10 февраля 2022 года стартует 72-й Берлинский кинофестиваль. На первый взгляд, его программа не богата на громкие премьеры и звездные фамилии, однако Берлинале испокон веков славился совсем не этим. Пусть смотр и лишен гламурного блеска Канн и Венеции, он еще не утратил способности удивлять, восхищать, шокировать – словом, вызывать сильные и противоречивые эмоции. Подобного мы и ждем от представленных на Берлинале картин, самые интригующие из которых собраны в этом материале.
54-летний Франсуа Озон – культовая фигура для французского кинематографа. В каждой новой работе он экспериментирует с темами и жанрами: то о прегрешениях католического священника расскажет («По воле божьей»), то ностальгическую историю любви поведает («Лето ‘85»). Озоновская драма об эвтаназии «Все прошло хорошо» в минувшем году сражалась за «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, а сейчас Франсуа возвращается в Берлин, где ранее завоевал три награды. Самая престижная – Гран-при жюри в 2019 году за упомянутую ленту «По воле божьей».
Фильм открытия Берлинале Peter von Kant – вариация на тему классической картины Райнера Вернера Фассбиндера «Горькие слезы Петры фон Кант» (1972), только с гендерной перестановкой. Модельер одежды Петра превратилась в режиссера Петера (Дени Меноше), отчасти автобиографического для Озона персонажа. Отметим, что Peter von Kant – не первое его обращение к творчеству Фассбиндера. В 2000-х Озон адаптировал для экрана пьесу Райнера Вернера «Капли дождя на раскаленных скалах» и получил за тот фильм приз Teddy в Берлине.
Драма сценаристки «Кэрол» Филлис Наж уже побывала на фестивале «Сандэнс» и в целом удостоилась теплых отзывов – в особенности за актерские работы и актуальную тематику. События фильма разворачиваются в Чикаго 1968-го, когда город захлестнули молодежные антивоенные демонстрации.
Элизабет Бэнкс исполнила роль энергичной домохозяйки из пригорода, которая становится участницей подпольного общества по борьбе за права женщин. В частности – право на аборт (в то время прерывание беременности было незаконным). Лидера этого общества играет Сигурни Уивер, судя по реакции посмотревших, как всегда, предельно убедительная.
90-летний Паоло Тавиани – легенда итальянского кинематографа, вместе с братом Витторио завоевывавший «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах («Отец-хозяин»), «Золотого «Святого Георгия» ММКФ («Воскресение») и «Золотого медведя» Берлинале («Цезарь должен умереть»). В 2018 году Витторио Тавиани не стало – их с Паоло последний совместный фильм, «Декамерон» по мотивам одноименного произведения Джованни Боккаччо, вышел в 2015-м. Таким образом, новая картина Паоло Тавиани Leonora Addio оказалась его первым и единственным сольным опытом в режиссуре, хотя когда-то он надеялся и этот проект реализовать при поддержке брата.
Перед нами – сюрреалистическая драма по рассказу лауреата Нобелевской премии Луиджи Пиранделло. Наблюдение за тремя странными похоронами переплетается с повествованием об убийстве молодого сицилийского иммигранта, которое произошло в Бруклине. Важной частью фильма станут архивные материалы из истории Италии, начиная с 1940-х, и фрагменты из шедевров итальянского кино, призванные напомнить юным зрителям о его былом величии.
Француз Микаэль Херс менее известен и титулован, чем многие другие конкурсанты Берлинале, однако и он может похвастаться наградами престижных европейских фестивалей – в частности, призом Laterna Magica за симпатичную драму «Новая жизнь Аманды».
Действие его следующей картины происходит в 1980-х. Героиню Шарлотты Генсбур бросает супруг, и теперь она вынуждена в одиночку растить двоих детей. Однажды женщина находит работу на радио, знакомится с девушкой-подростком и решает позаботиться и о ней тоже. Одну из главных ролей здесь исполнила другая звезда французского кино – Эммануэль Беар.
Режиссерская карьера француженки Клер Дени началась в 1988 году. К тому времени она успела поработать ассистенткой Жака Риветта, Робера Энрико и Коста-Гавраса. По словам Вима Вендерса, сотрудничавшего с Дени на «Париже, Техасе» и «Небе над Берлином», к концу 1980-х Клер была готова снимать самостоятельно. С тех пор она создала около полутора десятков полнометражных картин, последняя из которых, фантастический триллер «Высшее общество» с Робертом Паттинсоном, вышел в 2018 году.
