Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Как «Властелин колец» изменил нашу жизнь

Как «Властелин колец» изменил нашу жизнь

18 декабря 2022 /
Как «Властелин колец» изменил нашу жизнь

Рассказываем о влиянии легендарной саги на кино, бизнес, туризм, жанр фэнтези и актерские судьбы.

«Мир изменился. Я чувствую это в воде. Чувствую в земле. Ощущаю в воздухе. Многое из того, что было, ушло. И не осталось тех, кто помнит об этом».

Когда-то давно, в далеком 2001 году эта фраза открыла в кинематографе новую веху – в прокат вышла картина Питера Джексона «Властелин колец: Братство кольца», первая часть великой саги, разделившая историю кино на «до» и «после». Да и не только в кино. Грандиозная эпопея о войне за Средиземье стала важнейшим культурным, общественным, экономическим феноменом, наложившим отпечаток на самые разные сферы нашей жизни. А теперь уже продолжение франшизы – «Властелин колец: Две крепости» отметил 20-летие со дня премьеры.

Разумеется, «КиноРепортер» не смог пройти мимо знакового юбилея и решил вспомнить, каким образом «Властелин колец» изменил мир вокруг нас.

Все началось с книги

Фродо

Роман Дж. Р.Р. Толкина «Властелин колец», впервые опубликованный в 1954 году, стал родоначальником жанра эпического фэнтези. Сложный, ярко и детально описанный мир с необычными героями, новыми расами, несуществующими местами и загадочными артефактами привлекал внимание. А мотивы персонажей были знакомы всем без исключения читателям – власть и долг, дружба и вражда, любовь и бессмертие.

Экономические нюансы и этические дилеммы тоже нашли свое отражение в этом произведении, иногда в иносказательном ключе, иногда – во вполне конкретных и наглядных примерах. Разумеется, Толкин учился у лучших, но прототипы и заимствования, пусть и не всегда явные, лишь добавляли истории реализма, а не рассеивали читательское и зрительское внимание: в центре всегда оставалось путешествие Хранителей к Роковой горе с Кольцом Всевластья. 

Любопытно, что, несмотря на лишения, которые претерпевали герои, в их жизни всегда оставалась капля надежды. Это было продиктовано личными воззрениями автора, который не видел ничего плохого в эскапизме, использовал прием deus ex machina, а в характере хоббитов особенно выделял их страсть к постоянству и привязанности к традициям.

Вслед за полуросликами Толкин придумал орков, переосмыслил роль гномов, внес изменения и в сущность эльфов, превратив их из созданий, ведомых природным хаосом, в гордых и величественных правителей и воинов. А также крупными мазками выписал Абсолютное Зло, Саурона, без которого не было бы ни Дарта Вейдера, ни Волан-де-Морта. 

Революционная экранизация

властелин колец

Неудивительно, что влияние столь грандиозного во всех смыслах произведения распространилось далеко за литературные пределы. В частности, речь об игровой сфере – задолго до компьютерных игр популярностью пользовались настольные, да и ролевое движение сбрасывать со счетов не стоит. А еще, конечно, о кинематографе: после трилогии Питера Джексона о фэнтези заговорил весь мир.

Причем разговор этот был весьма серьезным. Кропотливый труд тысяч людей возвел «Властелина колец» на недостижимый пьедестал. Попытки экранизировать трилогию, написанную, к слову, как единый роман, предпринимались еще с середины 1960-х. К легендариуму подступались со всех сторон – за него брались мультипликаторы и театральные режиссеры, его превращали в сериал, однако полномасштабный успех пришелся именно на долю Джексона.

В общей сложности кинотрилогия получила 17 «Оскаров» и заработала в прокате более $3 млрд. Престижные награды и востребованность у публики позволили значительно расширить рамки жанра фэнтези. А сама трилогия стала золотым стандартом, на который равнялись все остальные: и зрители, и продюсеры, и режиссеры. 

Влияние на поп-культуру

Властелин колец

Помимо примитивного копирования кинодеятелями оригинальных идей и откровенного пародирования, впоследствии именно «Властелин колец» спровоцировал бурный рост киношных и сериальных франшиз, в которых происходящее могло охватывать десятилетия, а сюжет – развиваться в далеких друг от друга точках.

Самый яркий пример, если опустить космооперу Джорджа Лукаса, – «Игра престолов»: ее создатель Джордж Р. Мартин даже не скрывает того, что вдохновлялся шедеврами Толкина. Если рассматривать серии в ретроспективе, можно обнаружить немало забавных мелочей. Так, в обеих фэнтези-сагах засветился Шон Бин (Боромир и Нед Старк), а сыгравший Бенджена Старка Джозеф Моул исполнит роль ключевого антагониста Орена в новой адаптации «Властелина колец» (о ней чуть позже).

Это, кстати, повод упомянуть еще об одном прецеденте: «Властелин колец» в свое время показал, что из актера фэнтези можно запросто вырасти в звезду А класса. Это случилось с Орландо Блумом, Вигго Мортенсеном, Элайджей Вудом и многими другими. Подробнее об их судьбах можно прочитать в другом нашем материале. Карьера никому не известного Энди Серкиса, который изначально должен был всего лишь подарить голос Голлуму, и вовсе пошла в гору – причем и в актерском, и в режиссерском амплуа: снятый им «Веном 2» в 2021 году собрал приличную кассу и полюбился зрителям. В общем, «Властелин колец» дал мощный залп по всем фронтам.

Цвет денег

Галадриэль

Теперь же давайте чуть подробнее рассмотрим финансовые аспекты феномена «Властелина колец». Заручившись поддержкой компании New Line Cinema, Питер Джексон с октября 1999 года по декабрь 2020-го снимал параллельно три фильма. С общим бюджетом $281 млн – по нынешнему курсу эта сумма составила бы порядка $427 млн. Производство «Братства кольца» обошлось в $93 млн, а «Две крепости» и «Возвращение короля» стоили по $94 млн. Самой кассовой стала третья часть – ее сборы превысили впечатляющую отметку в $1,1 млрд. «Две крепости» заработали $927 млн, а «Братство кольца» – $887 млн.

Каждый из этих фильмов побил множество рекордов бокс-офиса. «Две крепости» и «Возвращение короля» стали самыми прибыльными картинами года, хотя «Братство кольца» уступил первенство «Гарри Поттеру и философскому камню». Ленты трилогии также оказались успешнейшими с финансовой точки зрения в истории New Line Cinema – с большим отставанием после «Братства кольца» в рейтинге идет «Золотой компас» (с мировыми сборами $367 миллионов).

властелин колец
Кадр из сериала «Властелин колец»

«Властелин колец» доказал, что фэнтези может собирать в прокате огромные деньги и выигрывать «Оскары» – «Возвращение короля», напомним, завоевал 11 статуэток, включая главные (лучший фильм и лучший режиссер). Но даже с учетом этого вызывает священный трепет астрономическая сумма, которую Amazon выложили за создание сериала «Властелин колец» по другим произведениям Дж. Р.Р. Толкина.

Только за права на их адаптацию для экрана пришлось заплатить $250 млн. А бюджет первого сезона составил $465 млн – как видим, больше, чем стоила вся оригинальная трилогия. Очевидно, что лавры Питера Джексона не дают покоя кинематографистам и поныне.

Дорогущий и опять-таки финансово успешный блокбастер «Хоббит: Битва пяти воинств» вышел в 2014-м, и с тех пор зрители явно заскучали по захватывающим приключениям героев Средиземья. Поэтому подобные риски кажутся оправданными, хотя провал грядущего проекта может буквально уничтожить Amazon и с точки зрения репутации, и с точки зрения бизнеса.

Каникулы по-новозеландски

Хоббитон1

Съемки «Властелина колец» проходили на родине Питера Джексона, в Новой Зеландии. Именно там он снимал кино с юных лет, а в столице, Веллингтоне, основал компанию по производству визуальных эффектов – Weta Digital. И совместная работа режиссера и властей страны над трилогией оказалась поистине взаимовыгодной. 

Государство предоставило студии налоговые льготы в размере $150 млн при условии, что 70% затрат будут осуществлены на территории Новой Зеландии. В 2021 году к аналогичной схеме прибегнет и Amazon: теперь налоговые льготы составили около $114 млн при общем бюджете первого сезона в $465 млн.

Далеко не все эксперты сочли столь внушительные влияния оправданными, хотя в начале XXI века благодаря «Властелину колец» экономика Новой Зеландии переживала невероятный взлет. В первую очередь благодаря стремительно возросшему потоку туристов. С 2000 по 2006 год их количество увеличилось на 40% – с 1,7 млн до 2,4 млн в год. А доходы от туризма, в 1999 году составившие $3,5 млрд, в 2008-м достигли $5,9 млрд. В общем, совершенно логично, что в 2009 году Джексон удостоился рыцарского титула – с формулировкой «За заслуги перед Новой Зеландией».

Хоббитон

Главной достопримечательностью, конечно, являлась деревня хоббитов с уютными домиками и даже местным пабом. Помимо нее, туристы стремились наведаться в парк Тонгариро, ставший прототипом Мордора, взглянуть на гору Аораки (вспоминаем Одинокую гору из трилогии «Хоббит») и прогуляться по еще одному парку – Кайтоке (Ривенделл). Путешественники могли проложить сразу несколько туристических маршрутов, в зависимости от своих сил и остатка на банковском счету, причем популярность любого из них была одинаково высока в глазах гостей абсолютно всех возрастов.

В этом году, правда, произошло эпохальное для «Властелина колец» событие. Съемки нового сериала переехали в Великобританию, где в январе 2022 года начнется препродакшн второго сезона. Это великое переселение народов было вынужденным: всему виной пандемия. В марте 2020-го Новая Зеландия закрыла границы, и многие актеры оказались отрезаны от дома. Перенос производства продолжения сериала в Великобританию позволил им наконец воссоединиться с семьями. Оценивать экономические последствия этого события пока преждевременно, хотя внимание к человеческому фактору, безусловно, не может не радовать.

Что дальше?

Братство кольца2

Славное прошлое «Властелина колец» будет согревать нас еще долгие годы, да и самих артистов экранное братство по-настоящему сплотило. В тяжелые пандемийные времена они с радостью встретились в онлайне на шоу Джоша Гада и душевно поболтали о делах давно минувших дней.

Исполнители ролей хоббитов Мерри и Пиппина Доминик Монахэн и Билли Бойд вообще стали лучшими друзьями, а вдобавок запустили подкаст для обсуждения занятных закулисных баек со съемок «Властелина». Элайджа Вуд признается, что при всех карьерных зигзагах до конца дней своих будет чувствовать себя Фродо. Да и Иэн МакКеллен, отыгравший в кино и в театре весь шекспировский репертуар, искренне наслаждается любовью фанатов к мудрому старцу Гэндальфу.

Однако будущее франшизы не может не тревожить каждого, кому дорога судьба Средиземья, жанра фэнтези и кинематографа в целом. Прелесть «Властелина колец», помимо прочего, заключалась в том, что там существовали четкие представления о добре и зле. Героях и злодеях. Сильных мужчинах и отважных женщинах. Идеалы нравственности, чести, доблести были вполне классическими и потому понятными каждому. Сейчас же само понятие морали стало предельно расплывчатым, как и взгляды на сексуальность, религиозные или расовые аспекты.

Орки

Повсюду господствуют двойные стандарты, поэтому неминуемо возникает вопрос: придутся ли новые фильмы и сериалы по произведениям Толкина ко двору в эпоху культуры отмены и движения BLM? В 2020 году, например, вышла резонансная статья с упреками «Властелина колец» в расизме: чернокожих персонажей там якобы мало, а орки напоминают монголоидов.

Аналогичные обвинения вылились и на создателей нового сериала, стоило им объявить имена первых актеров. Еще одной ложкой дегтя стала гневная петиция из-за того, что на съемках детища Amazon, видите ли, появился координатор интимных сцен. Неслыханное святотатство!

Перефразируя Гэндальфа, так и хочется спросить: «Когда наш мир променял мудрость на безумие?». Но такова реальность, и трансформировать ее нам не дано. Остается лишь верить, что после пыток на прокрустовом ложе новой этики до нас доберется хоть какая-то часть подлинного искусства, которое 20 лет назад защищал отряд храбрых Хранителей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: