Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Свои в доску: Почему героям Юры Борисова хочется доверять

Свои в доску: Почему героям Юры Борисова хочется доверять

8 декабря 2022 /
Свои в доску: Почему героям Юры Борисова хочется доверять

Самые колоритные роли российской звезды – от бандита из лихих 90-х до биатлониста из уральского села.

Борисов. Юра Борисов. Как много в этих звуках для сердца русского слилось! 8 декабря одному из самых востребованных отечественных актеров исполняется 30. Джордж Клуни, например, только в 33 получил прорывную роль в «Скорой помощи». А на счету Борисова уже сейчас десятки картин и сериалов, «Золотой орел» и номинация на европейский «Оскар» – премию Европейской киноакадемии… То ли еще будет. Пока же мы предлагаем окинуть взглядом обширную Юрину фильмографию и вспомнить яркие роли, за которые мы любим его больше всего.

«Бык» (2019)

Юра Борисов в фильме

Криминальная драма Бориса Акопова «Бык» изрядно пошумела на фестивалях и стала решающим актерским прорывом для Юры Борисова. К тому времени он уже несколько лет снимался с похвальным рвением, но чего-то не хватало для полного счастья. Роли, после которой прохожие при виде Юры принялись бы тыкать в него пальцами и восклицать: «Да это же тот парень из того фильма!» Его долгожданной путевкой в жизнь оказалась роль бандюгана Антона Быкова по прозвищу Бык, заводилы маргинальной группировки из лихих 90-х. По степени «народности» образа он, конечно, не Данила Багров, но где-то неподалеку.

Бык ввязывается в проблемы с законом и одним криминальным авторитетом, пытается быть хорошим сыном и братом, но кривая дорожка уводит его прочь от спокойной семейной жизни. Куда-то во мрак заплеванных гаражей и разрисованных граффити грязных сараев, где ему уготована встреча с вечностью. Юра Борисов со своим блатным имиджем превосходно вписался в эту дворовую балладу об уличном беспределе и позднее с удовольствием эксплуатировал удачный образ пацана из народа. Вариацию на тему можно увидеть, скажем, в хитовом «Купе номер 6» (о нем чуть позже). Но многие артисты десятилетиями одну и ту же роль играют – и ничего. А Юра все равно везде разный, в чем мы сейчас и убедимся.

«Красный призрак» (2020)

Кадр из фильма

Действие стильного истерна «Красный призрак» происходит холодной зимой 1941-го. Немцы в ужасе: в лесах под Вязьмой орудует таинственный советский киллер, который беспощадно уничтожает врагов и бесследно исчезает в белом безмолвии. Где-то там выживает и группа красноармейцев. В том числе – обмороженный безымянный боец с лицом Юры Борисова, который сильно простудился и не может говорить. Только время от времени что-то шепчет. И все эмоции – гнев, горечь, надежда – отражаются в его глазах цвета весеннего неба.

Подобная роль – вызов для любого актера. Особенно для Борисова, который всегда искусно играет голосом, слегка меняя тональность, убавляя или прибавляя фирменную хрипотцу. И здесь он ювелирно справляется с непростой задачей, а его персонаж, принимающий роды у девушки Веры (Полина Чернышова), оказывается олицетворением редкой на фронте человечности. Хотя прошлое его окутано туманом. Что произошло с обмороженным до того, как на него наткнулся отряд? Может, он предал кого-то, убил или, напротив, спас? Супергеройские боевики часто обрастают сиквелами с приквелами. А с учетом того, что «Красный призрак», по сути, и есть супергеройский кинокомикс, от предыстории обмороженного мы бы не отказались.

«Серебряные коньки» (2020)

Кадр из фильма

В романтической новогодней мелодраме Михаила Локшина Юре Борисову досталась роль трикстера Алексея Тарасова по кличке Алекс. Он возглавляет банду карманников на коньках, которые в разгар рождественских празднеств кружат среди петербургских зевак и подрезают кошельки с часиками. Для героя Федора Федотова, влюбленного простачка Матвея, Алекс становится кем-то вроде наставника. Он обучает юного падавана азам воровского ремесла, попутно рассуждая о социальной справедливости и ругая буржуазию на чем свет стоит.

Борисов играет этого симпатичного пройдоху с эмоциональной театральностью и лукавой ухмылкой лиса, замышляющего шалость и только шалость. Постановщик Локшин рассказывал, что образ Алекса был вдохновлен ролями Джонни Деппа – ну, если представить, что капитан Джек Воробей перенесся в Россию 1899 года и встал на коньки. Впрочем, зачем нам этот Джонни сдался. Наглая грациозность Юры Борисова здесь очаровывает и без всяких сравнений с иностранными кумирами. А финальные эпизоды с Алексом в центре внимания вышли обжигающе эффектными – в прямом смысле слова.

«Калашников» (2020)

Кадр из фильма «Калашников»

Если «Бык» громогласно заявил о Юре Борисове миру, то «Калашников» закрепил его в актерской элите. За роль выдающегося изобретателя Юра удостоился «Золотого орла», да и сам байопик вышел на совесть. Патриотичный, но не пафосный. Зрелищный, но не вычурный. Душевный, но без фальшивых сантиментов. Его открывают фронтовые сцены с участием старшего сержанта Михаила Калашникова, который, словно в продолжение борисовского перформанса в блокбастере «Т-34», тоже служит танкистом. Но вскоре получает ранение и отправляется в тыл, где и трудится не покладая рук над созданием нового автомата.

