Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > «Пила» «Пилы» пилее: Все 9 фильмов серии от худшего к лучшему

«Пила» «Пилы» пилее: Все 9 фильмов серии от худшего к лучшему

21 июля 2021 /
«Пила» «Пилы» пилее: Все 9 фильмов серии от худшего к лучшему

Нет, первая «Пила» не на первом месте.

В российский онлайн-прокат выходит «Пила: Спираль», девятая по счету часть культовой линейки садистских триллеров и по совместительству ее перезапуск. В честь этого «КиноРепортер» составил ультимативный рейтинг всех фильмов серии, расположив их в порядке убывания от худшего к лучшему.

Прежде всего, следует определиться с критериями. Это не так уж сложно, поскольку все без исключения фильмы в списке построены из одних и тех же элементов.

  • Есть коп, который идет по следу главного антагониста Джона Крамера, он же Пила, он же Конструктор, создателя испытаний-ловушек и собственной житейской философии (опционально – его сообщника, идейного наследника или подражателя).
  • Есть основная жертва (опционально – группа жертв от двух человек), которая на протяжении фильма «играет в игру» по правилам Пилы, проходя многоэтапные испытания.
  • Есть жертвы эпизодические, им выделены испытания компактного, на пару минут, формата. Есть сами испытания-ловушки, основанные на незыблемом принципе: чтобы выбраться и остаться в живых, нужно перебороть себя – физически или, реже, психологически.
  • И есть, наконец, неожиданный поворот, когда выясняется, что на самом деле все не так, как казалось, и звучит композиция Чарли Клоузера Hello Zepp в той или иной интерпретации.

Важнейшим из перечисленных элементов, безусловно, являются испытания, так как именно в них заключено то, ради чего, собственно, и смотрят «Пилы» – хитроумные карательно-воспитательные механизмы, взаимодействие с которыми неминуемо причиняет увечья или смерть. То, насколько изобретательно и затейливо они устроены, насколько зрелищный эффект они производят при непосредственной эксплуатации, и будет для нас если не определяющим, то решающим – с учетом прочих равных – фактором.

9. «Пила 8»

Пила

Пока небольшая кучка людей проходит ряд совсем примитивных, без искры придуманных испытаний вида «дерни за рычаг, чтобы отсечь себе ногу», зрителя зачем-то убеждают, что Джон Крамер каким-то образом может быть до сих пор жив. А в итоге оказывается, что он – кто бы мог подумать! – все-таки мертв, и это на голубом глазу выдается за твист. Первая попытка воскресить уже законченную, казалось, франшизу, предпринятая братьями Спириг (смехотворный хоррор «Винчестер: Дом, который построили призраки») в 2017 году, мягко говоря, не удалась: море бестолкового, наваленного в кучу фансервиса, а больше ничего. Откровенно ленивая спекуляция на добром имени, подлежащая вечному забвению.

8. «Пила 2»

Пила

Прямой сиквел оригинальной картины, начиная с которого «Пилы» и пошли в серийное производство. Технология, правда, еще не была как следует обкатана, поэтому «Пилу 2» справедливо рассматривать скорее как опытный образец, со всеми вытекающими отсюда неровностями, шероховатостями и недоделками. В распоряжении Крамера на этот раз – впервые – был целый дом, который он вроде бы и начинил ловушками, но ничего примечательнее ямы со шприцами и ящика с дырками, куда руки можно засунуть, а вынуть обратно проблематично, изобрести не смог.

Кроме того, эта часть – самая отталкивающая в визуальном плане. Вырвиглазная цветокоррекция с обилием кислотно-зеленого и выкрученной контрастностью, конвульсивный монтаж и использование эффекта замедленной съемки (когда объекты в кадре резко ускоряются) – все это в нулевых стало почему-то дико модным, и сменивший Джеймса Вана на посту режиссера Даррен Линн Боусман очень старался моде соответствовать. Но увлекся, переборщил, и оттого смотреть на его старания сейчас невыносимо.

7. «Пила 5»

Пила

Если называть вещи своими именами, пятая «Пила» – это такой патч, который затыкает дыры, нежданно-негаданно образовавшиеся тут и там из-за финала четвертой «Пилы». А по сути – приквел, задним числом интегрирующий во вселенную главнейшего после Крамера злодея, детектива Марка Хоффмана. Злодей-то он вообще недурной, и закрывающая сцена гибели бедного агента ФБР хороша.

Но это не отменяет того, что фильм по большей части состоит из таких бесценных флэшбэков, как, например, сцена поимки того парня, застрявшего в зарослях колючей проволоки еще в «Игре на выживание» (сидел в машине, и тут его поймали, невероятно). Не говоря уже о том, что над параллельной линией, где очередная группа незнакомых друг с другом людей проходит очередную полосу испытаний, явно никто не перетруждался, и она присутствует здесь чисто для галочки – сверх того о ней сказать нечего.

6. «Пила: Спираль»

Пила

После «Пилы 2» градус вырвиглазности заметно снизился, но те фильмы серии, которые снимал Боусман, все равно отмечены его узнаваемым почерком. Последний – не исключение: снова яркие, контрастные цвета, но теперь уже с преобладанием грязно-оранжевого. В остальном новая «Пила» очень хочет казаться свежей, актуальной, злободневной, одновременно играясь с жанрами и выдавая социальный комментарий на тему полицейского произвола, что, естественно, похвально.

Но за этими косметическими изменениями скрывается все та же знакомая «Пила», причем не в лучшей своей форме. Хотя и не в худшей. Парочки умеренно зажигательных сцен и коронной реплики Сэмюэла Л. Джексона, положим, недостаточно для того, чтобы считать перезапуск безусловно успешным, но и кромешным провалом его назвать нельзя. Сносно.

5. «Пила 4»

Пила

Тот момент, когда «Пила» из пыточного хоррора неожиданно трансформировалась в сильно замороченную кровавую мыльную оперу. Что отнюдь не обязательно плохо, тоже ведь своего рода новаторство. Но создатели впихнули в стандартный полуторачасовой хронометраж такое количество персонажей и сюжетных линий, утрамбовав их по кускам вперемежку, что сам черт ногу сломит. Зато от такой интенсивности не соскучишься, и конкурсы, что называется, интересные. Пожалуй, наиболее противоречивый фильм серии, насыщенный всякими эффектными расправами и содержательно переусложненный.

4. «Пила 6»

Пила

«Спираль» – вовсе не первая «Пила», снабженная четким социальным комментарием. Задолго до нее «Пила 6» уже аргументированно бичевала американскую систему здравоохранения, подвергая адским мучениям характерного представителя этой системы, директора страховой конторы. Топ-менеджеру предлагалось, в частности, решить парочку этических дилемм, одна из которых шла в комплекте с едкой сатирой на тему корпоративной культуры и была реализована в формате веселой карусели. То есть шестой «Пиле», в отличие от «Спирали», очень даже удалось гармонично совместить эстетически приятное с общественно полезным, не растеряв ни посыла, ни зрелищности.

3. «Пила 3»

Пила

Вторая и последняя «Пила», к написанию сценария которой приложились оба демиурга франшизы, Джеймс Ван и Ли Уоннелл. Это заметно уже по тому, какая она крутая с драматургической точки зрения. Одним изящным твистом распутать сразу несколько сюжетных нитей, преподать нравственный урок об умении прощать и фактически завершить историю знакового антагониста (дальше Джон Крамер будет являться исключительно во флэшбэках), а не просто ошарашить зрителя, перевернув все с ног на голову, – это вам не чих бараний, а призрак высочайшего мастерства.

Разумеется, никак нельзя пройти мимо испытания с бассейном, стремительно наполняющимся жидкими гнилыми свиньями. В иных фильмах серии встречались механизмы куда антигуманнее и хитроумнее. Но не встречалось ничего столь же, на первый взгляд, незатейливого и при этом неповторимо омерзительного. Блестящий образчик извращенной фантазии.

2. «Пила: Игра на выживание»

Пила

Предвосхищая возгласы праведного негодования: никто не спорит с тем, что «Пила» 2004 года – эталон, феномен, веха и так далее. Если рассматривать ее как самостоятельное, самоценное произведение, это великое в определенном смысле кино, вопросов нет. Если же взглянуть чуть с иного ракурса, в контексте всей серии, то мы увидим всего лишь пилотный эпизод.

Да, он предопределил дальнейшее развитие, обозначил законы, очертил границы. Показал нам Джона Крамера, встающего с залитого кровью кафеля и исступленно орудующего ножовкой доктора Гордона. Показал Разрыватель Челюстей и захлопывающуюся на словах «игра окончена» дверь. Запустил процесс эволюции. Следовательно, по определению не может считаться венцом. И ничего тут уже не попишешь, как ни крути, наука есть наука.

1. «Пила 3D»

Пила

А венец эволюции «Пилы» – вот он. Все элементы доведены до совершенства, все гештальты закрыты. Наконец-то исполнил свое предназначение (в 3D!) Разрыватель Челюстей, который до сих пор все маячил в поле зрения, но ни одной челюсти так и не разорвал. Наконец-то вернулся – и триумфально – доктор Лоуренс Гордон. Наконец-то во всю ширь развернулся детектив Марк Хоффман, представ чертовски крутым злодеем, без собственной этической системы, но в разы более чудовищным, чем Джон Крамер.

Наконец-то история завершилась – там же, где началась, сделав полный оборот. Ну а что касается доведения до совершенства, то стоит напомнить только об одной сцене, той самой, с приклеенным к сиденью автомобиля Честером Беннингтоном. Объективно ничего грандиознее по замыслу и исполнению не было ни в одной «Пиле». Абсолютный безупречный идеал.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: