Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Танцор, маньяк, сердцеед: Незабываемые роли Жана Дюжардена

Танцор, маньяк, сердцеед: Незабываемые роли Жана Дюжардена

19 июня 2022 /
Танцор, маньяк, сердцеед: Незабываемые роли Жана Дюжардена

Рассказываем, зачем обладатель «Оскара» променял халат на демоническую куртку, а голливудские хиты – на триллеры и комедии абсурда.

19 июня все любители французского кино обязаны поднять бокал за здоровье Жана Дюжардена, которому исполняется 50 лет! Харизматичный красавец, покоритель женских сердец, он прославился как талантливый комик, а потом завоевал «Оскара», «Золотой глобус» и премию Каннского фестиваля за блестящую драматическую роль в гениальном «Артисте» (2011). Но и без этого ему есть чем похвастаться, о чем мы и спешим вам рассказать в материале о семи ярчайших ролях отличного актера.  

«99 франков» (2007)

Кадр из фильма

В 2007-м карьера популярного комедийного артиста Жана Дюжардена совершила неожиданный пируэт. Именно в этом году он впервые попробовал свои силы в драме, причем сразу дважды: в триллере «Встречное расследование» и экранизации культового романа Фредерика Бегбедера «99 франков», где Жан Дюжарден получил главную роль гламурного рекламщика Октава Паранго. Он не особенно жалует свою работу, а людей и вовсе презирает. Однако охотно манипулирует ими за 75 тысяч франков в месяц, периодически просыпаясь в компании обнаженных девушек и поддерживая бодрость духа с помощью запрещенных веществ.

Обаятельный, дерзкий, самоуверенный – таков дюжарденовский Октав, стильный мизантроп, в которого иногда так и подмывает швырнуть тяжелым предметом. Хотя человек он не злой. Нет, ранимый даже. По-своему одинокий. Когда самодовольная ухмылка, словно по мановению волшебной палочки, бесследно стирается и гладко выбритое лицо искажает гримаса боли, Паранго кажется куда более уязвимым, чем многие из нас. А изящный и одновременно надрывный перфоманс Дюжардена придает образу истерзанного страстями пиарщика болезненную остроту.

«Шорох кубиков льда» (2010)

Кадр из фильма

Картину со столь поэтичным названием снял классик французского кино Бертран Блие, автор «Вальсирующих» (1974) и «Холодных закусок» (1979). Она стала его предпоследней работой – спустя 9 лет Блие оставит творческое завещание «Исключительный кортеж», где в очередной раз воссоединился со своим актером-талисманом Жераром Депардье. В «Шорохе» же солирует бородатый Жан Дюжарден в роли писателя-алкоголика Шарля, в дверь к которому однажды стучится элегантный месье с кудряшками (Альбер Дюпонтель). И представляется его раком. Эдакий, стало быть, ангел смерти с липким рукопожатием.

Понятно, что болезнь от героя не отстанет. Сопротивляться тот не в силах, вот и решает смириться. Так мрачная сказка о неотвратимом конце превращается в своеобразное бадди-муви, где Дюжарден полтора часа балансирует на грани безумия, отчаяния и убийственного спокойствия приговоренного к смерти. Шарль многое повидал, многое сделал, многое оставил после себя. Но еще большего не успел. Поэтому улыбка редко гостит на дюжарденовском лице, да и вообще невероятно сложно играть в подобных фильмах – бессюжетных, мечущихся меж иллюзией и реальностью, сотканных из обрывков воспоминаний, грез, бессвязных порой сцен из прошлого-настоящего-будущего. Но бояться трудностей Жан Дюжарден не привык, и в этой изощренной психологической алко-драме он не менее убедителен, чем в пошлых комедиях и сентиментальных ромкомах.

«Артист» (2011) 

В 2006 году режиссер Мишель Хазанавичус и Жан Дюжарден запустили успешную комедийную франшизу о секретном агенте по имени Юбер Бониссер де ля Бат, он же – агент 117. Третья часть вышла в 2021-м, и хотя Дюжарден за это время превратился в международную знаменитость, Джеймса Бонда он по-прежнему пародирует с большим удовольствием. Однако их с Хазанавичусом главным проектом стала совсем другая лента: грандиозный «Артист», изумительно стилизованная под эстетику немого кино мелодрама о любви популярного актера (Дюжарден) и подающей надежды актрисы (Беренис Бежо).

Роли без слов – интригующий вызов для всякого профессионала. Дюжарден здесь превзошел себя, сыграв звезду с внешностью Кларка Гейбла и пластичностью Чарли Чаплина, чья слава понемногу утекает в прошлое одновременно с началом эры звукового кинематографа. Столь эмоциональный, трогательный, искренний и пронзительный перфоманс с огненными танцевальными номерами сделал бы честь любой легенде Золотого века Голливуда. Впрочем, Дюжарден и сам стал своего рода легендой, оказавшись первым французом, завоевавшим «Оскара» (пусть на экране ему не нужно было произносить ни слова).

После этого триумфа Жан несколько лет заигрывал с американским кино, снявшись у Мартина Скорсезе в «Волке с Уолл-Стрит» (2013) и у Джорджа Клуни в «Охотниках за сокровищами» (2014). Но его роман с Голливудом долго не продлился: Дюжарден вздохнул с облегчением, вернувшись на родину и продолжив сниматься в картинах французского производства. «Оскар», конечно, его порадовал, но он никогда не относился к этому слишком уж серьезно. В одном интервью и вовсе назвал случившееся фарсом, учитывая, что его английский хромал на обе ноги. Ну, зато пробежки по Английской набережной в Ницце он совершает с превеликим удовольствием!

«Французский транзит» (2014) 

Эффектный полар Седрика Жименеса посвящен грязным делишкам наркомафии 1970-х, которая осуществляла крупномасштабные нелегальные операции между несколькими странами. В 1971 году, фактически по горячим следам, Уильям Фридкин изучил этот вопрос в эпохальном «Французском связном» (1971) – правда, его события разворачивались в основном в Нью-Йорке. Жименес же перенес действие в солнечный Марсель, где сам он родился. А Жану Дюжардену поручил роль судьи по особо тяжким делам, который, собственно, и бросает вызов картелю во главе с неуловимым Гаэтаном Зампа (Жиль Леллуш). Не гнушаясь при этом откровенно запрещенными приемчиками. А что, с волками жить…

Играет Жан мужественно и сдержанно, в духе великих предков Лино Вентуры, Жана Габена и Алена Делона, с которыми, в первую очередь, ассоцируется жанр полара (французского криминального триллера) 1960–70-х. При этом надо понимать, что судье не пристало носиться по подворотням с дробовиком наперевес. Так что в экшен-эпизодах Дюжарден почти не участвует, да и вообще разудалыми перестрелками «Французский транзит» не богат. Противостояние характеров – превыше всего. Зато хватает мощных эмоциональных взрывов вроде сцены в телефонной будке, когда судья звонит бросившей его жене и выглядит самым одиноким человеком на земном шаре.

«Мне по кайфу» (2018) 

Бенуа Делепин и Гюстав Керверн – знаменитые французские эксцентрики, большие любители чудаковатых персонажей и абсурдных ситуаций, в которых эти персонажи нередко оказываются. В их опусе «Мне по кайфу», например, в первых же сценах Жан Дюжарден в белом халате и шлепках топает куда глаза глядят по шоссе. Его герой Жак одержим понятной, в общем-то, идеей – как бы побыстрее разбогатеть, не прилагая при этом особых усилий. Пока суть да дело, он лениво работает в мастерской по изготовлению мебели, а параллельно учит всех, кто согласен слушать, секретам успеха. И заодно подбивает малоимущих на дешевые пластические операции, дабы те стали прекрасны душой и телом.

По хитрому прищуру Дюжардена так сразу и не поймешь, чисты ли намерения его экранного альтер-эго. Конечно, прежде всего он хочет набить карманы. Но кажется, что и на обычных людей ему не плевать. Как бы то ни было, благодаря обаятельному и привлекательному Дюжардену эта ехидная сатира на капитализм приобретает человеческое лицо. Название «Мне по кайфу» его персонаж дал своей фирме, и невооруженным глазом заметно, насколько по кайфу самому актеру сниматься в подобной картине. Не изображать душераздирающий драматизм, а просто расслабленно плыть по течению в духе других известных лоботрясов мирового кино. 

«Офицер и шпион» (2019) 

Прогрессивная общественность может сколько угодно отменять Романа Полански за совершенные и несовершенные прегрешения. Это ничуть не мешает ему снимать точнее и яростнее большинства ныне живущих режиссеров. Вот и «Офицер и шпион», завоевавший 4 приза в Венеции и 3 «Сезара», стал одним из лучших фильмов 2019 года, а Жан Дюжарден исполнил в нем одну из своих лучших ролей. Хотя сюжет выстроен вокруг громкого судебного процесса над капитаном Альфредом Дрейфусом (Луи Гаррель), обвиненном в шпионаже, центральным действующим лицом является именно персонаж Дюжардена – благородный полковник Пикар. Борьба за пересмотр дела Дрейфуса чуть не стоила ему карьеры и свободы, но справедливость в итоге восторжествовала, и Пикар благополучно дослужился до министерского кресла.

За пару лет до «Офицера и шпиона» Дюжарден побывал усатым воякой в симпатичной комедии «Сердцеед». Если капитана Невиля из того фильма поставить рядом с полковником Пикаром, уморительная бы парочка получилась. Все равно что агент Купер и его мрачный доппельгангер из третьего сезона «Твин Пикс». Но если в «Сердцееде» Жан с привычным шармом сыграл дамского угодника, временами превращаясь в эдакого поручика Ржевского, то в «Офицере» он предельно сосредоточен, вечно насуплен и напряжен. Еще бы, ведь на кону не только жизнь одного человека, но и судьба Франции! И Дюжарден отлично изображает образцовую мужественность честного солдата и неравнодушного гражданина, готового пожертвовать всем ради колючей правды.

«Оленья кожа» (2019) 

Хмурый Жорж (Жан Дюжарден) спускает в унитаз осточертевший пиджак, а взамен приобретает у некоего деда роскошную винтажную куртку с бахромой. Вдобавок дед презентует ему почти новую цифровую камеру. Мужчина заселяется в отель во французской глухомани, снимает все вокруг, притворяясь режиссером, грустно выпивает в баре и просит девушку, которая приносит ему напитки, помочь с монтажом. А параллельно беседует с собственной курткой. И узнает, что у той есть мечта: стать единственной курткой на свете. Так брошенная Жоржем фраза – что он создал настоящий «стиль убийцы» – приобретает зловещий смысл. Прочие обладатели курток приговариваются им к смерти.

В меланхоличном триллере культового французского абсурдиста Квентина Дюпье Дюжарден отметился последней на данный момент мощной ролью. Он блестяще демонстрирует печальную отрешенность человека, который утратил нормальные жизненные ориентиры и оказался во власти дьявольского наваждения, превратившись в безумного маньяка. При этом одержимость Жоржа модными кожаными шмотками (к куртке добавляются шляпа, сапоги, штаны и перчатки) довольно забавна, и в тени насупленных бровей Дюжардена порой сверкает озорное лукавство комика с солидным стажем. А еще ему невероятно идет серебристая борода – тоже, согласитесь, редкое и похвальное достоинство.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: