Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Такие разные Бендеры: Сергей Юрский, Андрей Миронов и другие

Такие разные Бендеры: Сергей Юрский, Андрей Миронов и другие

25 июня 2021 /
Такие разные Бендеры: Сергей Юрский, Андрей Миронов и другие

К выходу фильма «Бендер: Начало» вспоминаем всех великих комбинаторов мирового кино.

Герой «12 стульев» и «Золотого теленка», Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей или просто Остап Бендер – один из самых ярких персонажей отечественной литературы. Ему установлено 17 памятников в разных городах – кто еще из вымышленных героев может похвастаться подобным? И тем удивительнее, что никто из режиссеров так и не экранизировал обе книги Ильи Ильфа и Евгения Петрова одновременно. Из актеров более одного раза его сыграл только Арчил Гомиашвили, но лишь благодаря проектам, имевшим косвенное отношение к исходным романам.

Сергей Юрский («Золотой теленок», 1968)

Сергей Юрский Остап Бендер

Честь первым перенести на экран творение Ильфа и Петрова в исконном виде (всевозможные вольные вариации выходили с 1933 года многократно и исключительно за рубежом) выпала Михаилу Швейцеру, к тому моменту успевшему проделать это с романом Льва Толстого «Воскресение» (1960).

Взялся режиссер сразу за «Золотого теленка», в который, помимо звезды «Человека ниоткуда» (1961) и «Республики ШКИД» (1966) Сергея Юрского, зазвал Леонида Куравлева (Шура Балаганов), Зиновия Гердта (Паниковский) и Евгения Евстигнеева (подпольный миллионер Корейко).

Фильм стал каноническим, а единого мнения, кто лучший Бендер – Юрский или Андрей Миронов, – просто не существует.

Фрэнк Ланджелла («12 стульев», 1970)

Фрэнк Ланджелла

А вот «12 стульев» максимально близко к первоисточнику раньше всех снял Голливуд! К 1970 году за плечами Мэла Брукса был всего один фильм – комедийный мюзикл «Продюсеры» (1968), но и его хватило, чтобы громко заявить о себе (в 2005-м даже вышел ремейк картины). Главное, дебют по духу был очень близким – его герой по сути тоже был великим комбинатором.

Правда, несмотря на все старания (даже название фильма было написано по-русски, хоть и с ошибкой – «Ч» вместо «У»), великая история мошенничества у Брукса не удалась. Костюмы и антураж получились скорее псевдорусскими, как и фразы второстепенных героев, для которых наняли десятка три сербских актеров.

В итоге «12 стульев» – самая слабая работа в карьере культового пересмешника, автора «Страха высоты» (1977) и «Космических яиц» (1987). Фрэнк Ланджелла смотрелся в роли Остапа неплохо, но получился уж слишком слащавым.

Арчил Гомиашвили («12 стульев», 1971)

Арчил Гомиашвили

В СССР первым поиски сокровищ мадам Петуховой визуализировал король советской кинокомедии Леонид Гайдай. К столь непростой творческой задаче режиссер подошел, уже сняв «Операцию «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказскую пленницу» (1966) и «Бриллиантовую руку» (1968), так что опыта ему было не занимать.

Выбор на главную роль малоизвестного грузинского актера Арчила Гомиашвили (которого еще и переозвучил Юрий Саранцев, а пел за него Валерий Золотухин) был, мягко говоря, не очевидным, так что свои позиции Гайдай усилил, пригласив на другие роли популярных комедийных актеров – Сергея Филиппова, Михаила Пуговкина, Наталью Крачковскую и Юрия Никулина.

Однако опасения были напрасными. Несмотря на то что Гомиашвили был еще и значительно старше литературного Бендера, его версия по праву конкурирует с Юрским и Мироновым за звание лучшей. При этом пылкий грузин был в бешенстве, узнав, что его переозвучили, – он в пух и прах разругался с Гайдаем и заявил, что если бы знал об этом заранее, то никогда бы не согласился на съемки.

Андрей Миронов («12 стульев», 1976)

Андрей Миронов

Самой масштабной постановкой «12 стульев» – хотя бы из-за 5-часового хронометража – стал мини-сериал Марка Захарова с Андреем Мироновым в главной роли.

Миронов тогда был практически самым популярным актером в СССР, а его талант – практически безграничным. Да и тандем с Анатолием Папановым, сыгравшим Кису Воробьянинова, отработан еще на «Бриллиантовой руке». Курьезный факт: Миронов и Папанов пробовались у Гайдая, и тот их забраковал, за что потом себя очень корил.

Фильм стал хитом после первого же показа. Ну еще бы! Помимо Миронова и Папанова, в нем снялись Олег Табаков, Ролан Быков, Георгий Вицин, Татьяна Пельтцер, Любовь Полищук, Николай Караченцов… А какие там были песни Юлия Кима на музыку Геннадия Гладкова! Одно «Танго любви» чего стоит! Остап Бендер стал одной из главных ролей в жизни безвременно ушедшего в 46 лет Андрея Миронова.

Сергей Крылов («Мечты идиота», 1993)

Сергей Крылов

Если пытаться каждому из исполнителей роли Остапа выдать по номинации, то Сергей Крылов – без сомнения, получил бы статуэтку в категории «Самый необычный Бендер».

Василий Пичул, прогремевший на весь Союз своей «Маленькой Верой» (1988), был молодым, талантливым и очень амбициозным режиссером, для которого главным в любом проекте был вызов – самому себе и всему миру. А идея пригласить на роль великого комбинатора певца Сергея Крылова, у которого практически не было актерского опыта, а главное, который был шире литературного Остапа примерно раза в три, – это самый настоящий вызов.

Несмотря на то что в проекте отметились Станислав Любшин, Владимир Этуш, Андрей Смирнов и еще немало известных актеров, фильм событием не стал. И это мягко сказано.

Георгий Делиев («12 стульев», 2004)

Георгий Делиев

Комедия немки Ульрике Оттингер, в свою очередь, наименее известная из всех экранизаций. При этом обладательница приза Берлинского кинофестиваля за вклад в киноискусство подошла к фильму тоже весьма оригинально.

Актерский костяк картины, полностью снятой в Одесской области немецкой съемочной группой, составила одесская комик-труппа «Маски» во главе с Георгием Делиевым. В остальных ролях снялись украинские и русские актеры, говорившие в кадре на русском языке. То есть на то, что фильм немецкий, не указывало ничего.

Однако на деле влияние 60-летней Оттингер проявилось куда меньше, чем творчество Делиева и Ко, которые привнесли во всем известную историю поисков клада не уместную там стилистику «Маски-шоу».

Николай Фоменко («12 стульев», 2005)

Николай Фоменко

Всего через год после снятых на Украине «12 стульев» Ульрике Оттингер вышла одноименная украино-российская версия, снятая украинским режиссером Максимом Паперником. В своих претензиях эта постановка явно метила в классический мини-сериал Марка Захарова, и на первый взгляд причины на то были.

В картине были задействованы Николай Фоменко, Илья Олейников (Воробьянинов), Анжелика Варум (Эллочка-людоедка), Юрий Гальцев (отец Федор), Нина Усатова (Мадам Грицацуева) и Людмила Гурченко (Елена Боур). Музыку же к фильму написал Максим Дунаевский – автор шедевральных саундтреков к «Карнавалу», «Зеленому фургону», «В поисках капитана Гранта» и «Д’Артаньян и три мушкетера».

И все же в списке всех экранизаций «12 стульев» работа Максима Паперника занимает почетное последнее место, в чем целиком и полностью его «заслуга». Получилось безвкусно, коряво и аляповато.

Олег Меньшиков («Золотой теленок», 2005)

Олег Меньшиков

Удивительно, но 8-серийный «Золотой теленок» Ульяны Шилкиной вышел в тот же год, так что при желании можно было посмотреть его вслед за «12 стульями» Максима Паперника как своеобразное продолжение. Но лучше не надо, потому что эти две экранизации предельно разнятся по стилистике.

Что их, безусловно, роднит – это критика, потому что сериалу изрядно досталось за вялость, плохую игру актеров и крайне слабое отражение духа исходного романа. Больше всего, кажется, критиковали Олега Меньшикова, который, например, по мнению Татьяны Лиозновой, автора «Семнадцати мгновений весны», стал худшим из Остапов.

Тем не менее сериал интересен уже тем, что, снятый уже в XXI веке, он включает в себя несколько сцен из романа, которые не вошли в более ранние экранизации по цензурным соображениям. В частности, сцены в психбольнице и Вороньей слободке.

Бонус. «Лучший Бендер – Никита Михалков»

Великий комедиограф Георгий Данелия как-то сказал:

«У меня есть мой Бендер в голове, я в свое время должен был снимать картину об Остапе, но в результате снял картину Леонид Гайдай. Я видел кинопробы многих актеров на эту роль. Лучший из всех был Никита Михалков. Его утвердили на Бендера, но сказали, что ему нужно сбрить усы. Но Никита отказался, сказал, что, если мужчина отпустил усы, он не может их сбрить никогда, в чем я с ним согласен».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: