездные путешествия

Ужасы нашего космоса: 10 фильмов про межзвездные путешествия

24 сентября 2019 / Артур Завгородний
Ужасы нашего космоса: 10 фильмов про межзвездные путешествия

На российские экраны выходит эпичная драма с Брэдом Питтом «К звездам». Вспоминаем лучшие фильмы, сюжеты которых разворачиваются в безвоздушном пространстве.

«Сквозь горизонт» (1997)

Культовая готическая хоррор-фантастика о черных дырах, пространственно-временном континууме и ужасах по ту сторону материального. Команда под руководством Лоуренса Фишберна выходит на один из самых зловещих космических кораблей, когда-либо показанных на экране. Исчезнувший «Горизонт событий» находится на орбите Нептуна. Выясняется, что полет был экспериментом и, видимо, судьбоносным — весь экипаж погиб, а значит, ничего доброго на этом жутком корабле, пробившем путь прямиком в ад, не ждите. Лучший фильм режиссера «Обители зла» Пола У.С. Андерсона — сумасшедший во всех смыслах образец трансцендентной фантастики, который напоминает «Сияние», «Восставшего из ада» и «В пасти безумия»(где главную роль тоже сыграл Сэм Нил). Не стучитесь в люки «Горизонта событий», но дикую картину, снятую оператором «Чужих» и «V значит Вендетта», обязательно посмотрите. Только не стойте слишком близко — вас могут засосать пространственные врата.

«Миссия на Марс» (2000)

Мастер саспенса раскрывает главную тайну красной планеты. «Миссия на Марс» — первый и последний фантастический блокбастер и последний студийный фильм Брайана Де Пальмы. Близкое будущее — история происходит в 2020 году, так что готовьтесь. Астронавты отправляются на спасение товарища по исследованию бескрайнего и безжизненного (или нет?) космоса, который остался единственным, кто выжил во время катастрофической бури на Марсе. Де Пальму не волнует наука в духе «Марсианина» и «Интерстеллара». Убежденный хичкоковец сделал пафосную, похожую на кэмероновскую «Бездну», фантастику о том, как чудесно и страшно плавать в космосе, а в конце ушел в конспирологию человеческого существования. «Миссия на Марс» — не только о спасении, но и о познании, и все здесь восторженно и обнадеживающе. Автор классических триллеров демонстрирует любовь к человечеству под драматическую музыку живого классика Эннио Морриконе, но видно, что в сайфае чувствует себя неуютно.

«Затура: Космическое приключение» (2005)

Сказка от режиссера «Железного человека»  Джона Фавро — «Джуманджи» в космосе, и это не случайно, потому что фильм является экранизацией книги автора «Джуманджи». Пыльная настольная игра с магическими карточками отправляет детей вместе с отцовским домом в открытый космос. Удивительно, что почти пятнадцать лет спустя эта семейная комедия о враждующих братьях не кажется старомодной. Здесь вам и волшебство, и робот, и монстры, и космические корабли, и отличные визуальные эффекты. Обидно, однако, что космическое приключение, хоть и космическое, но не такое уж приключение, потому что мальчишки, легкомысленно нажавшие на красную кнопку, и замерзшая Кристен Стюарт застряли в доме, отчего фильм о банальных человеческих истинах кажется маленьким. Сама ретро-игра, из которой не выбраться, пока не доиграешь до конца, наверняка увлекательная, но от «Затуры» ждешь грандиозности.

«Пекло» (2007)

После великого зомби-триллера «28 дней спустя» Дэнни Бойл отправился в самое пекло. Человечество погибает в вечной мерзлоте. Ученые на «Икаре I» летят в космос, чтобы раскочегарить потухающее солнце. Больше о судне никто не слышал. Взорвать умирающее светило отправляют другой корабль — «Икар II», экипаж которого ловит сигнал заброшенного «Икара I», дрейфующего около палящей звезды. Выясняется, что в живых остался только капитан, который обезумел, стоя в обжигающих объятиях солнца. Бойл сотворил эпичную философскую фантастику и, возможно, лучшую в этом миллениуме. Надежда, страх, тайна, и все в одном полыхающем шаре. «Пекло» — о судьбе человечества, которое отчаянно бросает вызов умирающему богу. Бесподобные виды и величественная музыка, придающие мощь классическому для жанра сюжету о спасательной операции и заброшенности человечества. Забудьте про лосьон от ожогов. Никто не спасется.

«ВАЛЛ·И» (2008)

Оскароносный антиутопический шедевр студии Pixar не только о милых и влюбленных роботах, но и полноценная картина страшного будущего, в котором человечество давно покинуло загаженную планету, переселившись на гигантский круизный зведзолет, где каждый пассажир превратился в Сверхпотребителя, похожего на большого ленивого малыша. И судьба этого разжиревшего и беспомощного человечества оказывается в руках пролетария — добродушного и трудолюбивого робота, застрявшего в покинутом и безжизненном городе, где он аккуратно складывает мусор и собирает всякий хлам. Изменить будущее должны не астронавты, посланные в запредельные миры, а дружелюбный, пляшущий под мюзиклы мусорщик с железными руками. «ВАЛЛ-И» — поучительная любовная сказка, показывающая красоту жизни и уродство капитализма грустными глазами одинокого милейшего робота, как образа наивного гуманизма.

«Гравитация» (2013)

В научно-фантастическом блокбастере Альфонсо Куарона нет ни инопланетян, ни межзвездных путешествий, ни прыжков во времени, а история происходит не в будущем, а здесь и сейчас. Несчастная женщина с мужским именем Райан борется за жизнь в абсолютной пустоте, выживая вопреки всему. «Изгой» в космосе, только более захватывающий и впечатляющий. А все беды из-за русских, которые взорвали свой же спутник. «Гравитация» — аттракцион, поэтому все решает зрелище. Сентиментальная драма о силе духа и перерождении собрала охапку «Оскаров» (семь побед в десяти номинациях), в том числе за режиссуру, работу оператора (бесподобный Эммануэль Любецки) и визуальные эффекты. Ощущение, будто сам летаешь в непостижимом и пугающем космосе, и наяву, а не во сне. Приключение действительно головокружительное.

«Интерстеллар» (2014)

Космическое путешествие покинувшего своих детей отца и Отца, искажение пространства и времени, гигантские волны, ледяные облака, самое сердце тьмы и эмоциональный Мэттью МакКонахи, открывающий иные измерения. Однако при всей красоте полета по ту сторону звезд душой нолановского взгляда на мироздание остается драма дочери и отца, который отправляется в бесконечные глубины Вселенной, чтобы спасти человечество. Искусно снятая космическая драма, где много научной болтовни, не может не восхищать фантазией авторов и виртуозностью исполнения. Даже убежденный кубрикианец соблазнится монументальным «Интерстелларом» с величественной музыкой Ханса Циммера и ходячим роботом-Монолитом. Оба фильма — космические оперы, но если у Кубрика — о смерти и Сверхчеловеке, то у Нолана — о любви как еще одной загадке бытия. Любовь — измерение, пронзающее время. И в отличие от «Человека на Луне», где чувствуется поздний Терренс Малик, человек Нолана ищет новый дом среди звезд без надежды на возвращение. Как говорил Циолковский: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели».

«Мы не можем жить без космоса» (2014)

Самая маленькая и метафоричная картина в этом списке. Авторский немой мультфильм Константина Бронзита, номинированный на «Оскар», рассказывает о крепкой дружбе двух молчаливых космонавтов, которые готовятся к полету к звездам. Герои вращаются в одной центрифуге, вместе плавают, играют в шахматы и читают по ночам. Этот крохотный, но с большой душой мультфильм заставит взгрустнуть даже самых циничных. Удивительно выразительная картина без слов говорит о мужестве, любопытстве и вере в мечту, которая придает жизни смысл, и потом неожиданно становится не только о дружбе, но и об одиночестве. Пересматриваешь эту сказку снова и снова, и она все равно не отпускает. Загадочная штука этот космос.

«Пассажиры» (2016)

Романтическая попса от Мортена Тильдума, которая могла быть триллером, но не стала — это «Титаник» в космосе. И все здорово, пока не появляется Лоуренс Фишберн и не начинается пафосный голливудский bullshit. Крис Пратт в роли механика просыпается на пути к  планете, страшно далекой от Земли. Беда в том, что из-за сбоя в системе мужик открывает глаза на 90 лет раньше и теперь находится в полном одиночестве, которое только кажется счастливым — бесконечная свобода сводит героя с ума, поэтому велик соблазн кого-то разбудить. «Пассажиры» — мелодрама, где и любовь, и катастрофа, и космический корабль, который выглядит живым. Сделано дорого и богато, и как хорошая фантастика, «Пассажиры» выставляют напоказ природу отчаявшегося человека, оказавшегося один на один с экзистенциальной пустотой. И не доверяйте барменам, особенно если они роботы.

«Человек на Луне» (2018)

Не фантастика, а историческая драма. Дэмьен Шазелл сделал душевную семейную драму о любопытстве как смысле жизни и, разумеется, об одном маленьком шаге для человека и огромном скачке для человечества. Режиссер обыгрывает жизнь полного боли и печали космонавта, показывая красоту космических испытаний в подготовке к миссии «Аполлон-11», которая привела к триумфу американской космонавтики. Райан Гослинг в роли Нила Армстронга, музыка оскароносного Джастина Гурвица,  винтажная эстетика. «Человек на Луне» — один из самых трогательных и реалистичных космических фильмов нового тысячелетия. Картина имеет несколько напряженных сцен, когда испытательные полеты чуть не оборачиваются катастрофой, но Шазелл умудрился снять кино без излишнего героического пафоса и не столько о космосе (хотя лунная миссия исключительно драматична), сколько о тихой внутренней одиссее астронавта, судьба которого не только и опасна, и трудна, но и трагична.

Читайте также

Сибирь слезам не верит: Как снимали сериал «Угрюм-река» с Александром Яценко и Юлией Пересильд Кино
19 октября 2019
Сибирь слезам не верит: Как снимали сериал «Угрюм-река» с Александром Яценко и Юлией Пересильд

Страсть и ненависть, дружба и предательство — все это переживут герои романа Вячеслава Шишкова «Угрюм-река» в экранизации Юрия Мороза.

Роберт Паттинсон: «Бэтмен не герой» Кино
18 октября 2019
Роберт Паттинсон: «Бэтмен не герой»

Новый исполнитель роли Темного рыцаря рассказал об отношении к своему персонажу и нервах перед съемками.

Адам Драйвер ушел от Скарлетт Йоханссон: Вышел новый трейлер «Брачной истории» Кино
18 октября 2019
Адам Драйвер ушел от Скарлетт Йоханссон: Вышел новый трейлер «Брачной истории»

Ноа Баумбак рассказывает о мучительном разводе некогда любящих друг друга людей.

«Теперь все зовут меня Карл»: Новый трейлер «Терминатора: Темные судьбы» Кино
18 октября 2019
«Теперь все зовут меня Карл»: Новый трейлер «Терминатора: Темные судьбы»

Старая гвардия и новые лица вновь спасают человечество от вымирания.