Фото: Alamy/ТАСС
За последние несколько месяцев в ситуации с зарубежными стримингами сдвиги просто тектонические: Netflix стремительно теряет лидерство, Disney наращивает подписчиков, а в HBO – масштабная реструктуризация. Разбираемся, что происходит с крупными онлайн-платформами сейчас и какие неожиданные повороты могут ждать их в дальнейшем.
В этом году Netflix столкнулся с целым рядом проблем. Два квартала подряд компания теряет пользователей (200 тыс. и 1 млн соответственно), акции уверенно идут вниз, а в компании лихорадочно пытаются придумать способы решения проблемы – от увольнения сотрудников до введения аккаунтов с рекламой, снижающих стоимость подписки. А еще судиться с теми, кто пытается посягнуть на прибыль компании.
Проблемы у платформы действительно есть – и сменой тарифных планов их не замаскировать. Илон Маск как-то заявил, что основная проблема стриминга заключается в слишком яростном продвижении повестки, из-за чего теряются все художественные задумки. Акцент на повальную инклюзивность все чаще оказывается скорее раздражающим.
А критики в последнее время нападают на дорогие блокбастеры с кучей звезд, которые выпускает платформа. Не сказать, чтобы это было незаслуженно, но мимо публики не проходят новости о суммах, которые руководство стриминга тратит на производство этих блокбастеров. Да, они затем набирают огромное количество просмотров, в том числе и за счет звездного промо, но пока все это выглядит как очередная неудачная попытка запустить вечный двигатель.
Абсолютно беззубый «Серый человек», который обошелся Netflix в $200 млн, получит сиквел – с теми же режиссерами, теми же актерами, вероятно, с теми же сценаристами. А еще спин-офф: очередная неинтересная франшиза по новым правилам должна все время расти вширь, иначе о ней мгновенно забудут. Так же, как забывают о менее раскрученных проектах, отмены которых происходят пачками.
Документальные проекты не приносят ни прибыли, ни престижа, а работу над анимационными сворачивают, хотя изначально Netflix зазывал специалистов лозунгами о невероятной творческой свободе. В апреле свою должность покинул глава отдела по развитию оригинальной анимации Фил Ринда. Тогда же сменился вице-президент всего отдела и было отменено производство нескольких мультфильмов, включая адаптацию книги Роальда Даля – теперь ее переделают в игровой фильм.
К маю число сокращенных сотрудников достигло 70 человек, а в июле компанию покинул глава отдела анимации для взрослых Майк Мун, ранее работавший в Sony Pictures Animation, Disney Television Animation и Cartoon Network.
Но, как ни странно, на стриминг до сих пор делают ставку владельцы кинотеатров за рубежом. Дескать, в сезон, когда блокбастеры прокатную сетку покинут, спасаться от вынужденного простоя поможет ограниченная дистрибуция продукции сервиса. Дорожка уже проложена: фильмы Netflix показывают на больших экранах, в том числе ради соблюдения регламента для получения престижных наград. А еще стриминг на пороге заключения «чертовски хорошей сделки» с актерским профсоюзом SAG-AFTRA, что может сулить ему множество преимуществ в будущем.
Кроме того, бывают и обратные ситуации: фильмы, которые продюсировали другие компании, стриминг выкупает после ограниченного проката. Именно такую схему в начале месяца платформа реализовала с австралийским криминальным триллером «Незнакомец», в котором снялись Джоэл Эдгертон и Шон Харрис.
На какие проекты в компании делают ставку:
Disney+ в этом году тоже не позавидуешь: согласно квартальному отчету, цифровой сервис за 3 месяца понес убыток в размере $1 млрд. А вот количество пользователей подросло: с учетом индийского подразделения Hotstar у платформы насчитывается 152 млн зрителей. А если учитывать все сервисы корпорации, в том числе Hulu, цифра выйдет гигантская – 221 млн. Хотя есть один немаловажный нюанс, о котором мы подробно писали здесь.
В Disney тоже включают антикризисный режим. С начала зимы на базовом тарифе Disney+ появится реклама. Избежать просмотра роликов можно будет за доплату в $3, которая переведет пользователя в категорию «премиум». Это наверняка приведет к оттоку пользователей, тем более что рост уже замедлился: компания пересмотрела свои прогнозы в меньшую сторону.
Кроме того, проблемы могут ждать компанию и в Индии: Disney проиграли в аукционе за права на трансляцию Индийской премьер-лиги по крикету – самого популярного вида спорта в стране. Победитель Viacom18 заплатил $2,6 млрд.
В целом Disney+ по-прежнему планирует захватывать новые территории и делает ставку на развлекательный контент – на эти цели запланировано до $32 млрд в этом году, причем треть пойдет на спортивные программы. И неплохим подспорьем для компании становятся сериалы, входящие в кинематографическую вселенную Marvel.
В конце июля были объявлены планы студии на ближайшие пару лет. В числе сериалов – продолжение «Локи», сериал «Железное сердце» про преемницу Тони Старка, ориджин злодейки из «Ванды/Вижн» под названием «Агата: Ковен Хаоса», сольник про глухую супергероиню «Эхо» и новый «Сорвиголова», к главной роли в котором вернется Чарли Кокс.
И это не считая уже вышедших проектов Marvel Studios, среди которых «Агенты Щ.И.Т.», «Агент Картер», «Сверхлюди» (все выходили на канале ABC), «Беглецы» и «Хелстром» (Hulu), «Плащ и Кинжал» (Freeform), «Ванда/Вижн», «Сокол и Зимний солдат», «Локи», «Что, если?..», «Соколиный глаз», «Лунный рыцарь», «Мисс Марвел» и «Женщина-Халк» (все – Disney+).
А еще была линейка от Netflix, включающая в себя довольно мрачные по тону и повествованию проекты – «Сорвиголову», «Джессику Джонс», «Люка Кейджа», «Железный кулак», «Защитников» и
«Карателя». В общем, сериальная линейка Marvel растет как на дрожжах, а студия окончательно переходит на конвейерное производство. Приносит это доходы? Неизвестно, финансовые отчеты не публикуются. Привлекает ли новых зрителей? Судя по отзывам критиков, не особенно.
Аналогичная ситуация, кстати, складывается и со вселенной «Звездных войн». И если «Мандалорец» в свое время стал глотком свежего воздуха, то теперь дышать решительно нечем – халтура, повестка, монетизация (что говорить, если снимают фильмы по мотивам детских аттракционов?). Кстати, в свое время «Оби-Ван Кеноби» мог обернуться не провальным сериалом, а провальным фильмом. Но вмешались плохие кассовые сборы «Хана Соло», и решено было отдать проект на стриминг.
Некоторые проекты Disney действительно сразу отправляет на стриминги. Особенно хорошо это работает в случае с мультфильмами Pixar, способными привлечь к малым экранам семейную аудиторию. Такая тактика, в том числе сокращающая расходы на маркетинг, была оправдана в разгар пандемии, когда кинотеатры были закрыты, но сейчас, спустя несколько лет, стало ясно, что гибридная модель зарекомендовала себя не с лучшей стороны. И некоторые мейджоры уже возвращаются к допандемийным показателям. Поэтому выпуск проектов в цифру часто выглядит как слив некачественной продукции.
С другой стороны, «Базз Лайтер», которого не допустили до восточных кинорынков из-за ЛГБТ-тематики, провалился в прокате, а спустя пару недель «Миньоны: Грювитация» поставили рекорд. Значит, дело не в том, что в кинотеатры не ходят. А в чем-то другом – заигрыванием с повесткой, недостаточной проработкой сюжета, неумением выбирать героев для сольных фильмов.
И в попытках заработать побольше весьма спорными методами. На Disney+, например, решили взяться за развитие франшиз, которые ранее принадлежали другим студиям. В Hulu, например, решили возродить «Футураму» после перерыва в 10 лет, а на Disney+ запускают очередную экранизацию «Эрагона» и ремейк «Сокровищ нации».
На какие проекты в компании делают ставку:
Тут стоит отметить, что в апреле этого года Discovery поглотила WarnerMedia. В итоге была сформирована новая компания под названием Warner Bros. Discovery, общую выручку которой оценивают в $50 млрд. В конгломерат входят киностудия Warner Bros., компании New Line Cinema и DC Films, анимационные студии, стриминги HBO Max и Discovery+ (их планируется объединить будущим летом, чтобы избежать оттока подписчиков), каналы HBO, CNN, Discovery Channel, Animal Planet и другие. Структуру возглавил бывший CEO Discovery Дэвид Заслав – именно он принял решение «отменить» уже снятую «Бэтгерл», на производство которой было потрачено $90 млн.
Впрочем, в этом случае, скорее всего, компания не останется в накладе: вернуть вложенные средства попытаются за счет налоговых вычетов. К слову, постановщики пытались снять на телефон хотя бы эпизоды с участием Бэтмена (его вновь сыграл Майкл Китон), но тщетно: все файлы были удалены с сервера.
Гораздо скандальнее оказалось закрытие стриминга CNN+, который просуществовал всего месяц после открытия. За это время регулярно площадку посещали не более 10 тыс. пользователей, хотя на запуск и развитие было потрачено $300 млн. Средства пришлось тратить и на пособия уволенным сотрудникам, многие из которых ушли с прежних постов специально под новый проект.
В приоритете Warner Bros. Discovery теперь – кинотеатральные релизы, которые гарантированно принесут прибыль инвесторам. Никаких экспериментов и пробных шаров: бюджет новых проектов для стриминга не должен превышать $35 млн, а производство детских шоу, анимационных проектов и международного контента урезается до минимума. Речь идет и о сокращении сотрудников – будет уволено 70 человек, это около 14% штата. По другим слухам, сокращения будут куда более массовыми – в HBO Max якобы хотят убрать 70% сотрудников для оптимизации расходов.
Открытым остается вопрос о судьбе игровых сериалов по комиксам DC. Ранее подобные проекты уходили на кабельный канал CW. Но в этом году руководство отказалось продлевать сериалы «Бэтвумен» и «Легенды завтрашнего дня», после чего вопрос повис в воздухе. Кроме того, планировалось представить сразу нескольких героев в проектах на платформе HBO Max. Одним из них должен был стать Джон Константин, у которого уже был сольный сериал NBC.
Отменили также мультсериал, над которым продюсер работал с создателем нового «Бэтмена» Мэттом Ривзом. Анимационный нуарный проект, рассказывающий о Темном Рыцаре, теперь ищет новую площадку. Кстати, еще у корпорации есть «правильная» анимационная вселенная, состоящая из десятков мультфильмов. Выходили они тоже на CW, но теперь транслируются HBO Max.
Еще одна стратегия корпорации – удаление из библиотеки HBO Max фильмов производства Warner Bros., которые эксклюзивно транслировались на сервисе. Исчезновение сразу нескольких проектов (в их числе «Ведьмы» и «Локдаун» с Энн Хэтэуэй) заметили журналисты. И сразу решили, что это тихая попытка сократить расходы – все, что не приносит прибыль, должно быть перепродано.
Хотя права передают другим сервисам даже в случае с хитами собственной библиотеки – магическая франшиза «Гарри Поттер» недоступна на HBO Max с августа. В США пользователи смогут посмотреть любимые фильмы про мальчика со шрамом на Peacock, а что делать пользователям из других стран, пока непонятно.
По тому же принципу урежут бюджеты отделов документалистики и реалити-шоу – их можно заменить аналогичной продукцией Discovery. А вот на привлечение подписчиков пустят дополнительные бюджеты – для новых пользователей предусмотрены скидки, которые помогут сэкономить до 42% от первоначальной стоимости. Надо всего лишь купить пакет услуг на год.
Наконец, заморожена работа над проектами из Центральной Европы, Дании, Швеции, Норвегии, Голландии и Турции. Те картины, которые уже начали снимать, обещали поддержать финансово. Но в перспективе – перепродажа другим платформам.
На какие проекты в компании делают ставку:
Детище Джеффа Безоса пока еще не добралось до проблем, которые уже испытывают его «старшие братья». Боссы платформы надеются, что рост подписчиков продолжится, хотя нынешние обстоятельства этому не способствуют: в Великобритании, например, от Amazon Prime Video отписалось большее количество пользователей, чем от Netflix. При этом ранее компания объявила о повышении стоимости подписки в Европе – на некоторых рынках цены выросли на 43%.
С начала года Prime Video выпустили 5 оригинальных сериалов и 3 фильма (в их числе «Список смертников» с Крисом Праттом и режиссерский дебют Билли Портера «Все возможно»), а также объявили о планах расширять международную аудиторию – в первую очередь за счет вложения средств в местное производство (есть даже нигерийский ориджинал «Банды Лагоса»). Ставка делается и на трансляцию спортивных событий, особенно футбольных матчей.
Руководство при этом старается не впадать в крайности: безумные вложения в сериал по «Властелину колец» – практически единственное исключение. На производство 1-го сезона у платформы ушло примерно $465 млн. Всего в сезоне будет 8 эпизодов, поэтому одна серия стоит почти $60 млн – это в 10 раз больше, чем одна серия первого сезона «Игры престолов».
Стоимость всего проекта может достигнуть $1 млрд. И это при условии, что создатели могут показывать только события Второй эпохи Средиземья, произошедшие задолго до того, что было показано в других экранизациях. Неудивительно, что «Кольца власти» уже сейчас вызывают сомнения у скептиков. Однако охват потенциальной территории впечатляет: сериал выйдет в 240 странах и территориях на 33 разных языках.
При этом в Amazon благоразумно отказались от создания сольного сериала о молодом Арагорне и спин-оффа про гнома Гимли. Но при этом стриминг вкладывается в такие проекты, как сериал про английскую рэп-культуру и кулинарное шоу по мотивам книг детского писателя доктора Сьюза, придумавшего Гринча и Кота в шляпе.
Еще один любопытный момент заключается в том, что именно Amazon выкупил огромную библиотеку MGM. И уже сейчас можно говорить о том, что в сиквел Tomb Raider с Алисией Викандер и в нового «Бонда» (его, правда, придется ждать как минимум пару лет) могут вноситься изменения – связано это с особенностями передачи прав. Кстати, в прокат этого самого Бонда, скорее всего, выпустит Warner Bros. – о такой договоренности было объявлено на прошлой неделе.
Пока что дела у Amazon Prime Video обстоят неплохо. Самым известным проектом платформы остаются «Пацаны» – третий сезон сериала увеличил мировую аудиторию на 234% по сравнению с первым. Также зрительским вниманием не обделен бодрый боевик «Ричер» (продлен на 2-й сезон спустя 3 дня после премьеры).
Некоторые громкие проекты близятся к завершению. «Удивительную миссис Мейзел», получившую признание критиков, закроют после 5-го сезона, а «Джека Райана» – после 4-го.
На какие проекты в компании делают ставку:
Apple TV+ пока что выступает в качестве самого стабильного игрока рынка. Во всяком случае, в плане качества выпускаемой продукции – разгромных отзывов за последнее время удостоился разве что фантастический сериал «Основание» (да и то, нашлись те, кто Айзека Азимова не читал, а потому отнесся к проекту довольно нейтрально). Если что-то и закрывается, то потому, что завершение выглядит очень логичным шагом – так было, например, с обласканным критиками и академиками «Тедом Лассо».
Причем выстреливает «яблочная» платформа во всех жанрах. «Ради всего человечества» с Юэлем Киннаманом и «Сияющие» с Элизабет Мосс постепенно набирают фан-базу. Шпионский детектив с Гэри Олдманом «Медленные лошади» продлили сразу до 4-го сезона, драматически-заводной «В ритме жизни» – до 3-го.
Один из первых флагманов платформы, «Утреннее шоу», недавно разжился Джоном Хэммом в качестве нового главного героя. Офисная клаустрофобическая драма «Разделение» тоже продлена и уже готовится сорвать ворох «Эмми» и прочих телевизионных наград. Тэрон Эджертон разрывает всех в напряженной «Черной птице». А для любителей викторианского стиля есть «Змей из Эссекса» с Клэр Дэйнс и Томом Хиддлстоном. А док «Доисторическая планета» и вовсе стал хитом для семейного просмотра.
Складывается ощущение, что в Apple TV нащупали идеальную схему. Чаще всего она выглядит как «ладный сценарий плюс большая звезда». Со временем количество знаменитостей в кадре начинает варьироваться (в грядущей военной драме «За пивом», например, задействованы Зак Эфрон, Рассел Кроу и Билл Мюррей), но залог крепкого проекта – продуманные сеттинг, харизматичные персонажи и цепляющая тема.
Зрители отвечают взаимностью – во втором квартале этого года прирост подписчиков Apple TV+ в США составил 10,6% – больше только у Disney+ (20,5%) Amazon Prime Video (14,8%). Но у них и промокампании масштабнее, так что результат вполне достойный. Если же брать Великобританию, то итоги еще более впечатляющие: количество пользователей выросло на 3%. Это не просто максимум среди всех конкурентов: Netflix и Amazon Prime и вовсе демонстрируют отток.
При этом аналитики отмечают, что платформа Apple TV+ никогда не претендовала на звание номер один. По сравнению со своими конкурентами она находится в невыгодных условиях, если говорить о цене подписки – она примерно в 1,5-2 раза ниже. Но принадлежность к конгломерату Apple способствует уходу от ответов: Тим Кук каждый раз заявляет, что компания не будет представлять подробную метрику для СМИ.
Кроме того, не стоит забывать, что именно Apple TV+ вошел в историю, первым из стримингов завоевав «Оскара» за лучший фильм. Лауреатом 2021 года стала драма «CODA: Ребенок глухих родителей», которую платформа выкупила за рекордную на тот момент сумму в $25 млн. По количеству телевизионных номинаций платформа тоже стремительно подбирается к лидерам рейтинга. Так что, возможно, окупаемость – все-таки не самый важный фактор. Особенно если на эти цели есть «лишние» деньги.
На какие проекты в компании делают ставку:
Добрый доктор с анекдотической фамилией Рабинович (вернее, Робинавич, но вы все равно будете слышать именно «Рабинович») приходит рано утром в…
Малый театр анонсировал праздничную программу, приуроченную сразу к двум юбилеям: 270-му театральному сезону и 90-летию со дня рождения Юрия Соломина.…
«КиноРепортер» продолжает знакомить вас с бриллиантами российской анимации. В нашей новой подборке нашлось место мультфильмам на любой вкус. Тут и…
За окном 1932-й. Близнецы Смок и Стэк, сменившие окопы Первой мировой на темные делишки в Чикаго, возвращаются в родной городок…
С 13 по 17 мая в крупнейших городах России прошли специальные показы Фестиваля китайского кино, организованного «Роскино» совместно с Китайским…
Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова…