Голливудская звезда в роли хулигана, романтика, продавца и бармена.
Бену Аффлеку образца 2021 года трудно не позавидовать. Он снимается в хороших фильмах, ратует за трезвость, выглядит абсолютно счастливым и довольным собой рядом с ослепительной Дженнифер Лопес. Именно таким – уверенным, собранным, хладнокровным – и должен быть успешный голливудский артист.
Возможно, правда, кому-то нынешний Аффлек покажется недосягаемым. Эдаким Брюсом Уэйном, который запер костюм Бэтмена в кладовке и теперь наслаждается статусом спокойного миллионера. Однако на экране Бен частенько исполняет роли совсем других парней – напрочь лишенных пафоса и звездного лоска. «КиноРепортер» собрал команду из таких аффлековских персонажей, каждый из которых является самым что ни на есть рядовым (но при этом весьма колоритным) выходцем из простого американского народа.
«Под кайфом и в смятении» (1993)
В бессмертном шедевре подросткового кино от маэстро Ричарда Линклейтера Аффлек сыграл типичного плохиша, школьного хулигана О’Бэнниона, главное развлечение которого – травить малолеток. Хлебом его не корми, дай выловить какого-нибудь ботаника и устроить ему знатную порку. Типаж, увы, абсолютно узнаваемый в любых странах и в любые эпохи: вредных буллеров хватает везде. Хоть в Штатах, хоть в России. Этот, правда, несет заслуженное наказание, превратившись из грозы школьных коридоров во всеобщее посмешище.
Любопытно, что на экране-то 20-летний Аффлек вел себя возмутительно, зато за его пределами оставался пай-мальчиком. Пока Мэттью МакКонахи, Милла Йовович и другие юные актеры курили марихуану, Бен лишь имитировал затяжки. Также, в отличие от молодых коллег, он не злоупотреблял алкоголем и всячески призывал остальных к ответственности. Как, дескать, можно в здравом уме вечером закладывать за воротник, а утром преспокойно тащиться на съемочную площадку?!
«Тусовщики из супермаркета» (1995)
Культовый независимый режиссер Кевин Смит и Бен Аффлек – друзья с солидным стажем. Они не раз работали вместе, а сейчас Смит так тепло отозвался о переменах в облике и настроении Аффлека, как может только по-настоящему близкий товарищ.
«Да он сейчас в лучшей форме, чем когда-либо, – заявил постановщик. – Я фанат Бена Аффлека. Но лишь недавно осознал – этот чувак неописуемо хорош. Он выглядит на 20 лет моложе, чем в прошлом году. Вот что любовь делает с человеком!»
Первое появление Аффлека у Смита вышло довольно комичным. В «Тусовщиках из супермаркета», комедии о компании великовозрастных лоботрясов, Бен сыграл заносчивого стилягу из отдела мужской моды. На других бездельников он смотрит свысока – как, собственно, и на посетителей своего бутика. «Клиент всегда неправ» – вот его кредо. И если вам хоть раз доводилось сталкиваться с вредным продавцом, в глазах которого вы являетесь человеком отнюдь не первого сорта, в аффлековском выскочке вы встретите хорошо знакомого персонажа.
«В погоне за Эми» (1996)
Вторая коллаборация Аффлека и Кевина Смита, где Бен исполнил уже главную роль. Надо заметить, одну из наиболее проникновенных за тридцать с лишним лет актерской карьеры. Холден МакНил рисует комиксы и однажды влюбляется в девушку, которая, вот беда, оказывается лесбиянкой. Но Холден не теряет веры в счастливую звезду, продолжает ухлестывать за ней, в итоге добивается своего… И вскоре выясняет нелицеприятные подробности о ее прошлом.
Несмотря на россыпь гиковских шуточек, «В погоне за Эми» – абсолютно душераздирающая драма об умирании любви и дружбы. Причем драма соткана из таких житейских, повсеместно встречающихся ситуаций, что герой Аффлека здесь кажется буквально вытянутым с улицы, или из бара, или с продавленного дивана прокуренной тесной квартиры. Он – один из нас, близкий, узнаваемый, среднестатистический неудачник (пусть и с артистическим даром). И поэтому так больно при мысли, что для своей избранницы он не смог стать кем-то более значимым.
«Умница Уилл Хантинг» (1997)
За сценарий к трогательной картине о гениальном математике с трудным характером Аффлек получил первого в карьере «Оскара». Но если в жизни Бен разделил награду с другом и соратником Мэттом Дэймоном, то в фильме персонаж Бена по имени Чаки Салливан выглядит не столь выигрышно по сравнению с неординарным Уиллом. Впрочем, оно и к лучшему: каждому эксцентрику необходим приятель попроще. Именно в таком тандеме герои действительно дополняют и обогащают друг друга.
Неунывающий добряк Чаки – настоящая душа компании. В горе и в радости он всегда окажется рядом. Подбросит куда надо на автомобиле. Заступится в драке. Поможет закадрить девушку в баре. Это свой в доску парень, которому неплохо живется и без размышлений об экзистенциальных проблемах. Многие бы не отказались от такого понимающего отца, как герой Робина Уильямса (чуткий психолог). Но, пожалуй, не меньше зрителей мечтают и о верном товарище вроде Чаки.
«Чужой билет» (2000)
Рекламный агент Бадди – наглый и самодовольный тип. Но под влиянием сиюминутного порыва он решает уважить незнакомца и уступает ему свой билет на самолет. Причина тому, правда, – не дух Рождества, а желание провести ночь с обворожительной блондинкой. Вскоре герой с ужасом узнает, что самолет, на котором он должен был лететь, терпит крушение. Терзаемый муками совести, Бадди отправляется к вдове (Гвинет Пэлтроу) бедняги, занявшего его место, чтобы во всем признаться. И влюбляется как мальчишка.
Молодой и обаятельный Аффлек со сверкающей голливудской улыбкой – идеальный романтический герой. Но осуществленная им переоценка ценностей понятна каждому, кто хоть раз задумывался о вечном и пытался стать чуточку лучше, чем был до сих пор.
Бадди любит чизбургеры, бейсбол и красивых женщин. Как в общем-то и большинство нормальных мужиков. Он не дурак, не трус, не подлец. Образцом для подражания его не назвать, но с этим парнем было бы приятно пропустить по кружечке или пожарить мясо на заднем дворе. Без опасений, что он всадит тебе в спину остро наточенный нож.
«Вне игры» (2020)
Спустя год после выхода боевика «Тройная граница» и за год до появления «Лиги справедливости Зака Снайдера» Аффлек засветился еще в одной удивительно человечной роли. Ранее Бен уже сотрудничал с режиссером Гэвином О’Коннором, сыграв в «Расплате» (2016) бухгалтера-аутиста с невероятными способностями к математике. В ленте «Вне игры» же способность у аффлековского персонажа только одна, куда менее впечатляющая: раз за разом спускать жизнь в унитаз.
Он потерял сына. Развелся с женой. Погряз в депрессии. Присосался к бутылке. И от безнадежности взялся тренировать школьную команду по баскетболу, состоящую из лузеров и лодырей. Одиночество, алкоголизм, тоска по славному прошлому – все это Аффлек проходил и в реальном мире.
Но демоны былых тревог и страданий лишь подхлестнули актера, помогли ему справиться с непростой ролью с похвальной мужественностью и неоспоримым достоинством. А характерный шорох, с которым метко пущенный мяч залетает в кольцо, разжег в его потухших глазах искру прежней страсти, вдохновения и любви к жизни во всех ее проявлениях.
«Нежный бар» (2021)
Аффлек играл бармена еще 30 лет назад, в очаровательном рождественском драмеди «200 сигарет». Теперь же круг замкнулся: Бен вернулся за барную стойку. Правда, в более серьезном и важном для него проекте.
«Нежный бар» – экранизация одноименного автобиографического романа Джона Джозефа Морингера, осуществленная Джорджем Клуни. Герой произведения (в фильме его сыграл Тай Шеридан) шляется по кабакам и общается с незнакомыми дядьками, дабы найти в ком-то из них замену сбежавшему папе. Именно такой отцовской фигурой для него в итоге становится дядя Чарли в исполнении Аффлека, который ловко разливает по стаканам напитки разной степени крепости, а параллельно дает парню уроки мужского воспитания.
По словам Аффлека, съемки в «Нежном баре» стали для него уникальным опытом, поскольку все, как говорится, срослось просто идеально. Отличный режиссер, отличный сценарий, отличная роль – а ведь раньше Бену казалось, что подобное обычно случается с куда более везучими людьми. Но на сей раз подфартило и Аффлеку, назвавшему шанс поучаствовать в этом фильме «манной небесной». Осталось узнать, подфартит ли вдобавок и с вниманием Американской киноакадемии.
Комментарии