Кино

Неизвестный Юра Борисов: Лейтенант, гробовщик и панк-икона

Сдается, что Юра Борисов – новое «наше все» российского кинематографа. Еще до его фееричного успеха с «Анорой», роль в которой принесла актеру номинации на все престижные премии мира, лысый добряк часто появлялся и в крупномасштабных блокбастерах («Сто лет тому вперед»), и в камерных фестивальных хитах («Купе номер 6»). А сейчас и подавно не покидает ленты соцсетей и экраны кинотеатров, куда толпы фанатов валят, чтобы посмотреть «Пророка» и «Кончится лето». За последнее время кто только не пытался разгадать феномен Борисова, в то время как его малоизвестные и небольшие роли все еще остаются в тени. Поэтому и хочется наконец поговорить о них отдельно. С чувством, с толком, с расстановкой и, конечно, с большим восхищением к таланту нашего слона.

«Дорога на Берлин» (2015)

Первая главная роль Борисова в полнометражном кино. В центре сюжета ленты Сергея Попова – молодой лейтенант Огарков, приговоренный к расстрелу за то, что оступился при выполнении очередного задания. Его отдают под надзор к рядовому, что его терпеть не может, но на распри у них времени не остается – немцы наступают. Так, чтобы выбраться из окружения, Огаркову и его конвоиру приходится объединить усилия и попутно узнавать друг друга, постепенно проникаясь историями товарища.

Амплуа бравого солдата с чистым взглядом определенно стало знаковым для фильмографии звезды. Как и жанр исторической драмы, который впоследствии познакомил широкую публику с актером, засиявшим в «Т-34», «Союзе спасения» и «Калашникове». Хоть «Дорога на Берлин» и не стала таким же громким хитом, да и сюжет ее был достаточно шаблонен и не слишком приметен, Борисов вывез драму практически в одиночку. А его серые глаза, исполненные неизъяснимой грусти, отчетливо выделялись в ее визуальном коде.

«Невод» (2017)

А как вам такая затравка – Юра Борисов носит дреды и гоняет на велике на фоне суровых северных пейзажей. Интригует, не правда ли? То ли мелодрама, то ли бэд-трип авторства постановщицы Александры Стреляной действительно помещает актера в не самый привычный для него сеттинг и образ по уши влюбленного, что пригнать готов за своей дамой сердца хоть на край света. И пройти все испытания от ее чудного деда, который то на болото его тащит, то гору заставляет покорять. И все ради любви, конечно.

О чем, собственно, фильм? Юный герой Борисова влюбляется в девушку, что с его братом ночь провела, а потом сбежала к себе в деревню. И едет ее искать, находя лишь приключения себе на голову. Честно сказать, фильм предельно странный, а смотреть его в трезвом виде становится в какой-то момент сложновато. Тем не менее, Борисов здесь смел, а исполненные великого (или не очень) смысла хождения по северу увлекают. Особенно если заранее настроиться на сумбурность происходящего.

«Хрусталь» (2018)

В полнометражном дебюте Дарьи Жук об американской мечте Борисов сыграл второстепенную, но при этом нисколько не проходную роль. А именно примерил на себя образ безумного диджея-наркомана Алика (позже это же имя будет носить другой полюбившийся зрителям герой актера, благородный ветеран-афганец из сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»), друга главной героини в исполнении Алины Насибуллиной. И перенесся в трясущиеся от звуков хауса и техно 1990-е, но с белорусским колоритом.

Пусть Алик носит кислотно-яркие олимпийки и так воодушевленно говорит о музыке и вечеринках, за его образом стоит кромешная темнота и пропасть зависимости, в которую он неумолимо падает. Потому Борисову эта роль далась в эмоциональном плане чрезвычайно сложно (да так сложно, что он зарекся когда-либо еще играть зависимых личностей), но справился он с ней мастерски. От убедительности его игры пробегают мурашки – настолько одержимым его антигерой кажется в кадре.

«Ольга» (2018 – 2023)

Начинал свой актерский путь Борисов с ролей разной степени главности в драматических сериалах, но как комедийный игрок малых экранов тоже себя проявил (к слову, аж за 6 лет до «Аноры»). К касту ситкома «Ольга» он присоединился только на третьем сезоне, но симпатий зрителей ТНТ успел заполучить сполна. Ведь светлая харизма актера уже тогда позволяла ему выгодно выделяться среди героев сериала, ставших родными для фанатов. Позже и сам Борисов стал для них семьей и пробыл в сериале аж до самого финала.

Сыграл он здесь героя-любовника по имени Лев, что кожаную шляпу и плащ носит, пусть и немного дурацкого вида, но уж точно запоминающегося. По сюжету Лев ухаживает за Аней (Ксения Суркова), дочерью той самой Ольги, всячески пытаясь выиграть ее расположение. Борисов тонко передал всю наивность и альтруистичность своего персонажа, который ввиду своих благих намерений в передряги нередко попадает. Поэтому и выглядит добрейшим обитателем всей киновселенной.

«Мама, я дома» (2021)

Больше всего Борисов пугает в донельзя наэлектризованной драме, где на его долю выпал максимально неоднозначный образ таинственного незнакомца. В фокусе внимания картины – Тоня (Ксения Раппопорт), которой сообщают о смерти ее сына-военного. Только вот она в это не верит и пытается до правды достучаться. Пока однажды к ней на порог не заявляется молодой человек (Борисов), что сыном ее представляется. Вроде он, а вроде как не он, но порядки в доме наводить спешит прямо как родной.

Практически до самого финала и Тоня, и зрители вместе с ней сомневаются, можно ли доверять персонажу Борисова, который генерирует саспенс, практически осязаемый в воздухе. И при этом в какие-то моменты выказывает такую любовь к матери (родной или же названной), что еще сильнее теряешься в догадках по поводу его истинных мотивов. Благодаря удивительному перформансу Борисова, предельно жесткого и брутального здесь, и душераздирающая мораль ленты задевает еще больше струнок души.

«Капитан Волконогов бежал» (2021)

Еще одна тревожная и не менее жуткая лента с Борисовым – драматический триллер режиссерского тандема Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. Здесь актер примерил на себя пестрый костюмчик чекиста сталинских времен Федора Волконогова, против которого обращается тогдашняя машина репрессий. Став новой мишенью своих коллег, он пускается в бега, боясь между тем в ад угодить и на вечные мучения попасться. Потому и решает хоть как-то искупить вину перед всеми, у кого успел жизни отнять. 

Синопсис уже не из простых, так и фильм в итоге оказывается исполнен в витиеватой сюрреалистичной манере с гиперболами и фантасмагориями, далекими от реальности. Но Борисов нисколько не теряется за этим калейдоскопом не слишком понятных образов и буйством красок. А, напротив, остается путеводной звездой для зрителя, теряющегося в причудливости повествования. И несет на себе почти весь драматический груз ленты, ведь герой его проходит через невообразимые душевные терзания.

«Герда» (2021)

Пугающе близко к загробному миру оказался и другой персонаж Борисова, художник и по совместительству гробовщик Олег. В мрачной драме Натальи Кудряшовой, что на фестивале в Локарно в свое время пошумела, он появляется на экране не так много, как бы нам, признаться, того хотелось, но точно ярко. Как и в «Хрустале», герой Борисова тут дружбу водит с главной героиней, только вот не тянет ее на дно, как Алик, а, наоборот, видится ей светом в конце ее аморального тоннеля. 

Назван фильм как раз в честь горе-подруги (Анастасия Красовская), что в стриптиз-клубе работает и еле-еле держится, чтобы не сдаться в борьбе с психическими недугами своей матери. Да, вы не ослышались, в стриптиз-клубе, такая вот «Анора» по-русски, получается. И действительно – здешний Олег не так далеко отходит от бэйкеровского Игоря, потому и так любопытно видеть Борисова в схожем амплуа, только в родном сеттинге со всеми вытекающими из этого обстоятельствами.

«Прости меня, Аня» (2023)

Борисов нередко захаживал и в короткометражки начинающих постановщиков. Исключением не стала дебютная работа Клавдии Коршуновой, созданная в поддержку детского хосписа «Дом с маяком». Роли в этом коротыше, включая амплуа немногословного ДПСника Юры, писались специально под актеров и их устоявшиеся образы, отчего он и воспринимается как встреча с уже любимыми приятелями. Среди которых Борисов – тот самый душевный мужик, который говорит редко, но метко.

Его персонаж случайно оказывается на свадьбе молодой пары, где волей-неволей вспоминает о все еще терзающих его чувствах к любви всей его жизни, которые, казалось бы, он решил закопать поглубже. Как бы уже всем оскомину не набила фраза о том, что актер передает всю боль и смятение своих героев одним только взглядом, тут она будет максимально уместна. И воспринимается Юра одновременно и как свой в доску, и потерянный для всех в своих собственных мыслях. Так и вытягивает весь коротыш на себе.

«Год рождения» (2023)

В озорной комедии Михаила Местецкого Борисову выделили неприлично мало экранного времени, но каждая вставка с его персонажем – это нечто. А выступил он здесь в амплуа лидера вымышленной панк-рок-группы «Яичный свет» по прозвищу Сопля, что в 1990-е промышлял делами, что и не снились реальным рокерам вроде Игги Попа или Курта Кобейна. Как вам такое – отрезать себе голову бензопилой, а потом нехитрым образом склеить ее с помощью портвейна и клея. Безумие, да и только!

Но творит и вытворяет Сопля это все не просто так – его сумасшедший образ оттеняет инфантильность и беспечность протагониста Филиппа (Эльдар Калимулин), который, фанатея по «Яичному свету», взрослую реальность принимать отказывается и жену (Анастасия Талызина) постоянно подводит. А Борисов в своих кратких появлениях в сценах, стилизованных под VHS-съемку, здесь непривычно громкий и из ряда вон. Так и хочется видеть актера в таких сумасшедших ролях почаще да подольше.

«Мастер и Маргарита» (2024)

Да, этот проект прогремел на всю Россию (и не только), но далеко не все знают, что именно голосом Юры Борисова замурчал Кот Бегемот. На всякий случай напоминаем: и в романе Михаила Булгакова, и в прошлогоднем блокбастере пушистый трикстер был частью свиты Воланда (Аугуст Диль) и откалывал дерзкие номера, радуя своего дьявола-босса. И хотя Бегемота в ленте, увы, очень мало, его едкие реплики становятся вишенкой на торте дьявольской команды по наведению (бес)порядков в сердце Москвы.

Борисов обошелся без стереотипной озвучки котов с приторным мяуканьем и подарил CGI-Бегемоту особенную интонацию, наделяя его еще большим озорством и жутким бесовством. Его кот и урчит, и злобно шипит, и, конечно, вальяжно заявляет о том, что он починяет примус. Одного голоса актера вкупе с достойной компьютерной графикой хватило для того, чтобы котик врезался в память зрителей. Возможно, даже сильнее, чем Бегемот в исполнении Александра Баширова из культового сериала 2005 года. 

Достойные упоминания

  • «Уголь» (2017) – второстепенная сериальная роль – кудрявый шахтер Гена, который участвует в боях без правил ради своей возлюбленной;
  • «Семь пар нечистых» (2018) – центральный персонаж военного боевика о бунте заключенных на корабле, в который оказывается втянут молоденький лейтенант Сбоев;
  • «Фея» (2019) – небольшая роль главаря банды в напряженной драме Анны Меликян;
  • «Эпидемия» (2022) – появление во втором сезоне фантастического триллера в амплуа бравого силовика Жени, что идет против жестоких сослуживцев;
  • «Отпуск в октябре» (2023) – небольшое, но яркое камео в сюрреалистичной драме о превратностях актерской профессии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Мое кунг-фу сильнее твоего: Как «клоны» Брюса Ли продолжили его наследие

Несмотря на то, что Брюс Ли лишь недолго пребывал в статусе звезды фильмов о кунг-фу, он оказал огромное влияние на…

2 минуты назад

«8 разгневанных женщин» выяснят отношения в МХТ имени Чехова

8 и 9 марта в МХТ имени Чехова пройдет премьера новой постановки Аллы Сигаловой. Спектакль «8 разгневанных женщин» основан на…

4 часа назад

В Театре имени Вахтангова состоится премьера «Идиота»

4 и 5 марта на Основной сцене Театра имени Вахтангова пройдет премьера спектакля «Идиот». За инсценировку отвечал Владислав Наставшев, в…

6 часов назад

Фильмы марта, которые стоит увидеть

«Бассейн» Писатель загорает на вилле в Сен-Тропе с дамой сердца, как вдруг в их отпуск врываются гости – ее бывший…

8 часов назад

«Никому не известный»: Душевный квартирник в компании фолк-звезд

1961 год на дворе. Кудрявый 20-летний молодчик автостопом едет в Нью-Йорк. Бродит по улицам с грязным рюкзаком за плечами и…

1 день назад

Чудеса и колорит российской пластилиновой анимации

В прокате «Мемуары улитки» австралийского затейника Адама Эллиота, который обожает меланхоличные истории про неприкаянных фриков, оформленные в технике пластилиновой анимации.…

1 день назад