18 мая стартовал 75-й Каннский кинофестиваль. Стартовал, увы, без российской прессы и почти без российских кинематографистов. Однако прекрасных режиссеров там представлено немало, и о тех, кто, по нашему мнению, имеет все шансы получить «Золотую пальмовую ветвь», мы решили подробнее рассказать в этом материале.
68-летний Люк и 71-летний Жан-Пьер Дарденны приезжают на Лазурный Берег в качестве едва ли не главных фаворитов. Прежде чем переключиться на художественное кино, в 1970-е бельгийские постановщики плотно занимались документалистикой. В отличие от их игровых картин, имеющих лаконичные, емкие названия, документальные работы Дарденнов были озаглавлены куда более витиевато. «Когда корабль Леона М. прошел по реке Маас первый раз», например. Или «Для того чтобы война прекратилась, стены должны быть разрушены». А интересовали братьев в основном явления социально-экономического и политического характера – забастовки рабочих, иммиграция, движение Сопротивления во времена Второй мировой…
Документальную манеру съемки и схожую тематику Дарденны перенесли и в художественное кино, предпочитая дерганую ручную камеру, отказываясь от закадровой музыки и часто прибегая к помощи актеров-непрофессионалов. Впрочем, под их руководством даже звезды превращались в обычных людей – забитых, жалких, но отмеченных особой гордостью бедняков. Такова, скажем, Сандра в исполнении Марион Котийяр из «Двух дней, одной ночи»: ее героиня поочередно навещает коллег по работе и просит пожертвовать премией, чтобы ей удалось сохранить место.
Этот фильм, кстати, – одна из немногих дарденновских картин, не обласканных на ведущих фестивалях. А вообще «Золотую пальмовую ветвь» Канн братья получали дважды, за «Розетту» (1999) и «Дитя» (2005). После чего также завоевали приз за лучший сценарий («Молчание Лорны» 2008 года), Гран-при жюри («Мальчик с велосипедом» 2011-го) и награду за лучшую режиссуру («Молодой Ахмед» 2019-го). В последнем же фильме Дарденнов, «Тори и Локита», юные африканцы находят убежище в Бельгии – как минимум тематически подобная завязка выглядит заявкой на успех.
В отличие от Дарденнов, маэстро боди-хорроров Дэвида Кроненберга любимчиком Канн не назвать. Он пять раз номинировался на «Золотую пальмовую ветвь», но награды удостоился лишь однажды, когда в 1996 году увез особый приз жюри за виртуозный эротический триллер «Автокатастрофа» (не считая почетной премии «Золотой наставник» в 2006-м). В конце 1990-х карьера Кроненберга достигла пика, и в новом тысячелетии он пока не снял ни одной картины, способной составить конкуренцию тем же «Мертвой зоне» (1983) или «Экзистенции» (1999). Но ключевое слово – пока. Ибо следующая лента канадского гения, «Преступления будущего», возвращает его к истокам и потому является одной из самых ожидаемых каннских премьер.
В центре внимания – трансформации человеческого тела, которыми режиссер всегда был буквально одержим. Герой Вигго Мортенсена, в кроненберговской «Оправданной жестокости» выдавшего один из лучших перформансов в карьере, живет в мире ускоренной эволюции и ставит над собой безумные эксперименты. Всякими странными опытами персонажи Кроненберга занимались и раньше – в «Судорогах» (1975), «Бешенстве» (1977), «Видеодроме» (1982), «Мухе» (1986), «Связанных насмерть» (1988)…
Но прежде каннское жюри оставалось к этому равнодушно, а не далее как год назад вдохновленный «Автокатастрофой» «Титан» Жюлии Дюкурно завоевал «Золотую пальмовую ветвь». Может, история повторится? Или придется констатировать, что ученица все же превзошла учителя? Скоро узнаем – первый показ «Преступлений будущего» пройдет 23 мая. Как бы то ни было, возвращение Кроненберга к полному метру спустя 8 лет после выхода «Звездной карты» – в любом случае одно из важнейших событий этого киносезона.
Другой блестящий постановщик, давненько не радовавший нас свежими шедеврами, – 58-летний Пак Чхан-ук, один из главных южнокорейских режиссеров современности. Мировая общественность знает и любит его по великому триллеру «Олдбой» (2003), центральному звену так называемой «Трилогии мести». В 2002 году ее открыло «Сочувствие господину Месть», а «Сочувствие госпоже Месть» закрыло в 2005-м. Как нетрудно догадаться, в жизни героев этих лент происходит некая трагедия, после чего они делают все возможное (и невозможное), дабы воздать обидчикам по заслугам. Сопровождается это старым добрым ультранасилием, хотя бесспорные таланты Пак Чхан-ука им, конечно, не ограничиваются.
На заре карьеры он выпустил мощную военную драму «Объединенная зона безопасности» (2000), одно из лучших высказываний о конфликте Северной и Южной Кореи всех времен. После «Трилогии мести» Пак Чхан-ук снял обаятельную мелодраму «Я киборг, но это нормально» (2006), затем создал визионерскую вампирскую «Жажду» (2009), а в 2010-х подался в Голливуд. И если «Порочные игры» (2012) с Миа Васиковска и Николь Кидман в подметки не годятся его ранним картинам, то шпионский мини-сериал «Маленькая барабанщица» (2018) по роману Джона Ле Карре получился вполне достойным.
С тех пор Пак Чхан-ук ушел в тень. Только недавно разродился короткометражкой «Жизнь – всего лишь сон». Зато сейчас он, как и Дэвид Кроненберг, в определенной степени возвращается к лучшей версии себя. Возвращается с триллером «Решение уйти», герой которого, детектив, расследует убийство, знакомится с вдовой погибшего и оказывается втянут в загадочную историю. На «Золотую пальмовую ветвь» кореец номинировался трижды, но пока его потолком стали Гран-при жюри за «Олдбоя» и приз жюри за «Жажду».
Помимо Пак Чхан-ука, азиатский регион в Каннах представляет японец Хирокадзу Корээда, еще один маститый постановщик с богатым фестивальным прошлым. В 2018-м ему досталась «Золотая пальмовая ветвь» за трогательную ленту «Магазинные воришки», но завоевал он ее лишь с пятой попытки. После чего впервые поработал со звездами американского и европейского кино, объединив в семейной драме «Правда» (2019) Итана Хоука, Катрин Денев, Жюльет Бинош и Людивин Санье.
В отличие от многих коллег, претендующих на главный приз в этом году, Корээда не считает нужным эпатировать, пугать, гладить зрителя против шерсти. Он рассказывает абсолютно житейские истории, лиричные, простые, понятные, и в маленьких человеческих трагедиях кто-то легко узнает себя. Отношения между представителями разных поколений, встречи и разлуки, бытовые конфликты и философские дилеммы – таков круг интересов Корээды. И даже если Хирокадзу снимает триллер вроде «Третьего убийства» (2017), он все равно получается мягким и безобидным. Не чета «Трилогии о мести».
Подобные картины в Каннах тоже ценятся – вспомним хотя бы 2016 год, ознаменовавшийся триумфом тихой социальной драмы Кена Лоуча «Я, Дэниел Блэйк». В общем, у нового фильма Корээды «Посредник» отличные шансы на успех. Что особенно любопытно, после визита в Европу с «Правдой» Корээда возвращается в Азию, но не в родную Японию, а в Южную Корею, где и происходит действие ленты. В основе сюжета – сплетение человеческих судеб вокруг беби-боксов, где анонимно оставляют нежеланных младенцев. А главную роль исполнил замечательный Сон Кан-хо, звезда «Паразитов», «Таксиста» и «Воспоминаний об убийстве».
54-летний Кристиан Мунджиу – лицо румынской «новой волны», которую открыли всему миру именно Канны. Сие знаменательное событие произошло в 2005 году, когда «Смерть господина Лазареску» Кристи Пую победила в секции «Особый взгляд». Ну а закрепил успех как раз Мунджиу: в 2007-м его вторая полнометражная лента, душераздирающая драма об абортах «4 месяца, 3 недели и 2 дня», завоевала «Золотую пальмовую ветвь» (оставив за бортом «Зодиак» Дэвида Финчера, «Старикам тут не место» братьев Коэн и «Изгнание» Андрея Звягинцева). После этого румынские фильмы стали гостить на ведущих смотрах с завидной регулярностью, будь то «Поза ребенка» (2013) Калина Питера Нецера, «Свистуны» (2019) Корнелиу Порумбою, «Безумное кино для взрослых» (2021) Раду Жуде…
У каждого из этих прекрасных людей – свой характерный стиль, и привести их творчество к одному общему знаменателю невозможно. Мунджиу, например, снял всего 5 полнометражных картин, выстроенных во внешне неказистой документальной манере и сюжетно нанизанных на предельно простые – и предельно драматичные – события. Неразрывно связанные с прошлым и настоящим Румынии, запятнанным множеством социальных язв. Нередко эти ленты вызывают прямо противоположную реакцию, как было с драмой «За холмами» (2012): несмотря на два приза в Каннах, ее провокационное отношение к вопросам религии и веры не всем пришлось по нутру.
Теперь же Кристиан Мунджиу возвращается на Лазурный Берег с проектом под названием R.M.N. Его герой, Маттиас, работал в Германии, но за несколько дней до Рождества вернулся в родную румынскую деревушку, чтобы всерьез заняться воспитанием сына. Параллельно он выясняет отношения с отцом, женой, бывшей возлюбленной и группой незнакомцев, устроившихся на местную фабрику. «За холмами» принес Мунджиу награду за лучший сценарий, «Выпускной» – премию за лучшую режиссуру, поэтому и R.M.N. вполне способен повторить их судьбу.
48-летний швед Рубен Эстлунд – еще один обладатель «Золотой пальмовой ветви» среди нынешних конкурсантов. Его фамилия прогремела на весь мир в 2014-м, когда «Форс-мажор» завоевал приз жюри в «Особом взгляде» и номинировался на «Золотой глобус». А спустя 3 года затейливая трагикомедия «Квадрат» вознесла его на вершину: сатира об ограбленном музейном работнике идет почти 3 часа, но вы сильно пожалеете, если вздумаете перемотать хоть пару минут. Эстлунд с ехидной ухмылкой наблюдает за парадоксами современного европейского общества, выворачивает их так и сяк, но выносить кому-то приговор не спешит. Ведь именно для этого существуют зрители.
После «Квадрата» Рубен работал только над одним фильмом, да и тот никак не мог доснять из-за злосчастной пандемии. Но теперь черная комедия «Треугольник печали» наконец увидит свет: с мира высокого искусства Эстлунд переключился на мир высокой моды, пообещав высмеять «внешность как основной капитал» и «красоту как главную валюту». Ироничное арт-кино о творческой богеме разыграли Харрис Дикинсон (принц Филип из «Малефисенты»), молодая южноафриканка Чарлби Дин («Интервью с Богом») и не нуждающийся в представлении Вуди Харрельсон. Звучит, согласитесь, перспективно.
53-летний американец Джеймс Грэй преступно, бессовестно, поразительно недооценен. Его карьера началась в 1994 году, когда Тим Рот сыграл киллера с Брайтон-Бич в «Маленькой Одессе» и принес Грэю «Серебряного льва» за лучшую режиссуру в Венеции. С тех пор Джеймс снимал сплошных звезд, причем самой что ни на есть высшей пробы: Марка Уолберга и Шарлиз Терон в «Ярдах» (2000), Роберта Паттинсона и Тома Холланда в «Затерянном городе Z» (2016), Брэда Питта и Томми Ли Джонса в «К звездам» (2019). Красной нитью через всю его фильмографию проходит и сотрудничество с актером-талисманом Хоакином Фениксом, блиставшим в «Ярдах», «Хозяевах ночи» (2007), «Любовниках» (2008) и «Роковой страсти» (2013).
Многие из этих фильмов вы могли видеть, хотя будем честны: ни один из них не является известнейшим проектом с участием названных артистов. То же самое можно сказать и о Грэе: триллеры, любовные драмы, приключения в джунглях и космосе до сих пор не обеспечили ему полноценное всемирное признание. А еще Джеймсу катастрофически не везет в Каннах: он четырежды номинировался на «Золотую пальмовую ветвь», но ни разу не урвал даже поощрительный приз. Может, теперь час пробил? Благо грэевское «Время Армагеддона» – это фильм в формате модной нынче автобиографической истории взросления. Где роли, собственно, взрослых достались Энтони Хопкинсу, Энн Хэтэуэй и Джереми Стронгу.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…