«Я вроде как тоже изобретатель», – смущенно произносит Калашников. Осознанно или нет цитируя знаменитое «я и сам своего рода ученый» в исполнении Уиллема Дефо (из первого «Человека-паука», если кто забыл). Борисов играет легендарного конструктора с заразительным энтузиазмом и заинтересованным блеском в глазах. Видно, что не плевать человеку, что душой он болеет за героя и фильм в целом. Его Калашников – слегка неуклюжий, но крайне целеустремленный парень, который не стыдится деревенского происхождения, беззаветно любит Родину и никому не позволит сбить себя с намеченного пути. Искренность Юры в этой роли по-настоящему подкупает. Уважение – и ничего больше.

«Купе номер 6» (2021)

Кадр из фильма

В прогремевшем на фестивалях роуд-муви совместного производства Финляндии, Эстонии, России и Германии Юра Борисов довел до совершенства уже знакомый нам образ гопника с хитрым взглядом и добрым сердцем. Подвыпивший крепыш Леха пристает к соседке по купе Лоре (Сейди Хаарла), финской студентке, направляющейся из Москвы в Мурманск. Дабы древними петроглифами полюбоваться. Ее мечтательное настроение вдребезги разбивается о чавканье Лехи, который так усердно поглощает колбаску с огурчиками, что за ушами трещит. Вдобавок сигаретным дымом все вокруг отравляет. Могла ли между абсолютно противоположными людьми вспыхнуть искра взаимопонимания? Оказывается, могла. Еще как.

Леха с каждым встречным элементарно находит общий язык. В любой обстановке он свой в доску. Но в реальности на заснеженных просторах нашей необъятной Родины они с Лорой чужаки. Неприкаянные души, изголодавшиеся по банальному человеческому теплу. Причем если вам кажется, что в жизни Юра такой же, как и Леха, смутьян-матерщинник без царя в голове, вы далеки от истины. В интервью он признавался, что постоянно переключался между героем и самим собой. Даже опьянение в поезде специально отыгрывал, хотя в тех сценах действительно закладывал за воротник (все по Станиславскому). 

«Мама, я дома» (2021)

Кадр из фильма

Ключевого мужского персонажа этой ленты начинают обсуждать задолго до его появления на экране. Тоня из Нальчика (Ксения Раппопорт) ждет сына Женю, который воюет в Сирии. И тут звонок. С ужасным для любой матери сообщением: сын трагически погиб во время минометного обстрела. От тела почти ничего не осталось. Однако что-то здесь не сходится. Чует Тоня некий подвох. Пытается выяснить, что к чему. А через 45 минут после начала фильма в кадре, собственно, и возникает упомянутый мужской персонаж: якобы сын Тони в исполнении бритоголового Юры Борисова.

«Привет, мамуль», – дружелюбно заявляет он. Но Тоня знать его не знает. И называть сыном отказывается. Тот, в свою очередь, ведет себя крайне авторитарно, заставляя домочадцев по струнке ходить. В общем, редкостный абьюзер. Ничем хорошим конфликт явно не закончится. В драме сокуровского ученика Владимира Битокова Юра Борисов далек от привычного образа славного рубахи-парня. Его герой – воплощение грубой физической силы, представитель репрессивного аппарата, жестоко подавляющего инакомыслие. Схожая роль, кстати, досталась ему во втором сезоне «Эпидемии». Причем в обоих случаях неприятные типы перевоспитываются и выбирают добро. Тянет Юру к свету, что поделаешь.

«Подельники» (2022)

Кадр из фильма

Последний фильм с Юрой Борисовым, которым можно было насладиться в кинотеатрах. В этом морозном триллере он сыграл биатлониста Петю, вместе с женой Настей (Лиза Янковская) вернувшегося в родное уральское село. Где немногочисленные жители трепещут перед шаманом, бандитом и просто редиской с кликухой Людоед (первобытный Павел Деревянко). Пока супруга со скорбным видом мается от скуки, Петя устраивается на работу физруком в местной школе и заводит дружбу с мальчишкой, желающим отомстить Людоеду за убийство отца.

В «Подельниках» Евгения Григорьева, как и в «Быке» Бориса Акопова, все решается по понятиям. «За козла ответишь» – готовый слоган картины, где за неосторожно брошенное словцо могут прирезать. Но герой Юры Борисова в суровых реалиях оказывается ярым поборником нравственности. Людоеда он намерен приструнить, мальчика – поддержать, хулиганов – к порядку призвать. Да и вообще – в здоровом теле, как известно, здоровый дух. Вот Петя и таскает пацанов на стрельбище и на лыжах бегать заставляет. Юра здесь не выдает столь же пронзительного перформанса, как, положим, в «Купе номер 6», но играет ровно и строго, совмещая внутренние терзания с физической активностью. И пускай в кулачном бою Людоед показал Пете, где раки зимуют, наши сердца Борисов завоевал давно и надолго.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: