Гид «КиноРепортера» по главным премьерам кинофестиваля.
6 июля стартует 74-й Каннский кинофестиваль. В прошлом году смотр отменили из-за пандемии коронавируса, но теперь столь досадное упущение можно с лихвой наверстать: программы поражают насыщенностью и размахом. Разобраться в пестром многообразии имен и названий – задача не из легких. Поэтому мы подготовили путеводитель по самым заметным картинам из разных секций.
Основная программа
«Аннетт»
режиссер Леос Каракс
Загадочный французский визионер возвращается в Канны спустя 9 лет после участия в основном конкурсе с «Корпорацией «Святые моторы». Без актера-талисмана Дени Лавана, зато с талантливыми и знаменитыми Адамом Драйвером и Марион Котийяр. Мюзикл о стендап-комике, его жене, оперной певице, и их дочери с причудливым даром станет фильмом открытия фестиваля. «Аннетт» – англоязычный дебют Каракса. Судя по невероятной энергетике трейлера, здесь таится немало сюрпризов как для поклонников режиссера, так и для тех, кто лишь начинает знакомство с его творчеством.
«Бенедетта»
режиссер Пол Верховен
Взятая Верховеном пауза между двумя фестивалями оказалась меньше, чем у Каракса, – всего 5 лет. Команда его предыдущей ленты «Она» создала драму о монахине XVII века, которая влюбилась в новую послушницу. Голландский мэтр с юных лет много размышлял о Боге, различных аспектах церковной жизни, превратностях веры и хотел поставить реалистическое полотно об Иисусе. Вместо этого после долгих консультаций с теологами он написал книгу-исследование «Иисус из Назарета», а теперь вернулся к изучению занимавших его вопросов в более привычном формате эротического триллера с Виржини Эфирой и Шарлоттой Рэмплинг в центральных ролях.
«Все прошло хорошо»
режиссер Франсуа Озон
Неутомимый Озон почти каждый год выпускает по фильму, но в Канны он не заглядывал с 2017-го, когда на «Золотую пальмовую ветвь» номинировался «Двуличный любовник». Его новая работа – история писательницы (Софи Марсо), ухаживающей за больным отцом. У того случился инсульт, и он просит дочь помочь ему свести счеты с жизнью. Лента поставлена по одноименному произведению Эммануэль Бернейм, которая писала сценарии для нескольких предыдущих картин Озона, а роман «Все прошло хорошо» создала на основе собственного опыта. Налицо все признаки тяжелой, пронзительной драмы.
«Французский вестник. Приложение
к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан» режиссер Уэс Андерсон
С нетерпением ждем очередной бриллиант от кудесника Андерсона, где каждый кадр сродни полноценному произведению искусства, а целая армия великолепных артистов (Мюррей, Суинтон, Уилсон, Шаламе, МакДорманд…) создала неординарные, запоминающиеся образы. Давнишняя нежность Уэса к изданию «Нью-Йоркер» вдохновила его на рассказ о сотрудниках выдуманного американского журнала с редакцией в выдуманном французском городе. Многие персонажи имеют реальных прототипов, а сама картина выглядит как любовное послание Андерсона журналистам и свободе слова. Премьера «Вестника» должна была состояться еще в прошлом году, поэтому его показ на фестивале является поистине долгожданным событием.
«Красная ракета»
режиссер Шон Бейкер
В «Мандаринах» и «Проекте Флорида» американец Бейкер обрел идеальный баланс между красочным визуалом и эмоциональным тоном повествования о больших проблемах маленьких людей. «Ракета» продолжает эту традицию. Герой нового драмеди решает завязать с порноиндустрией и сбегает из душного Лос-Анджелеса в родной городок в Техасе, где его ожидает не слишком теплый прием. Сам фильм наверняка вызовет противоположную реакцию – Бейкер всегда находил тесный контакт с аудиторией.
«Париж, 13-й округ»
режиссер Жак Одиар
Один из важнейших французских постановщиков нашего времени, Одиар едет в Канны в числе фаворитов. Он уже завоевывал «Золотую пальмовую ветвь» («Дипан»), Гран-при жюри («Пророк») и приз за лучший сценарий («Никому не известный герой»). Возможно, не останется без наград и теперь. Черно-белый Париж на кадрах из его новой картины дышит волшебной поэзией. Кажется, не найти более подходящего фона для исследования темы любви в современном мире на примере отношений между тремя девушками и юношей.
«Память»
режиссер Апитчатпон Вирасетакул
Тайский мастер Вирасетакул тоже чувствует себя на Лазурном Берегу как рыба в воде. Канны подарили ему «Золотую пальмовую ветвь» за «Дядюшку Бунми, который помнит свои прошлые жизни», приз жюри за «Тропическую болезнь» и награду «Особого взгляда» за «Благословенно ваш». В «Памяти» он отправился за пределы родного Таиланда в компании Тильды Суинтон. Ее героиня навещает сестру в Колумбии, встречает разных людей, пытается придать своему существованию ясность и осмысленность. Вирасетакул и Суинтон давно мечтали о сотрудничестве, благодаря чему «Память» воспринимается как глубоко личная, медитативная история о духовных поисках.
«Титан»
режиссер Жюлия Дюкорно
В 2016 году Дюкорно так яростно ворвалась в киноиндустрию с хоррором «Сырое», что зрители в шоке сбегали с показов. «Титан» тоже выглядит жутковато, но вместе с тем стильно и амбициозно. Начинающая актриса Агата Руссель играет загадочную девушку с металлическим имплантом, а не менее загадочный мужчина в исполнении Венсана Линдона имеет на нее какие-то планы. Пожалуй, самый таинственный проект из тех, что привезли в Канны в этом году. Сюжетные детали скрыты туманом неизвестности, тем любопытнее узнать, что в итоге получилось.
«День флага»
режиссер Шон Пенн
В последнее время Шон Пенн нечасто мелькает на экранах в качестве актера, зато его режиссерская работа во второй раз подряд приезжает в Канны на основной конкурс («Последнее лицо» 2016-го остался без призов). Теперь постановщик воплотил образ известного фальшивомонетчика, пытающегося найти общий язык с дочерью. Ее сыграла дочь Пенна Дилан, а в прочих ролях снялись Джош Бролин, Майлз Теллер, Эдди Марсан и Кэтрин Уинник. Впечатляющий каст и актуальная тема отношений отцов и детей подогревают надежды на успех ленты, благо Пенну-режиссеру не занимать опыта и мастерства.
Особый взгляд
«Дело»
режиссер Алексей Герман-мл.
Этот эксперимент, снятый за 25 дней фактически в одной декорации, стал каннским дебютом для Германа- младшего, постоянного гостя Берлинского и Венецианского фестивалей. Мераб Нинидзе, уже работавший с режиссером на «Бумажном солдате», сыграл преподавателя провинциального вуза, ставшего персоной нон грата из-за поста в соцсети. За этим последовала его борьба за доброе имя и нравственные идеалы, причем в условиях вынужденной изоляции. Учитывая, что «Дело» снимался во время пандемии, давящее на героя замкнутое пространство кажется весьма аутентичной локацией.
«Разжимая кулаки»
режиссер Кира Коваленко
Ученица Сокурова Кира Коваленко идет по стопам Кантемира Балагова и мчится в Канны с драмой о подростках, которые отчаянно ищут свой жизненный путь, несмотря на сложные внешние обстоятельства. Действие происходит в шахтерском поселке в Северной Осетии. Фильм снят на осетинском языке, а многие роли исполнили непрофессиональные артисты. Это позволило авторам правдиво и емко изобразить характеры героев, а также передать колоритные особенности их окружения. Полнометражный дебют Балагова «Теснота» взял в «Особом взгляде» приз ФИПРЕССИ, поэтому будем надеяться, что и Киру Коваленко ожидают не меньшие свершения.
«После Янга»
режиссер Когонада
Когонада – автор большого количества видеоэссе, посвященных излюбленным темам и авторскому почерку знаменитых постановщиков. В 2016 году он дебютировал в режиссуре с меланхоличной драмой «Колумбус», а сейчас отправился в Канны с более интригующим проектом. Печальный Колин Фаррелл ищет способ починить андроида по имени Янг, который долгое время воспитывал его дочь, и параллельно находит новые точки духовного соприкосновения с домочадцами. Научная фантастика с человеческим лицом – нужный и важный жанр. Не сомневаемся, что под руководством тонко чувствующего Когонады душевные струны персонажей зазвучат с пронзительной нежностью.
Специальные показы
«Новые миры: Колыбель цивилизации» режиссер Эндрю Мускато
Грешно отказываться, если Билл Мюррей приглашает отправиться вместе с ним в путешествие. Особенно когда местом назначения являются Афины, а целью – творческий вечер Мюррея в сопровождении фортепиано, виолончели и скрипки. Именно в таком формате актер на протяжении целого вечера развлекал гостей в открытом театре «Одеон», пока режиссер Мускато запечатлевал происходящее на кинопленку. Картины из различных программ фестиваля поднимают немало сложных вопросов, и эта документальная лента на их фоне представляется настоящим праздником жизни и надежды на лучшее.
«Крестовый поход»
режиссер Луи Гаррель
Гаррель и его супруга Летиция Каста примеряют на себя непростые роли родителей, чей 13-летний сын совсем отбился от рук и начал тайком продавать вещи из дома, дабы профинансировать некий экологический проект в Африке. Если раньше Гаррель рассуждал о хитросплетениях любовных отношений, то «Поход», задуманный как продолжение «Честного человека», бросает его мастерству новый вызов. Актер почувствовал себя достаточно зрелым, чтобы погрузиться в проблемы конфликта поколений, так что прежней легкомысленной небрежности здесь ждать не приходится.
Каннские премьеры
«Вихрь»
режиссер Гаспар Ноэ
Эпатажный француз регулярно наведывается в Канны с 1991 года, но при двух номинациях на «Золотую пальмовую ветвь» серьезных призов пока не завоевал. Возможно, именно поэтому он так спешил доделать новую картину, не желая оставаться в стороне от любимого киносмотра. Кадр с наброшенной на голову простыней дает скудную пищу для размышлений. Известно лишь, что прославленные ветераны, режиссер Дарио Ардженто и актриса Франсуаза Лебрун, разыграют историю из будней пожилой пары под лозунгом «жизнь – это коротая вечеринка, о которой скоро забудут».
«Джейн глазами Шарлотты»
режиссер Шарлотта Генсбур
Уникальная лента позволяет взглянуть на легендарную Джейн Биркин, актрису, певицу, фотомодель и просто культовую личность, еще и как на обычного человека. Шарлотта, дочь Джейн и Сержа Генсбура, вооружилась кинокамерой и несколько лет сопровождала мать в поездках, на светских мероприятиях и за их пределами. Этот опыт позволил им сблизиться после страшного события, гибели старшей дочери Джейн – Кейт Барри. В фильме неминуемо мелькнут скорбные нотки, хотя его кадры проникнуты теплом и любовью.
Вне конкурса
The Velvet Underground
режиссер Тодд Хейнс
Хейнс частенько фантазировал, как бы оригинально отразить творчество любимых музыкантов в кино. «Меня там нет» представил коллективный портрет Боба Дилана в исполнении плеяды артистов. Персонажи «Бархатной золотой жилы» являлись собирательными образами, вдохновленными Дэвидом Боуи, Марком Боланом, Игги Попом и Лу Ридом, лидером The Velvet Underground. В своей первой (будем надеяться, не последней) документальной работе, привезенной сразу в Канны, Хейнс показывает, как группа изобрела уникальный сплав брутального и элегантного звучания и стала важным культурным феноменом XX века. Иллюстративный материал подобрался на славу – редкие записи выступлений, интервью с музыкантами и фрагменты фильмов Энди Уорхола.
Комментарии