Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Руки вверх: 10 фильмов, где все решало голосование

Руки вверх: 10 фильмов, где все решало голосование

1 июля 2020 /
Руки вверх: 10 фильмов, где все решало голосование

В кино, как и в жизни, важен каждый голос.

1 июля — день голосования по поправкам к Конституции РФ. В связи с этим мы вспоминаем фильмы, в которых важные вопросы (а иногда и судьбы!) решались путем выяснения, кто за, а кто против.

«Убийство!» (1930)

Убита актриса. В преступлении обвиняют ее подругу — актрису Диану Баринг. Все против нее: на платье Дианы кровь жертвы, рядом с ней обнаружили кочергу — орудие убийства, соседка слышала громкие женские голоса… Присяжные большинством голосов решают: виновна. Баринг ждет виселица. Но один из присяжных, актер Джон Меньер, не уверен, что Диана — убийца, и начинает собственное расследование…

Сравнительно ранняя работа Альфреда Хичкока, снятая на заре звукового кино и содержащая несколько новаторских приемов. В частности, именно тут впервые в истории кино звучат закадровые мысли героя. Голосование здесь проведено тайное — виновна обвиняемая или нет, присяжные писали на бумажках. Но это ничуть не умаляет важности результата — на кону человеческая жизнь.

«12 разгневанных мужчин» (1957)

Подростку грозит электрический стул за убийство собственного отца. Его жизнь полностью зависит от решения жюри присяжных. И оно должно быть единогласным. Во время закрытого обсуждения лишь один из них выказал разумное сомнение, но попытки убедить его согласиться с большинством и разойтись по домам приводят к целому расследованию, в результате которого к одному голосу против начинают присоединяться другие…

Картина Сидни Люмета удостоилась «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, но в борьбе за главного «Оскара» ее обошел «Мост через реку Квай» Дэвида Линна. Тем не менее фильм стал классикой, а его сценические и операторские приемы изучают в киноинститутах. Сцены голосования — когда поначалу не желающие разбираться присяжные проникаются доводами героя Генри Фонды — безусловно, ключевые в драме.

«Повелитель мух» (1963)

Группа учеников английской школы чудом выживает в авиакатастрофе и оказывается на необитаемом острове. Помощи ждать неоткуда, взрослых нет, и мальчишкам приходится как-то приспосабливаться к новым условиям. Они выбирают лидера, устанавливают свои правила и поддерживают сигнальный огонь, надеясь, что однажды их все-таки найдут. Вот только чем дальше, тем труднее сохранять порядок, а вместе с ним и мир на острове…

Фильм снят легендой британского театра Питером Бруком (он, кстати, родился в семье эмигрантов из Двинска и является двоюродным братом Валентина Плучека, почти полвека руководившего московским Театром сатиры), который снял и несколько картин. В экранизации классического романа нобелевского лауреата Уильяма Голдинга мальчики до того, как потерять человеческий облик, все решали демократически. В частности, лидер был выбран именно путем голосования.

«Премия» (1974)

Бригадира строительного треста Потапова вызвали в партком. На повестке дня вопрос: почему бригада Потапова отказалась от премии за третье место в соцсоревновании. Выяснилось, что, по мнению строителей, ни им, ни стройке, ни стране в целом эта премия не выгодна, поскольку выписана за липовые достижения на фоне огромных простоев…

Один из лучших фильмов в жанре социалистического реализма выявил гниющее нутро эпохи позднего СССР, не зря названной застоем. По сути, драма Сергея Микаэляна позволяет понять, почему спустя полтора десятка лет страна развалилась. В картине задействован просто рекордный по звездности актерский состав: Евгений Леонов, Олег Янковский, Владимир Самойлов, Михаил Глузский, Армен Джигарханян, Нина Ургант, Светлана Крючкова, Александр Пашутин, Борислав Брондуков. В финале, после бурных дебатов члены парткома голосуют, и то, как разделились мнения, тоже о многом говорит.

«Пролетая над гнездом кукушки» (1975)

Чтобы не сесть в тюрьму, Рэндл МакМерфи (Джек Николсон) изобразил помешательство. Да так натурально, что ему поверили и отправили в психушку. Там хитрец оказывается под началом сестры Милдред Рэтчед (Луиза Флетчер). Она держит клинику в ежовых рукавицах, что, конечно, не нравится МакМерфи. Он пытается подбить пациентов на бунт, но слишком поздно понимает, что с Рэтчед ему не совладать…

Шедевр Милоша Формана получил 6 «Оскаров», включая четыре ключевых — за лучший фильм, режиссуру, мужскую (Николсон) и женскую (Флетчер) роли. На 32-й минуте более чем 2-часовой драмы во время сеанса групповой терапии МакМерфи впервые пытается бороться с системой, а именно внести небольшие изменения в расписание, чтобы высвободить время для просмотра по телевизору чемпионата мира по бейсболу. Сестра сама предлагает голосование, и Рэндл обнаруживает, насколько все ее боятся. Чуть позже он устраивает повторное голосование и вновь терпит неудачу. И именно тогда становится понятно, что между МакМерфи и Рэтчед началась настоящая война.

