К юбилею звезды «Мастера и Маргариты» собрали лучшие сериалы о съемочном закулисье – глазами актеров, режиссеров, операторов, продюсеров и агентов.
Сегодня 45-летие отмечает Евгений Цыганов, который в начале года вместе с супругой Юлией Снегирь буквально взорвал российский прокат адаптацией «Мастера и Маргариты». К юбилею актера «КиноРепортер» вспомнил нашумевшую «Оттепель» и другие любопытные сериалы про съемочное закулисье – потешные, драматичные, вдохновленные реальными событиями и проливающие свет на интригующий процесс кинопроизводства.
«Красавцы» (2004–2011)
Незаслуженно забытый хит HBO, который продержался на протяжении 8 сезонов (96 эпизодов), а затем получил полнометражное продолжение («Антураж» 2015 года). В основе – реальная история восхождения на голливудский олимп Марка Уолберга, слегка, конечно, приукрашенная ради художественной целостности и соответствия комедийному жанру. Его экранную версию зовут Винсент Чейз (Эдриан Гренье) – сам Уолберг закрепил за собой лишь продюсерские обязанности. Амбициозный артист отправляется из Нью-Йорка в Лос-Анджелес в компании закадычных приятелей, каждого из которых ждут свои откровения, разочарования, триумфы и фиаско под жарким калифорнийским солнцем.
«Красавцы» исследуют всю подноготную Голливуда с шутками, прибаутками и легким драматизмом. Но с акцентом на то, как на съемочных площадках, красных дорожках и прочих локациях чувствуют себя актеры. В бессчетном количестве камео мелькают Джессика Альба, Скарлетт Йоханссон, Деннис Хоппер, Джордж Клуни, Анджелина Джоли, тот же Марк Уолберг… И это не считая режиссеров вроде Джеймса Кэмерона, Гаса Ван Сента и Мартина Скорсезе. Короче, голливудская кухня – как ладони. Все, что вы хотели знать о «фабрике грез», но почему-то не спрашивали.
«Массовка» (2005–2007)
В 2001 году светлые люди Рики Джервэйс и Стивен Мерчант создали ситком «Офис», который позднее обзавелся более долговечной американской версией со Стивом Кареллом. А в 2005-м эти же шоураннеры/режиссеры/сценаристы выпустили «Массовку»: уморительный и поучительный проект о буднях артиста массовки Энди (Рики Джервэйс), который пытается пробиться в большое кино. И, понятное дело, натыкается на подводные камни – от собственного сложного характера до закидонов знаменитостей.
Феерические роли этих самых знаменитостей – отдельная прелесть «Массовки», неисчерпаемый источник приподнятого настроения зрителей, ставших свидетелями убийственно смешного беспредела Джервэйса и Мерчанта. Каждый эпизод озаглавлен в честь звезды, которая появляется на экране в утрированной версии себя.
Бен Стиллер истерично на всех орет и хвастается тем, что шлепал по попе Дженнифер Энистон. Орландо Блум тащится от своей привлекательности и стебется над Джонни Деппом. Дэвид Боуи исполняет дурацкую песню в пабе. Дэниэл Рэдклифф швыряется презервативами, а агент героя путает Гарри Поттера и Билли Пайпер… Все это удовольствие – на фоне производственных будней на съемках картин разных жанров.
«Оттепель» (2013)
Действие одного из лучших отечественных сериалов всех времен происходит в середине прошлого столетия. Евгений Цыганов играет не самого приятного на свете типа – циничного оператора Виктора Хрусталева (одними из прототипов стали великие Георгий Рерберг и Вадим Юсов). Но даже у этого бабника и эгоиста есть идея фикс: снять фильм по сценарию погибшего товарища на пару с молодым постановщиком Егором Мячиным (Александр Яценко). Сперва, правда, им предстоит поработать на другом проекте – мосфильмовской музыкальной комедии с дурацким названием «Девушка и бригадир».
«Оттепель» – 12-серийная энциклопедия киносъемок в советские 1960-е, вдохновленная одновременно культовым сериалом «Безумцы» и творческой средой, сформировавшей Валерия Тодоровского как сценариста, режиссера и человека. С ностальгической, слегка печальной улыбкой он бросает взгляд в прошлое, славную эпоху, которая, с одной стороны, воспитала поколение выдающихся кинематографистов, но с другой – нередко окрашивалась и трагичными эпизодами. И вопреки всему жить, любить и снимать кино после «Оттепели» хочется с максимальной самоотдачей.
«Десять процентов» (2015–2020)
Плавно перемещаемся во Францию, где тоже имеется свой долгоиграющий сериал об изнанке кинопроизводства. В данном случае – с позиций вымышленного актерского агентства ASK (в англоязычной версии и название проекта соответствующее – Call My Agent! – именно так, с восклицательным знаком). Его сотрудники пытаются устоять на ногах под градом всевозможных проблем, от заскоков звезд, с которыми приходится работать, до разных финансовых и юридических тонкостей. Да и бури в личной жизни никто не отменял.
«Десять процентов» (такова ставка агента, подобравшего роль клиенту) чем-то напоминает сериал «Массовка». В каждом эпизоде фигурируют знаменитости уровня Моники Беллуччи, Изабель Юппер и Жана Дюжардена, оказавшиеся в довольно комичных обстоятельствах. Сесиль де Франс, например, по возрасту не проходит кастинг в новый фильм Квентина Тарантино, а Жюльет Бинош отбивается от настырного ухажера-продюсера. Во всех отношениях приятный сборник историй об эксцентричных людях, которые любят, снимают, продвигают кино, – естественно, с обилием любопытных производственных нюансов.
«Предложение» (2022)
А вот мини-сериал, посвященный не абстрактным киносъемкам и выдуманным персонажам, а самым что ни на есть реальным героям и одной из величайших лент XX века – «Крестному отцу» Фрэнсиса Форда Копполы. Самого режиссера здесь сыграл Дэн Фоглер (смешной толстячок Якоб Ковальски из «Фантастических тварей»).
Майлзу Теллеру досталась роль продюсера Альберта С. Радди, энтузиазму которого шедевр во многом обязан своим рождением. Экранные версии Марио Пьюзо, Аль Пачино, Марлона Брандо, Фрэнка Синатры, Джеймса Каана, Роберта Дювалла тоже присутствуют – уникальное любовное письмо для всех, кто не представляет свою жизнь без кинематографа нового Голливуда и может хоть среди ночи назвать минимум 5 картин, где процитированы знаменитые эпизоды с апельсинами и лошадиной головой.
«Предложение» – фанатская штука. Ни с чем не сравнить кайф от появления на экране очередного знакомого лица в образе очередной эпохальной фигуры или от погружения в съемочный процесс той или иной культовой сцены. Конечно, с техническими нюансами и бездной профессионального юмора. Но и для зрителей неподготовленных этот проект станет настоящим подарком – как пример беззаветной любви к искусству и редкого умения заразить своей одержимостью окружающих. В общем, смотрите смело, сериалов такого уровня – по пальцам пересчитать.
Бонус. «Студия 60 на Сансет Стрип» (2006–2007)
Этот прелестный сериал запустил великий и ужасный Аарон Соркин, который к тому времени набил руку на «Ночи спорта» и «Западном крыле». Вымышленная программа «Студия 60» – аналог Saturday Night Live, скетч-шоу, где в прямом эфире рождаются убойные приколы и грандиозные скандалы. Однажды в продюсере взыграло ретивое, и он на всю страну выступил с пламенным монологом о том, что современное телевидение никуда не годится. За подобным демаршем последовали кадровые перестановки, и судьба шоу оказалась в руках пары неординарных сценаристов с дурными привычками.
Хотя в центре внимания «Студии 60» комедийная передача, сам сериал вышел не то чтобы очень смешным. Интеллигентным – да. Познавательным – безусловно: закулисье телешоу Соркин разглядывает будто под микроскопом. Конечно, строго говоря, это не совсем кино, но внутренние механизмы того и другого во многом схожи. Увы, публика авторский подход не оценила. Ожидания были высоки, пилотный эпизод посмотрели 13,4 млн человек, но с каждой серией рейтинги «Сансет Стрип» катились под гору.
На Соркина ругались за то, что он слишком умничал и не давал как следует поразвлечься ни героям, ни зрителям. В итоге «Студия 60» продержалась лишь один сезон, хотя сейчас этот маленький, да удаленький сериал с отличными ролями Мэттью Перри, Брэдли Уитфорда, Сары Полсон, Аманды Пит и Джона Гудмана вызывает исключительно теплые ностальгические чувства.
Комментарии