Кино

Как Джеймс Ван создал три киновселенных, а потом снял свой лучший фильм

Не каждому постановщику под силу создать целую киновселенную. Сконструировать на экране полноценный мир, живущий по своим законам и благополучно функционирующий долгие годы. Подобных людей можно по пальцам пересчитать. Джордж Лукас и «Звездные войны». Братья/сестры Вачовски и «Матрица». Кевин Смит и View Askewniverse. Но режиссер Джеймс Ван превзошел их всех: на его счету не одна знаменитая вселенная, а сразу три. «Пила», «Астрал» и «Заклятие».

Миллиардные кассовые сборы, миллионы поклонников, десятки успешных картин… Однако свой лучший фильм, «Злое» (с 10 сентября на HBO Max), Ван снял буквально только что. Как он к нему пришел и почему лишь сейчас по-настоящему расправил крылья – в материале «КиноРепортера».

Прекрасная дружба – начало всего

Неизвестно, как сложился бы жизненный и творческий путь Вана, не встреть он во время учебы в Мельбурне преданного единомышленника. Им стал кинокритик Ли Уоннелл, который, подобно Вану, обожал фильмы и пробовал свои силы в написании сценариев. После окончания киношколы они собрались всерьез заняться съемками. Вдохновившись «Ведьмой из Блэр», приятели убедились, что классную картину можно слепить на коленке, с непрофессиональными актерами и мизерным бюджетом. Была бы стоящая идея.

Неограниченные ресурсы часто расслабляют даже опытных кинематографистов. Зачем напрягаться, если на любую твою прихоть найдется лишний миллион? А когда финансы поют романсы, нужно выкручиваться. Ван и Уоннелл адекватно оценили свои возможности – не больно-то впечатляющие – и решили создать предельно простую картину с минимальным количеством актеров. Желательно – вообще в одной локации. Например, в лифте, чтобы все съемки осуществлялись камерой наблюдения. Мало-помалу эти соображения трансформировались в нечто куда более неожиданное, интригующее и перспективное.

Первая вселенная. Рождение «Пилы»

Однажды Ван позвонил Уоннеллу и сбивчиво изложил посетившую его идею. Ванная комната. Двое парней прикованы цепями к батареям. А посреди комнаты лежит труп. Как они оказались здесь? Откуда взялось тело? И как, черт возьми, им выбраться на волю? Поначалу Уоннелл отнесся к этой задумке без особого энтузиазма. Но чем дальше он прокручивал ее в голове, тем больше убеждался, что из нее может выйти толк. Он схватил ручку, открыл ежедневник и вывел там одно-единственное слово: «Пила».

Начинающим кинематографистам, еще недавно – бедным студентам, не хватало денег даже на съемки лаконичного и дешевого полного метра. Но поставить одну сцену они были в состоянии. Ей стал девятиминутный эпизод с участием Уоннелла, герою которого пришлось пойти на крайние меры для избавления от разрывателя челюстей. Нетривиальная завязка, жуткая интрига, пугающая кукла и открытый финал – короткометражка обладала всеми необходимыми ингредиентами, дабы убедить продюсеров в появлении свежего режиссерского взгляда на жанр натуралистичных хорроров.

Съемки «Пилы» в мини-формате заняли два дня. Гораздо дольше Ван и Уоннелл дожидались ответа от власть предержащих. Но удача воистину сопутствует дерзким. В 2003-м DVD с «Пилой» оказался на столе у Грегга Хоффмана, продюсера из Лос-Анджелеса. Он включил фильм и уже через три минуты ловил челюсть у пола. Вскоре Ван и Уоннелл ударили по рукам с представителями Twisted Pictures, студии, которая начнет успешное шествие по миру хорроров одновременно с выпуском полнометражной «Пилы» в 2004 году.

Фильм стал грандиозным хитом. При бюджете в $1,2 млн. он собрал в сто раз больше денег и запустил франшизу, которая до поры до времени была самым кассовым хоррором-сериалом в истории (что произошло потом – мы скоро узнаем). Ван же участвовал в работе над сценарием «Пилы 3» и числился исполнительным продюсером на ряде последующих частей, но дальше эта вселенная развивалась самостоятельно. Джеймс создал правила игры. Задал направление. И двинулся к совершенно иным проектам.

«Тишина» в зале!

Уже по короткометражной «Пиле» можно понять, что Ван был буквально одержим зловещими куклами. В его представлении они являлись демоническими фетишами, сосудами, в которых таилось древнее зло, только и ждущее подходящего момента, чтобы вырваться наружу. Эту концепцию Ван использовал при создании хоррора «Мертвая тишина» (2007) про жуткую куклу-чревовещателя. 

За 29 лет до «Тишины» в аналогичном фильме снялся – внимание – Энтони Хопкинс. Но его «Магия» оказался скорее психологическим триллером о раздвоении личности, чем полноценным ужастиком. В отличие от творения Вана – каноничного хоррора с чайниками, которые включаются сами по себе, мертвенно-бледной цветовой гаммой и неказистыми скримерами, притаившимися под простыней.

Бессмертие первой «Пилы» во многом было обусловлено хлесткой концовкой, жалящей, словно пущенный по венам электрический ток. В финале «Тишины» Ван повторил тот же прием. Зритель понимает, что с ним всю дорогу играли в кошки-мышки. Там, где вроде бы забрезжила смутная надежда на хэппи-энд, героя затягивает еще более беспросветный кошмар. Но от провокационности «Пилы» здесь не осталось и следа.

Историю вновь писал Уоннелл, и продюсеры стояли у него над душой, пока сценарий не превратился в неуклюжее нагромождение штампов. Вечно испуганный артист Райан Квантен, внешне напоминающий эдакого Иванушку-дурачка, тоже не скрашивал ситуацию. Критики остались недовольны увиденным. Публика была попросту равнодушна. О потенциальном сиквеле пришлось забыть. Но печальный опыт для Вана и Уоннелла тоже оказался полезен. Они лишний раз убедились: творческая свобода при работе над любой лентой превыше всего.

Неудачный год

Так получилось, что в 2007 году Ван выпустил сразу две режиссерские работы. И ни с одной не преуспел. Во второй картине, «Смертный приговор», нет странных кукол, зато есть лысый Гаррет Хедлунд в роли агрессивного гопника и нервный Кевин Бейкон в роли обычного американского гражданина. Однажды его сына убивают неизвестные отморозки. Герой бросает им вызов, выходит на тропу войны, постепенно теряет все самое дорогое и в итоге превращается в Трэвиса Бикла из финала «Таксиста»: бреет голову, хватается за ружье и вершит самосуд.

Фильм по роману Брайана Гарфилда, автора триллера о мести «Жажда смерти», задумывался как оммаж хмурым боевикам 1970-х с условным Чарльзом Бронсоном. Поначалу мрачная харизма Бейкона вытягивает во всех отношениях средненькую картину, но чем дальше, тем более невыносимым становится просмотр. Кевин страдальчески бродит под дождем, в нужные моменты включается грустная музыка, сюжетные повороты без труда прочитываются на несколько шагов вперед…

Dead Silence и Death Sentence – названия этих работ фактически зеркальны. Каждая стоила примерно $20 млн. и собрала в прокате крайне скромную сумму. Сценарий «Приговора» попал к Вану в разгар работы над «Тишиной». Этот проект стал первым, где Джеймс и Ли никак не притрагивались к самой истории. Вероятно, именно поэтому фильм производит впечатление халтурной конвейерной подделки. Но неудачи 2007 года не подрезали Вану крылья. Напротив – мотивировали на новые свершения.

Вторая вселенная. Дорога в «Астрал»

Безусловно, «Пила» оказался жанровой вехой. Но вехой жестокой, провокационной, бесчеловечной. После того, как два следующих фильма Вана выстрелили в молоко, люди задумались: а способен ли режиссер на что-то еще? Ван был убежден, что способен. Но для этого следовало позаботиться не об эпатаже, а о некоей духовности, обратиться к чему-то более житейскому и привлекательному.

В целом достаточно взглянуть на любимые картины Вана и Уоннелла, дабы осознать, что притягивало их в кинематографе больше всего. «Изгоняющий дьявола», «Челюсти», «Полтергейст», «Сияние», «Другие», «Шестое чувство» – все это напряженные, блистательно сконструированные истории, где на фоне кровавых и драматичных событий изображались вполне понятные трагедии простых людей в необычных ситуациях. Еще в них часто мелькали призраки.

Так и появился «Астрал» (2010) – история о мальчике, являвшемся проводником для злых духов. Действие вновь сузилось до замкнутых пространств – домов с привидениями. Визуальный облик стал менее вычурным, зато возникло душное ощущение клаустрофобии, страха перед холодными узкими коридорами и наэлектризованной тишиной. А также родились на свет герои, чья убедительность на экране во многом станет залогом успеха этого фильма (и ряда последующих).

Звезда «Призрака оперы» Патрик Уилсон и меланхоличная красавица Роуз Бирн из «Трои» и «Пекла» сыграли супругов Джоша и Рене Ламберт, терзаемых злобными призраками. А 67-летняя Лин Шэй, снимавшаяся в массе лент от «Кошмара на улице Вязов» до «Блондинки в шоколаде», превратилась в полноценный символ зарождавшейся вселенной: демонолога Элис Рейнер, воюющую с порождениями тьмы.   

Лин Шэй в «Астрале 4»

Мир «Астрала» постепенно разросся до четырех частей (пятая находится в разработке). Во втором эпизоде, который опять снял Ван, в тело Джоша Ламберта вселился дух маньяка. В третьей и четвертых главах Ламбертов уже не было. В их отсутствие солировала Элис. Сначала отгоняла демонов от прикованной к инвалидному креслу девочки – эту картину режиссировал Уоннелл. Затем нам поведали историю самой Рейнер и объяснили, как она стала губкой, впитывающей паранормальную активность.

В отличие от вселенной «Пилы», которая без Вана нередко выходила из-под контроля, «Астралы» развивались логично и ровно. Уоннелл продолжал писать сценарии. Ван – продюсировать. Фильмы стабильно собирали по $100 млн., при том, что бюджет ни одного из них не превышал $10 млн. А главное – Ван, наконец, обрел жизненное призвание. Если раньше он только догадывался об этом, то теперь окончательно убедился: его кинематографическая жизнь должна быть неразрывно связана с призраками.

Третья вселенная. «Заклятие» на продажу

Проект «Заклятие» появился еще до того, как Ван дебютировал в режиссуре. История о реально существовавших супругах Уоррен, боровшихся с порождениями зла во второй половине XX века, долго кочевала по студиям и меняла сценаристов. Некоторые из них даже связывались с самими Эдом и Лоррейн Уоррен, чтобы уточнить конкретные детали. А после успеха «Астрала» нарисовалась и подходящая режиссерская кандидатура.

В «Заклятии» таился новый для Вана вызов – шанс исследовать зыбкое соотношение действительности и вымысла. Реальные люди расследовали реальные знаменитые дела, вроде Ужаса Амитивилля и Проклятия Аннабель. И пусть их многие упрекали в мистификации, материал для художественного переосмысления был принципиально иной, чем в придуманных сюжетах, с которыми Ван имел дело раньше.

Уоннелл остался за бортом, зато Джеймс воссоединился с Патриком Уилсоном. Вера Фармига подключилась к проекту в качестве его экранной жены. Им тоже удалось пообщаться с Лоррейн Уоррен (Эд скончался в 2006-м), в том числе – в ее доме. Столь скрупулезный подход к исторической основе и умеренно олдскульная, репортажная манера режиссуры придали фильму неожиданное правдоподобие.

И, конечно, сделали его кассовым хитом – при бюджете в $20 млн. он заработал больше $300 млн. А сейчас вселенная «Заклятия» насчитывает 8 полнометражных лент с общими сборами за $2 млрд. – любите и жалуйте самую успешную хоррор-франшизу всех времен, сместившую с пьедестала упомянутую ранее «Пилу».

Поворот не туда

При создании следующих фильмов в рамках мира «Заклятия» Ван оставался кем-то вроде шоураннера. Как и в случае с «Пилой» и «Астралом», он задал основные тематические и эстетические направления, но от режиссуры самоустранился. За исключением «Заклятия 2» (2016) – самого зрелищного, изобретательного и страшного во вселенной. Доска уиджи, ужасная монахиня, ожившие детские кошмары – классика, да и только. Само имя Вана как одного из авторов безукоризненно работало в качестве магнита для публики, даже если фильмы никуда не годились (например, «Проклятие Аннабель 3» 2019-го). Но жанровые рамки начали его тяготить. Тема призраков была перепахана вдоль и поперек.

Именно поэтому «Заклятие 2» обрамляют не типичные для Вана проекты – попкорновые блокбастеры «Форсаж 7» и «Аквамен». На их съемки он согласился по ностальгическим соображениям, из любви к фильмам своей юности – «Звездным войнам» и приключенческим хитам Стивена Спилберга. А также комиксам. Аквамена, по его словам, не всегда воспринимали всерьез, и он решил исправить столь вопиющую несправедливость. Однако полноценного духовного родства с подобными лентами Ван не ощущал. Наоборот, он соскучился по относительно камерным картинам, с которых когда-то начинал свой путь большого режиссера. Как и после «Мертвой тишины» со «Смертным приговором», Ван решил: пора вернуться к истокам.

Джеймс – number Ван

«Я прославился как парень, снимающий истории о призраках, но вообще-то заниматься самоповторами – не мое, – признался Ван. – Я почувствовал: пробил час сделать что-то еще. Вернуться к корням и доказать преданным фанатам хорроров, что я о них не забыл».

Фильм «Злое» начинается в духе «Мертвой тишины», что сперва настраивает на скептический лад. На экране крутятся винтажные титры. Сами собой открываются двери холодильника и переключаются каналы телевизора. Из ниоткуда выплывает угрожающая темная фигура и нападает на героиню Аннабель Уоллис. Ранее та страдала от рукоприкладства абьюзивного супруга, а после нападения начала видеть странные сны, в которых происходят убийства. Вскоре эти зверства переносятся в реальность, и женщина не понимает, сможет ли предотвратить очередное из них.

Количество штампов в стартовом акте ленты зашкаливает, а в голове назревает немой вопрос: товарищ постановщик, вы серьезно? Неужто мы не видели этого раньше? Но постепенно согревающей волной накатывает понимание. Режиссерское чутье Вану не изменило, и профессиональных навыков он не утратил. Джеймс лишь прикармливает зрителей знаковыми образами и приемами, чтобы в решающий момент намертво подцепить их на крючок.

Впервые за долгое время Ван не снимал сиквел или ремейк. Не вклинивался в уже существующую франшизу. А начал с чистого листа, будто на его плечах не висел груз предыдущих работ, от хитроумных маньяков до очень странных призрачных дел. И постепенно «Злое» раскручивается до масштабов самого виртуозного, сумасшедшего, кровавого и бронебойнего хоррор-аттракциона последних лет. Для Вана здесь вообще не существует запретов: режиссер творит, что хочет, совершенно не заботясь, какое впечатление непотребства на экране произведут на психику публики.

А шокирующего контента в «Злом» хватает. Сама идея занятна и провокационна, в духе скорее психологических боди-хорроров Дэвида Кроненберга, чем ширпотребных ужастиков о привидениях. Ураганные экшн-сцены в замкнутых пространствах напоминают о беспощадных корейских триллерах вроде «Олдбоя» или «Желтого моря». При этом главный триггер для героини – не внешние вызовы в виде нежеланных гостей из потустороннего мира, а забытая травма из детства, что делает ее историю глубоко личной и поразительно трогательной, сколько бы отрубленных конечностей ни усеивало пол.

Ван никогда не снимал так раскованно и лихо. Теперь он свободен, с диким ветром наравне. А мы с радостью вжимаемся в кресла и продолжаем бояться – наяву или во сне.  

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

8 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

10 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

11 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

14 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

16 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

18 часов назад