Джуд Лоу, Кэмерон Диаз, Николас Кейдж и Сара Джессика Паркер в поисках тепла и любви.
Зимние каникулы – идеальное время для того, чтобы прикоснуться к чему-то разумному, доброму, вечному. Погрузиться в согревающие, приятно расслабляющие романтические истории, которые позволяют забыть о жестоком внешнем мире и всецело отдаться чарующей магии кино. Именно такие рождественские фильмы мы и советуем для холодных январских вечеров – фильмы, после просмотра которых действительно хочется жить, творить и любить.
«Семьянин» (2000)
Популярный в ромкомах прием перевертыша напрямую отсылает к классике Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь» (1946) и «Рождественской песне в прозе» Чарльза Диккенса, герои которых получали возможность взглянуть на себя со стороны. Вот и персонаж Николаса Кейджа, успешный бизнесмен, по волшебству становится рядовым представителем среднего класса, постепенно открывая важность простых вещей и нетленных семейных ценностей.
Суть Рождества, как мы знаем, не в материальных благах, а в человеческой близости. И «Семьянин» иллюстрирует этот неоспоримый тезис с добрым юмором и адекватным мелодраматизмом, не размазывая по экрану розовые сопли, а лишь давая не очень везучим героям право еще на один шанс. За режиссуру, кстати, отвечает клипмейкер Бретт Рэтнер – «Семьянин» чудом затесался в его фильмографию между первой и второй частями франшизы «Час пик» и музыкальными видео для Мадонны с Мэрайей Кэри.
«Интуиция» (2001)
Герой Джона Кьюсака, юноша бледный со взглядом горящим, пересекается с привлекательной шатенкой (Кейт Бекинсейл) и отправляется с ней на спонтанное свидание. Но после незабываемого вечера с посиделками в кафе и катанием на коньках под ласковым снегопадом молодые люди расстаются. Объяснение простое: если суждено им быть вместе, судьба непременно вмешается и поможет им отыскать друг друга.
Дальше раскручиваются две цепочки событий, во время которых каждый из действующих лиц проживает свою жизнь. И в итоге решает связать будущее с кем-то еще. Но его величество Случай и правда ввязывается в происходящее, вселяя даже в самые скептические натуры веру в рождественское чудо (для отечественного зрителя подойдет синонимичная конструкция «русский авось»). Ночь, улица, фонарь, каток… Идеальный сеттинг для нежного ромкома о любящих сердцах.
«Реальная любовь» (2003)
Золотой стандарт жанра рождественской мелодрамы, перед которым все аналогичные ленты преклоняются так же, как произведения фэнтези перед «Властелином колец». Не всегда удачно, конечно. Например, хит Netflix 2021 года «Неуловимый аромат любви» оказался жалким подражанием неповторимому оригиналу, хоть в ноябре он и взлетел на вершину хит-парада стриминга (причем продержался в десятке 5 недель, а зрители в общей сложности смотрели его на протяжении 7,2 млн. часов).
«Реальная любовь» же до сих пор безукоризненно выполняет свою благую миссию – приносит людям свет и радость. Причем делает это абсолютно каждой новеллой, будь то история о престарелом рокере (Билл Найи), премьер-министре (Хью Грант), дублере постельных сцен (Мартин Фриман) или одиноком отчиме (вечно страдающий Лиам Нисон). По сути, в одной картине гармонично умещаются сразу 9 – и каждая из них безупречна. Как безупречна и нехитрая мудрость из уст мужчины, убеждающего мальчика подойти к любимой девочке: «Ты же смотрел фильмы, парень. Пока не идут титры – есть шанс».
«Эльф» (2003)
За 5 лет до того, как Джон Фавро ворвался во вселенную Marvel с разудалым «Железным человеком», он промышлял менее амбициозными, но зачастую куда более приятными проектами. Один из таких – «Эльф», рассказ о мальчике из приюта по имени Бадди, который пробрался в мешок к Санте, отправился вместе с ним на Северный полюс и спустя годы превратился в инфантильного дылду с добродушным лицом Уилла Феррелла. Он искренне считает себя одним из эльфов, хотя на их фоне он выглядит Гулливером в стране лилипутов.
Однажды Бадди все-таки возвращается в реальный мир. Там он знакомится с настоящим отцом (Джеймс Каан) и встречает девушку Джови (Зои Дешанель), чьи голубые глазки покоряют его раз и навсегда. Так и начинается странная, невозможная, порой – откровенно дурашливая романтическая история, которая вроде бы не является ключевой сюжетной основой этого фильма.
По крайней мере, так кажется, поскольку неуклюжий кудрявый чудак – полный профан в вопросах отношений с противоположным полом. Но в финале становится ясно, что «Эльфа» и его героя оживляет именно любовь. Точно волшебная звездная пыль, способная воскрешать из мертвых и одушевлять даже камни.
«Отпуск по обмену» (2006)
Современная классика жанра от мастерицы Нэнси Майерс («Ловушка для родителей», «Чего хотят женщины»). Героини Кэмерон Диаз и Кейт Уинслет, устав от повседневной суеты и неверных ухажеров, решают на пару недель поменяться жильем. Сказано – сделано: первая летит в заснеженную Англию, где влюбляется в симпатичного отца-одиночку (Джуд Лоу), а вторая перебирается в солнечный Лос-Анджелес и заводит дружбу с обаятельным композитором Майлзом (Джек Блэк).
Конечно, легкий развлекательный ромком не должен идти 2 часа 15 минут – а именно таков хронометраж «Отпуска по обмену». С другой стороны, за это время столько всего успевает произойти, что о скуке и не помышляешь. Диаз, например, напивается и отплясывает под Mr. Brightside группы The Killers.
Блэк в магазине дисков напевает саундтреки из классических голливудских хитов, а в крошечном камео мелькает Дастин Хоффман. Уинслет в сопровождении легендарного Илая Уоллака («Хороший, плохой, злой», «Как украсть миллион») отправляется на званый вечер. Ну а эффектно рыдающий Лоу разбивает сердечко даже самым ворчливым зрителям, считающим своим альтер-эго зловредного Гринча.
«Старый» новый год» (2011)
Редкий случай, когда формула «Реальной любви» – переплести десяток сюжетных линий в канун зимних праздников – работает почти безупречно. Режиссер Гэрри Маршалл, как и Нэнси Майерс, на ромкомах собаку съел: именно ему мы обязаны «Красоткой», «За бортом» и «Как стать принцессой». И в «Старом» новом годе» он ловко жонглирует судьбами маленьких людей в исполнении больших актеров, которые, словно подхваченные снежной бурей, мечутся по Нью-Йорку в отчаянных поисках лекарства от одиночества.
Энергичный курьер (Зак Эфрон) открывает приунывшей секретарше (Мишель Пфайффер) дух Рождества. Знаменитый рокер (Джон Бон Джови) пытается вернуть расположение возлюбленной (Кэтрин Хайгл). Обеспокоенная мамочка (Сара Джессика Паркер) налаживает отношения с дочерью-подростком (Эбигейл Бреслин). А умирающий старик (Роберт Де Ниро) мечтает в последний раз увидеть, как на Таймс-сквер опускается новогодний шар.
Еще здесь появляются Холли Берри, Джессика Бил, Эштон Кутчер, Тиль Швайгер, Хилари Суэнк… Звезд, в общем, как на небе в летнюю ночь, и следить за их понятными, узнаваемыми переживаниями – одно удовольствие.
«Пара на праздники» (2020)
Из последних рождественских ромкомов, чье количество, увы, зачастую обратно пропорционально качеству, фильм Джона Уайтселла – один из самых приличных. Этот же светлый человек, кстати, в 2006 году выпустил превосходную комедию «Добро пожаловать, или Соседям вход воспрещен», где персонажи Дэнни ДеВито и Мэттью Бродерика устроили соревнование на самую феерическую новогоднюю иллюминацию.
Но если те мужчины жить не могли без торжественной атмосферы, то молодежь из «Пары на праздники» в исполнении Эммы Робертс и Люка Брейси к Рождеству и прочим знаковым датам относится со сдержанным скептицизмом. А необходимость время от времени напяливать уродливые рождественские свитера и вовсе пугает их до чертиков.
Не то чтобы их герои отчаялись найти вторую половинку – скорее их просто устраивает одиночество. Девушка устала от навязчивых намеков родственников, что пора бы ей обзавестись бойфрендом. Парень потерпел фиаско в прошлых отношениях. Увидев друг в друге родственные души, они решили без всяких обязательств проводить вместе праздники, будь то День святого Валентина, Новый год или День матери.
По изначальной задумке – только дружба, никакого секса и ни капли романтики. Разумеется, вскоре все идет не по плану. Но именно из этой непредсказуемости и рождается по-настоящему трогательная, искрометная и согревающая лавстори – лучшее спасение от морозных вечеров.
Комментарии