Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Сериалы > «Основание»: Во что превратили великое произведение Айзека Азимова

«Основание»: Во что превратили великое произведение Айзека Азимова

27 сентября 2021 /
«Основание»: Во что превратили великое произведение Айзека Азимова

Была научная фантастика – стало расово и гендерно разнообразное нечто. Надеемся, что не ничто.

Не успели мы толком еще отойти от «Дюны» Дени Вильнева, как выходит экранизация другого великого фантастического романа – «Основания» Айзека Азимова. 

Что такое «Основание». Это на самом деле не роман в привычном понимании, а сборник рассказов и повестей, которые изначально публиковались в журнале Astounding Science Fiction. Речь там идет о далеком-предалеком будущем, в котором человечество давно освоило межзвездные полеты и расселилось по всему космосу, образовав Галактическую Империю.

Империя существует уже 12 тысяч лет, все вроде бы стабильно и благополучно. Как вдруг один видный ученый, Хари Селдон, заявляет, что, согласно его сложным расчетам, скоро все погрузится в хаос и мрак. Не завтра, не послезавтра, а лет так через 500, но погрузится непременно. И это никак не предотвратить уже, точка невозврата давно пройдена.

Ученого власти судят по подозрению в крамоле, но он свою позицию грамотно отстаивает. И дает четкий ответ на вопрос, что делать: надо, говорит, забабахать суперэнциклопедию, содержащую все-все накопленные к сегодняшнему дню знания. Хари Селдону дают добро и выделяют целую планету Терминус, расположенную в космической глухомани. То есть фактически в ссылку отправляют, чтобы воду тут не мутил.

А ему только того и надо было. Он вообще все заранее спланировал. И под «вообще все» подразумевается именно вообще все. На самую долгосрочную перспективу.

На этот Терминус снаряжается экспедиция, состоящая из  специалистов во всех возможных областях с целью основать там колонию, ну и суперэнциклопедию забабахать. Но оказывается, что это далеко не основная задача. Главное – создать технократическое государство (собственно, Основание), которое постепенно займет место гибнущей Галактической Империи.

Вышеизложенное, чтобы вы понимали, является всего лишь завязкой, из которой вырастает грандиознейший эпос, включающий 7 книг Азимова и кучу книг других авторов, продолживших его цикл. А также все, что Азимов еще написал про роботов (он в итоге две своих вселенных объединил).

При этом структурно «Основание» и его многочисленные продолжения составлены из отдельных, автономных частей. Под обложкой, как правило, несколько историй, каждая со своим сюжетом и персонажами, а сюжет описывает ту или иную веху в становлении Основания. Однажды что-то идет не так, возникает какая-то серьезная проблема, грозящая крахом всей миссии, но находится какой-нибудь умный гражданин и он эту проблему изящно решает.

Иначе говоря, это такой литературный сериал-антология. Следовательно, логичнее всего было бы сделать из него телевизионный сериал-антологию. Но шоураннеры Дэвид С. Гойер и Джош Фридман пошли своим путем. И сделали просто сериал стандартного формата.

Завязка примерно та же. Дебютный эпизод – плюс-минус точная экранизация рассказа «Психоисторики», первой главы «Основания», с Джаредом Харрисом в роли Хари Селдона. Однако заметные отступления здесь уже присутствуют, и направление будущего крена явно обозначено. В частности, главного героя, математика Гааля Дорника, сделали чернокожей женщиной. Впрочем, кого этим сейчас удивишь, да? В той же «Дюне» только что наблюдали подобное.

Но «Основание» идет дальше и знамя инклюзивности поднимает выше. В плане расового и гендерного разнообразия сериал образцово-показателен. Вплоть до того, что чернокожая женщина, которая у несознательного Азимова была мужчиной, читает лекцию о важности разнообразия. Зрители ведь такое любят, особенно в научной фантастике.

Впрочем, от твердой научной фантастики шоураннеры резво скакнули в сторону космооперы с актуальными аллюзиями, пристыковали к ней ряд других жанров и напридумывали много всего нового. За два эпизода «Основание» успевает побыть политическим триллером, фильмом-катастрофой такого размаха, что Роланд Эммерих бы позавидовал, и даже чуть-чуть хоррором. И конечно, «Звездными войнами». Кроме того, «Основание» неожиданно не скупится на жестокость: буквально геноцид за геноцидом, кровавая казнь за кровавой казнью.

Визуально это, конечно, близко не Дени Вильнев. Где-то масштаба не хватает, где-то костюмы смехотворно нелепые. Но в целом вполне богато – на спецэффекты создатели не поскупились. Правда, эпично бывает нечасто, чаще бывает наоборот. То душную мелодраму подсунут, то подробно изложат щекотливую ситуацию очередной чернокожей женщины, которая очень не вовремя забеременела.

Есть сюжетная линия, посвященная гибели Империи и тяжкому бремени власти, там как раз почти вся эпичность и сосредоточена, а еще Ли Пейс (Трандуил из трилогии «Хоббит») замечательный. Что характерно, у Азимова ничего подобного не было, и тем не менее это направление на данный момент куда интереснее, чем все остальное. Потому что в соседней линии, имеющей с оригиналом больше общего, как-то пока тухловато. Не считая твиста в конце второго эпизода.

Преданные фанаты фантаста уже в ярости, поскольку никакой это, разумеется, не Айзек Азимов, а, что называется, «по мотивам». Но впадать в пессимизм рановато. Потенциал, по крайней мере, просматривается. Хотя велика вероятность, что создатели окончательно задушат его морализаторством на тему пресловутого разнообразия. И будет очень обидно, так как неизвестно, когда в следующий раз кто-нибудь рискнет к «Основанию» подступиться. Либо они сейчас утроят показатели эпичности, и все тогда ахнут. В чем, простите за каламбур, немало оснований сомневаться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: