Смелая «Власть пса», ностальгический «Белфаст», монументальная «Дюна» и солнечная «Лакричная пицца».
До церемонии вручения премии «Оскар» остались считаные дни. Уже 27 марта мы узнаем, какие кинематографисты впишут свои имена в историю, а каким придется лишь горевать об упущенных возможностях.
«КиноРепортер» пристально следил за фестивальной судьбой главных фильмов года, посвящая им рецензии, аналитические статьи и прочие материалы. Теперь же пришло время освежить их в памяти, в преддверии «Оскара» напомнив, в чем революционность вестерна «Власть пса», почему Уилл Смит именно сейчас вдруг реанимировал увядшую карьеру и каким образом «Лакричная пицца» Пола Томаса Андерсона возвращает веру в кино и человечество.
Однажды в Ирландии
Расклады в гонке за главным «Оскаром» на протяжении 2021–2022 годов менялись несколько раз. В сентябре на кинофестивале в Торонто важнейшая награда (приз зрительских симпатий) досталась драме Кеннета Браны «Белфаст». На картину тут же прицепили ярлык основного претендента на статуэтку за лучший фильм – с 2012 года все победители в Торонто как минимум не оставались без номинации. А 3 ленты праздновали триумф и на «Оскаре», в том числе – прошлогодняя «Земля кочевников» (постановщицу Хлою Чжао также признали лучшим режиссером).
К тому же сама тема «Белфаста» выбрана безошибочно. Это ностальгическая зарисовка о конфликте католиков и протестантов в 1960-х глазами ребенка, где переплетаются проблемы отношений между поколениями, раннего взросления, трагедии ускользающего детства на фоне развала целой страны… Автобиографические мотивы и черно-белое изображение воскрешали в памяти «Рому» Альфонсо Куарона: за 4 года до ирландского коллеги мексиканец тоже сделал шаг в сторону от блокбастеров по направлению к камерной драме и завоевал 3 «Оскара» (лучшим фильмом, правда, тогда стала «Зеленая книга»).
А еще «Рома» удостоилась «Золотого льва» в Венеции. И это напоминает нам, что смотр на острове Лидо в последние годы вплотную приблизился к мейнстриму – больше никаких артхаусных победителей вроде венесуэльской гей-мелодрамы «Издалека» (2015). В 2017-м Италию покорил Гильермо дель Торо, а его «Форма воды» получила 4 статуэтки Американской киноакадемии (в их числе – лучший фильм и лучшая режиссура). В 2019 году «Золотого льва» увез «Джокер», позднее представленный на «Оскаре» в 11 номинациях. 2020-й же ознаменовался торжеством «Земли кочевников».
Ковбои и рыбаки
В 2021-м, правда, «Золотой лев» достался «Событию» Одри Диван, от «Оскара» максимально далекому. А вот фильм Джейн Кэмпион «Власть пса», завоевавший награду за лучшую режиссуру, в итоге подвинул «Белфаст» с места фаворита на звание главной ленты года по версии академиков. В специальном материале мы объяснили, почему это кино, вроде бы верное стилистике старинного американского жанра вестерн, оказалось идеальным ответом на вызовы морали XXI века. А заодно разобрались во вспыхнувшей дискуссии насчет того, правомерно ли изображать экранных ковбоев не в традициях классической маскулинности, а в духе новой мужественности.
Постепенно «Власть пса» стала самой награждаемой картиной в истории Netflix, обогнав упомянутую «Рому». В общей сложности у творения Кэмпион 317 номинаций и 227 побед, включая премии критиков разных штатов и городов. А также 3 «Золотых глобуса» (лучший фильм (драма), лучший режиссер, лучшая мужская роль (драма) – Бенедикт Камбербэтч) и BAFTA за лучший фильм и режиссуру. Ну и 12 номинаций на «Оскара» для ровного счета. Казалось бы, фаворит гонки определился окончательно и бесповоротно.
Но 19 марта своих победителей объявила Гильдия продюсеров США, к чьему голосу однозначно стоит прислушаться. Ведь за последние 32 года в 22 случаях обладатели премии гильдии и главного «Оскара» совпали. И неожиданно взлетели шансы на успех фильма «CODA: Ребенок глухих родителей», тихой оптимистичной драмы о девушке из семьи глухих рыбаков.
В рецензии на эту картину «КиноРепортер» рассказал, чем именно притягательна работа Шан Хейдер, за плечами которой, кстати, тоже славное фестивальное прошлое: рекордные 4 награды «Сандэнса». Академики традиционно приветствуют подобные духоподъемные произведения, поэтому сейчас шансы «Власти пса» и CODA на статуэтку за лучший фильм выглядят примерно равными.
Битва режиссеров
Незадолго до Гильдии продюсеров раздала слонов Гильдия режиссеров. Обошлось без сюрпризов – очередную награду забрала Джейн Кэмпион. Начиная с 1948 года лауреат премии Гильдии режиссеров не выигрывал соответствующий «Оскар» лишь 8 раз. Поэтому, на первый взгляд, у «Власти пса» в данной категории просто отсутствуют конкуренты. Но церемония 2022 года может легко оказаться тем самым уникальным исключением из правил.
Как минимум потому, что на статуэтку претендует «Вестсайдская история» Стивена Спилберга, ранее завоевавшая 3 «Золотых глобуса» (включая лучший фильм – комедию или мюзикл) и удостоенная 7 номинаций на «Оскара». Мы, конечно, не смогли пройти мимо столь знаковой картины и поведали, какой получилась адаптация легендарного мюзикла для нового поколения кинозрителей.
Еще, например, среди номинантов есть записной оскаровский неудачник Пол Томас Андерсон: до его последней работы «Лакричная пицца» он номинировался на «Оскара» 8 раз, но фортуна постоянно ему изменяла. И все же шансы Андерсона в сценарной категории куда предпочтительнее: мы написали, почему эта солнечная сказка о первой любви и изнанке кинобизнеса заслуживает любви и почитания.
Кроме того, история учит, что не только англоязычные картины вправе замахиваться на «Оскара» для режиссеров. Если в случае с «Еще по одной» («Оскар» за лучший фильм на иностранном языке) дело ограничилось лишь номинацией, то в 2020-м «Паразиты» Пон Джун-хо внезапно обогнали «Ирландца», «1917» и «Однажды в… Голливуде», забрав все важнейшие «Оскары». Включая сценарный. Ну а годом ранее режиссерской статуэткой победоносно взмахнул Альфонсо Куарон, притом что лучшей иностранной картиной тоже стала «Рома».
Это мы к тому, что роуд-муви «Сядь за руль моей машины» японца Рюсукэ Хаматуги, обладатель BAFTA, «Золотого глобуса» и приза Канн за лучший сценарий, вполне может стать не только лучшей зарубежной лентой. Но и образчиком выдающегося, по мнению академиков, мастерства постановщика.
А еще фильм, как ни странно, должен особенно приглянуться русскому зрителю. С чего бы вдруг? Откройте наш материал и узнаете. Здесь скажем лишь, что «Сядь за руль моей машины» – прекрасная альтернатива российско-финскому роуд-муви «Купе номер 6», которое покорило Канны (Гран-при жюри), но осталось за бортом «Оскара». О незабываемом путешествии финской студентки Лоры и гопника Лехи в Мурманск можно почитать отдельно.
Теннис, проповеди, новая этика
Поэт в России, как известно, – больше, чем поэт. А актер Уилл Смит в современном Голливуде – больше, чем актер. Роль теннисного тренера Ричарда Уильямса вновь катапультировала артиста на вершину популярности. BAFTA, «Золотой глобус», награда Гильдии актеров США – неплохая коллекция для человека, еще недавно мелькавшего преимущественно в сомнительных боевиках. Дело в том, что «Король Ричард» стал своеобразным знаменем новой этики, символом политкорректности и отчаянной попыткой организаторов «Оскара» вернуть премии пошатнувшиеся позиции. Подробнее о двойственности возникшей ситуации мы порассуждали в специальной статье.
На фоне уже фактически победившего Смита теряются, увы, куда более мощные перформансы – Дэнзела Вашингтона в «Трагедии Макбета» и Эндрю Гарфилда в «Тик-так… БУМ» (не говоря о Бенедикте Камбербэтче). Этим картинам «КиноРепортер» также посвятил рецензии, поскольку и сами фильмы, и сыгравшие в них артисты достойны внимания.
Зато среди исполнителей мужских ролей второго плана награждение глухого актера Троя Коцура из CODA станет не только логичным с точки зрения актуальной повестки, но и единственно верным решением по всем прочим параметрам: больно уж убедительной вышла роль отца главной героини, потешного, трогательного, во многом неоднозначного.
А вот среди женских ролей наблюдается легкая путаница. Так, Пенелопа Крус стала счастливой обладательницей Кубка Вольпи в Венеции за роль в драме Педро Альмодовара «Параллельные матери». Николь Кидман завоевала «Золотой глобус», сыграв звезду культового ситкома «Я люблю Люси» в ленте Аарона Соркина «В роли Рикардо». О деталях работы над ролью, кстати, актриса рассказала нам в эксклюзивном интервью. Ну а Джессика Честейн, знаменитая телепроповедница из «Глаз Тэмми Фэй», стала лауреаткой премии Гильдии актеров США и Critics Choice Award.
Конечно, Оливия Колман в «Незнакомой дочери» и Кристен Стюарт в «Спенсер» тоже прыгнули выше головы. Особенно Стюарт – почитайте, какой получилась меланхоличная фантазия об одном грустном Рождестве принцессы Дианы. Но Честейн еще и решилась на смелые физические перевоплощения, посетовав позже на то, что сложный грим якобы нанес ее коже непоправимый урон. На «Оскаре» обычно не оставляют подобные жертвы без внимания: в 2020-м, например, преображение Рене Зеллвегер принесло ей «Оскара» за роль Джуди Гарлэнд, а в 2011-м Мэрил Стрип добилась аналогичной награды благодаря образу Маргарет Тэтчер.
Что касается женских ролей второго плана, то здесь, по всей видимости, основная борьба развернется между Онжаню Эллис, женой тренера из «Короля Ричарда», и Арианой ДеБос, девушкой главаря банды из «Вестсайдской истории». Но если роль Эллис, сыгравшей классическую сильную женщину и неравнодушную мать, не была отмечена серьезными наградами, то перформанс ДеБос уже увенчался «Золотым глобусом», премией Гильдии актеров и BAFTA.
Хотя приз зрительских симпатий мы бы с удовольствием вручили прекрасным старичкам Джуди Денч и Кирану Хайндсу из «Белфаста» – их герои на экране всячески укрепляли распадающуюся семью, а сами артисты именно в дуэте достигли невероятной пронзительности и убедительности.
От Пола Атрейдеса до Питера Паркера
Мы до сих пор не упомянули один нашумевший блокбастер, который, между прочим, в этом году занял второе место по количеству номинаций (10). Речь о фантастическом эпике Дени Вильнева «Дюна». А вниманием мы его обошли только потому, что в ключевых категориях он фактически не фигурирует – не считая чисто формальной номинации на лучший фильм. Хотя большинство других наград он, скорее всего, соберет: от грима и костюмов до операторской работы Грега Фрейзера и музыки Ханса Циммера. «КиноРепортер» с интересом прогулялся по пескам планеты Арракис и объяснил, почему «Дюна» стала почти образцовой экранизацией, однако до идеала по иным параметрам ей все же далеко.
В паре категорий с «Дюной» конкурирует лебединая песнь Дэниэла Крэйга в стильном костюмчике агента 007: «Не время умирать» замахивается на лучшие визуальные эффекты и лучший звук. Но получит, видимо, лишь статуэтку за лучшую песню (слава Билли Айлиш!). Ранее песни из бондианы номинировались на «Оскара» 6 раз, но побеждали всего дважды – в 2013-м (Skyfall Адель) и 2016-м (Writing’s on the Wall Сэма Смита). Как бы то ни было, проводы Джеймса Бонда получились поистине грандиозными.
Какие еще фильмы из оскаровских номинантов вдохновили нас посвятить им материалы? Например, норвежская драма «Худший человек на свете», снятая постановщиком по фамилии Триер – только не Ларсом фон, а Йоакимом. Артистка Ренате Реинсве увезла из Канн премию за лучшую женскую роль, а сама картина номинировалась на «Оскара» за лучший сценарий и как лучший фильм на иностранном языке. Несмотря на оптимистичные кадры, на которых Реинсве вроде бы мчится навстречу безоблачному будущему, «Худший человек…» оказывается беспощадным портретом потерянного поколения.
Немалые надежды внушал «Не смотрите наверх» Адама МакКея. Его «Власть» и «Игра на понижение» получали «Оскары» за лучший грим/прически и адаптированный сценарий, а ведь там не было такой впечатляющей актерской гвардии – Леонардо ДиКаприо, Мэрил Стрип, Кейт Бланшетт, Дженнифер Лоуренс, Джоны Хилла, Тимоти Шаламе, Рона Перлмана…
Надежды, однако, не оправдались. «Не смотрите наверх» собрал по 4 номинации на «Золотой глобус» и «Оскара», но «Глобусов» ему не досталось, да и «Оскары» вряд ли светят. Мы не поленились и разобрались, почему лента МакКея не дотягивает ни до грамотной социальной агитки, ни до приятного развлечения на вечер. Даже «Дом Gucci» Ридли Скотта (номинация на лучший грим и прически) – и тот веселее.
А уж где веселье совсем зашкаливает, так это в «Человеке-пауке: Нет пути домой». Который был вынужден довольствоваться утешительной номинацией за лучшие визуальные эффекты, из-за чего возмутились многие фанаты и кинематографисты во главе с Сэмюэлом Л. Джексоном и Эндрю Гарфилдом. (Есть, впрочем, еще и новая, «зрительская» номинация, но кому она нужна?)
Джексон заявил, что «Человек-паук» как кассовый хит должен автоматически выстрелить на «Оскарах», поскольку зачем еще эти «Оскары» вообще нужны? Популярным фильмам следует фигурировать в большем количестве номинаций, разве нет? Гарфилд выступил скромнее и признался, что любви зрителей ему вполне достаточно. Одними из этих зрителей оказались и мы, чего и вам желаем.
Комментарии