«Гараж» (1979)

В НИИ «Охраны животных от окружающей среды» идет заседание гаражного кооператива. Вопрос крайне болезненный: из-за прокладки скоростного шоссе, которое пройдет по территории, отведенной под гаражи, часть пайщиков должна лишиться своих мест. Кто это будет? Попытки решить проблему быстро и бескровно встречает яростное сопротивление тех, кто определен в жертвы. Интеллигентные люди готовы биться до последнего за право получить вожделенный гараж…

Самая едкая сатира, снятая когда-либо Эльдаром Рязановым, «Гараж», как и «Премия» Микаэляна, ярко обозначил глубокие проблемы общества, назревшие в стране. Причем от того, что это комедия, а не драма, ничуть не легче. Как известно, фильм вообще чудом вышел на экраны и мог лечь на полку на долгие годы. Причем то, что и тут собрался невероятный ансамбль (Валентин Гафт, Ия Саввина, Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Георгий Бурков, Светлана Немоляева, Вячеслав Невинный, Игорь Костолевский, Ольга Остроумова, Леонид Марков, Семен Фарада, Борислав Брондуков и др.), ничего не решало. Как и все попытки голосования по ходу сюжета. Все решил лишь слепой жребий.

«Догвилль» (2003)

США, 1930-е. В маленький городок Догвилль, затерянный в Скалистых горах, забрела девушка по имени Грейс (Николь Кидман), скрывающаяся от преследующих ее гангстеров. Местный житель Том (Пол Беттани) укрывает ее в шахте и лжет бандитам, что никого не видел, а позже уговаривает горожан дать беглянке шанс доказать, что она достойна того, чтобы рискнуть ради нее. Но постепенно власть над судьбой Грейс развращает жителей Догвилля…

Экспериментальная работа Ларса фон Триера — по сути спектакль, где все условно. Актеры играют в несуществующих декорациях, где стены лишь обозначены линиями на полу и даже собака — и та нарисована. Реквизит минимально необходимый, и это помогает выставить на первый план авторский посыл. Останется Грейс в Догвилле или должна будет уйти, она узнает по количеству ударов колокола. Их должно прозвучать не меньше 15.

«12» (2007)

18-летний чеченский юноша обвинен в убийстве своего приемного отца — офицера российской армии, воевавшего в Чечне. Приговор будет объявлен по решению 12 присяжных, которые собираются ради этого в школьном спортзале. Решение должно быть единодушным, но после первого голосования один из собравшихся — физик (Сергей Маковецкий) — ко всеобщему удивлению, голосует против, инициировав обсуждение. В дальнейшем, взвешивая факты и вспоминая собственную жизнь, присяжные один за другим встают на защиту мальчика…

Драма Никиты Михалкова — ремейк «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета, также присутствующих в сборке, но тут нельзя было обойтись без обеих картин. Слишком много важных аспектов было привнесено в российскую версию. Из лежащего на поверхности — тема войны и национальный вопрос. Глубже — социальный раскол, обозначенный предельно разными присяжными. Неслучайно на Венецианском кинофестивале, где участвовал фильм, Михалков удостоился специального «Золотого льва» за вклад в киноискусство с формулировкой «За творчество в целом и за подтвержденные в новом фильме выдающиеся способности к исследованию бытия во всей его сложности с великим чувством и гуманизмом».

«Два дня, одна ночь» (2014)

Сандра (Марион Котийяр), мать двоих детей, возвращается на работу после долгого отсутствия и узнает, что коллеги проголосовали за ее увольнение. Бригадир обманул всех, сказав, что кого-то надо уволить. У Сандры есть два выходных дня, чтобы убедить каждого персонально сохранить ей работу, несмотря на риск лишиться годовой премии…

Драма братьев Дарденн, снятая совместно с Бельгией, Францией и Италией, участвовала в Каннском кинофестивале, а Котийяр получила за работу в ней номинацию на «Оскара». Хотя фактически сотрудникам компании приходится выбирать между совестью и деньгами, на деле месседж глубже: Дарденны сняли фильм о свободе выбора, социальной ответственности и необходимости каждому иметь мужество определиться и не стоять в стороне.

«Остров собак» (2018)

Недалекое будущее. В Японии свирепствует собачий грипп, и четвероногих друзей отлавливают и отправляют на остров, из которого устроили гигантскую свалку. В центре сюжета — 12-летний мальчик Атари, который с помощью пяти собак Шефа, Рекса, Босса, Дюка и Кинга ищет там своего любимца Спотса…

Кукольный мультфильм Уэса Андерсона, номинированный на «Оскара», «Золотой глобус» и BAFTA. Остросоциальный сюжет, обращающий внимание на проблему загрязнения окружающей среды и жестокое обращение с животными, содержит массу фирменных приемов режиссера, до этого снявшего в сходной стилистике мультфильм «Бесподобный мистер Фокс». В «Острове собак» пятерка собак все решает между собой максимально демократически — путем открытого голосования. Ну а почему бы и нет?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: