Колоритные образчики жанра, которые удивят необычным взглядом на знакомые темы.
3 ноября 2021 года на Netflix вышел вестерн «Тем больнее падать» с Идрисом Эльбой, Зази Битц, Лакитом Стэнфилдом и другими темнокожими артистами. Для классических образчиков жанра подобный каст совсем не типичен, хотя в мире «Джанго освобожденного» Квентина Тарантино и «Великолепной семерки» Антуана Фукуа он вряд ли кого-то по-настоящему удивит.
Впрочем, и сами вестерны давно перестали преклоняться перед наследием славных предков, успешно подстраиваясь под современные реалии и принимая специфические формы. В нашей подборке – 5 нетривиальных вестернов из разных стран, каждый из которых вдыхает в жанр новую жизнь, даже если порой кажется, что ему больше нечего нам предложить.
«Человек с бульвара Капуцинов» (1987)
Хит советского проката с россыпью ослепительных звезд и всеми прелестями воспетой вестернами жизни на Диком Западе – кабацкими драками, ограблениями, перестрелками… А также искрометными музыкальными номерами и нежным, хоть и ироничным синефильством.
Интеллигент Джонни Фест в исполнении Андрея Миронова привозит в городок Санта-Каролина невиданное изобретение: синематограф. И начинает крутить короткометражки братьев Люмьер и Чаплина на потеху галдящей, насквозь проспиртованной толпе немытых мужланов (именно на бульваре Капуцинок – таково его верное наименование – в 1895 году состоялся первый в истории публичный киносеанс).
Искусство понемногу приобщает горожан к высокому. Они перестают ввязываться в драки, тщательно следят за манерами, учат новые слова («спасибо», «пожалуйста») и даже – страшно представить – отказываются от виски! Хотя местный пастор (Игорь Кваша) в компании бармена (Олег Табаков) подбивает всех воспротивиться тлетворному веянию прогресса, ибо синематограф угрожает их репутации.
Самым же ярым киноманом неожиданно становится бандит по имени Черный Джек (Михаил Боярский). Синема, синема, воистину от тебя мы без ума! А скрипучая баллада Боярского «Далека дорога твоя» легко прижилась бы и в западных вестернах. Все потому, что сделано, как говорится, с любовью.
Смотрите также: «Лимонадный Джо» (1964) – еще один культовый вестерн-мюзикл из стран соцлагеря, где стильный стрелок бьет рекорды меткости благодаря употреблению безалкогольных напитков.
«Хороший, плохой, долбанутый» (2008)
Бодрый ремейк легендарного вестерна Серджио Леоне от корейского мастера Ким Джи-уна («Я видел дьявола», «Горечь и сладость»). Чон У-сон из «Воина» вместо Клинта Иствуда. Ли Бен-хон из «Игры в кальмара» вместо Ли Ван Клифа. Сон Кан-хо из «Паразитов» вместо Илая Уоллака. Из Нью-Мексико действие перекочевало в Маньчжурию, а из 1862 года – в 1939-й.
Китай оккупирован войсками Японской империи. Корея является японской колонией. Авантюристы, военные и борцы за независимость охотятся за картой, на которой отмечен путь к таинственным сокровищам. Охотятся, прямо скажем, не щадя живота своего: без конца палят из ружей и пистолетов, гоняются друг за другом, носятся по крышам, рубятся на мечах… В общем, развлекаются на полную катушку всем нам на радость, а межличностные конфликты и политические разборки сплетаются в причудливый сюжетный коктейль.
Над железнодорожными путями гордо парят орлы. За кадром протяжно стонут заунывные мелодии, вдруг переходящие в разудалые пляски. Сон Кан-хо в ушанке лихо грабит поезд и отбивается от головорезов, напялив водолазный костюм… Открыто пародировать Леоне Ким Джи-ун, конечно, не решился. Масштаб личности не тот. Но во всем происходящем невооруженным глазом видна ласковая ирония, пусть этот потешный экзотический вестерн порой и утопает в кровавых ручьях, а количество перестрелок ощутимо перевешивает количество диалогов.
Смотрите также: «Путь воина» (2010) – мрачный воитель сбегает от прошлого на Дикий Запад, где сражается с ниндзя и в итоге торжественно уходит в закат.
«Закопанные» (2008)
Кто бы мог подумать, что некий Дж. Т. Петти, автор шедевров вроде «Охотников на демонов» и «Мутантов 3», создаст приличный ужастик, в компании которого можно провести довольно увлекательные полтора часа? Мы оказываемся в далеком 1879-м на территории Дакоты. В начале ленты семья эпизодических персонажей прячется не пойми от кого в подвале. Сперва думаешь – ну, наверное, индейцы напали. А чуть позже выясняешь: нет, не индейцы. Кое-кто похлеще.
Фильм стартует под грохот выстрелов и эхо от оглушительных криков и комфортно чувствует себя на территории хмурого вестерн-хоррора об ужасах американских степей. По форме же это размеренное роуд-муви о том, как группа смельчаков отправилась на поиски нескольких честных американцев, похищенных и увезенных в неизвестном направлении.
Во всем виноваты мерзкие твари, так называемые копатели, которые живут под землей и атакуют под покровом ночи. Они обитали на этих землях задолго до появления индейцев. Питались бизонами, а жертв закапывали заживо – на черный день. Бизонов истребили белые, и копателям понадобилась новая добыча. Вполне, надо сказать, реалистичная легенда.
Смотрите также: «Костяной томагавк» (2015) – все примерно то же самое, только вместо копателей – каннибалы, а вместо актеров-ноунеймов – Курт Рассел, Патрик Уилсон и Мэттью Фокс.
«Ранго» (2011)
В 2003 году режиссер Гор Вербински сделал Джонни Деппа суперзвездой, превратив в очаровательного пиратского капитана Джека Воробья в блокбастере «Пираты Карибского моря». А спустя 8 лет Депп подарил свой голос еще одному знаменитому персонажу Вербински – хамелеону из вестерна «Ранго», неисправимому мечтателю и поклоннику творчества Уильяма Шекспира.
Волею судеб тот оказывается посреди раскаленной пустыни, в изнемогающем от жажды городке с говорящим названием Сушь. И времени даром не теряет. Берет звучное имя Ранго, притворяется непобедимым стрелком, нацепляет на грудь шерифскую звезду и клянется вернуть мирным жителям, колоритным зверям, воду и надежду на будущее. Хотя мэр (черепаха) всячески плетет вокруг него козни, зловещий бандит (гремучая змея) подвергает сомнению его авторитет, а бродячие музыканты (совы) предрекают ему скорую и неотвратимую погибель.
Но людям – точнее, животным – нужно во что-то верить. Так почему бы не сделать своим защитником пучеглазого пройдоху-хамелеона, который способен одной пулей прикончить огромного орла, а с благословения Клинта Иствуда, предстающего в обличье Духа Дикого Запада, готов бросить вызов шайке безжалостных негодяев? Так трикстер превращается в героя. А герой – в легенду.
Смотрите также: «Спирит: Душа прерий» (2002) – анимационные индеец и мустанг с голосом Мэтта Дэймона против солдат и тяжелой поступи цивилизации.
«Ковбои против пришельцев» (2011)
1873 год. Некто с потрепанным лицом Дэниэла Крэйга и чудным браслетом на руке приходит в себя где-то в аризонской глуши. Без шляпы, сапог и малейших представлений, что ему понадобилось в этой Богом забытой дыре. Вскоре безымянный путник добредает до городка Абсолюшен, где тайное частично становится явным. Мы узнаем, что герой – преступник, разыскиваемый за добрый десяток преступлений. И он же оказывается единственным, кто в силах помочь местным жителям дать отпор… инопланетным захватчикам.
В основе фильма Джона Фавро – одноименный графический роман с гениальной в своей простоте идеей. Берем классический вестерн-сеттинг с ковбоями, индейцами, грабителями, салунами, раскаленными скалами и добавляем в него нечто чужеродное, странное, чего здесь не могло быть ни при каких обстоятельствах.
А в результате получаем нестандартный кросс-жанровый блокбастер о столкновении суровых мужчин на лошадях с зловредными пришельцами. Все это чересчур серьезно, конечно, но с Крэйгом и Харрисоном Фордом в роли деспотичного полковника вообще шутки плохи.
Смотрите также: «Дикий, дикий Запад» (1999) – худшая роль в карьере Уилла Смита, как он сам чистосердечно признался, зато имеются Сальма Хайек в откровенном платье, огромный робот-паук и Кеннет Брана на четырех механических ногах.
Комментарии