Новая работа Дени Avec Amour et Acharnement развивает одну из излюбленных тем французских кинематографистов – менаж а труа. Главная героиня в исполнении Жюльетт Бинош пытается наладить отношения с двумя мужчинами: своим нынешним партнером (Венсан Линдон из «Титана») и его лучшим другом, с которым она тоже когда-то встречалась (его играет не раз снимавшийся у Дени Грегуар Колен). Место действия – зимний Париж.
Видный представитель современного австрийского кинематографа Ульрих Зайдль начинал творческий путь со съемок документальных картин. В схожей манере, аналитической и довольно отстраненной, он снимал и игровые фильмы, на пике карьеры выпустив так называемую «райскую трилогию» 2012 года: «Любовь», «Вера» и «Надежда».
Теперь же, впервые с выхода тех лент, Зайдль возвращается к художественному кино. Герой Rimini, закатившаяся звезда поп-музыки по имени Ричи Браво (Михаэль Томас), отправляется из Италии в родную Австрию. Одновременно в его жизнь врывается взрослая дочь с требованием денег, а в карманах Ричи как назло ветер гуляет.
Корейские сериалы быстро взлетели на пик популярности и так же быстро всем надоели. Чего, однако, не скажешь о полнометражных корейских фильмах. Особенно если их снимает такой мастер, как Хон Сан-су, прославившийся тонкими разговорными драмами. Совсем недавно он гостил на Берлинале с лентами «Женщина, которая убежала» и «Вступление» и оба раза не оставался без призов, завоевав «Серебряного медведя» за лучшую режиссерскую работу и «Серебряного медведя» за лучший сценарий.
Героиня картины The Novelist’s Film – писательница, которая отправляется в поездку с целью посетить некий книжный магазин. Там она встречается с кинорежиссером и его женой. Затем персонажи все вместе гуляют в парке и знакомятся с актрисой… Из подобных случайных встреч и соткан этот фильм, который уже сейчас кажется глотком свежего воздуха в атмосфере Берлинале, традиционно уделяющего основное внимание актуальной общественной и политической повестке.
Очередная коллаборация новозеландского постановщика Эндрю Доминика и легендарного австралийского рокера Ника Кейва. Ранее Кейв записывал саундтреки к вестерну Доминика «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) и грядущему байопику о Мэрилин Монро «Блондинка», а Доминик посвятил Нику документальный фильм-концерт «Еще раз с чувством».
В ленте This Much I Know to be True Доминик вновь погружается в детали творческого процесса Кейва, сосредоточившись на его работе над пластинками Ghosteen (2019) и Carnage (2021).В опубликованном отрывке из фильма можно прямо сейчас насладиться вокалом Кейва и пронзительным звучанием струнных в композиции Lavender Fields с альбома Carnage.
Этот хоррор короля джалло Дарио Ардженто с его дочерью Азией в главной роли еще пошумит в 2022 киногоду. Создатель «Кроваво-красного» и «Суспирии» временно ушел на покой после провального «Дракулы 3D» (2012), зато теперь вернулся с многообещающим проектом Dark Glasses. В лучших, что называется, традициях своих культовых лент.
Серийный убийца душит римских проституток струной виолончели. Одной из них удается сбежать, правда, ценой потери зрения. Пока полиция ищет негодяя, женщина скрывается от него в компании китайского сироты по имени Чин. В общем, вполне типичный Дарио Ардженто, по которому фанаты жанра явно успели соскучиться.
Сюрреалист Квентин Дюпье – признанный мастер абсурдистской комедии. В его фильмах то покрышка людей убивает («Шина»), то замшевая куртка толкает владельца на преступления («Оленья кожа»), то громадная муха становится объектом дрессировки («Жвалы»). Надо ли говорить, что на фоне засилья бесконечных ремейков, сиквелов и попросту плохих, лишенных оригинальности картин работы Дюпье практически не имеют аналогов.
О последней из них, Incroyable mais Vrai, известно не так много: по сюжету, герои переезжают в пригородный дом своей мечты, а в его подвале таится нечто, способное изменить их жизнь навсегда. Что ж, тем интереснее будет узнать, чем нас опять удивил Дюпье, когда фильм станет доступен для ознакомления.
На минувшем фестивале «Сандэнс» лента с запоминающимся названием Good Luck to You, Leo Grande осталась без наград. Что, впрочем, ничуть не помешало критикам осыпать ее комплиментами. Двукратная обладательница «Оскара» Эмма Томпсон забавно и трогательно сыграла чопорную вдову, которая прибегла к услугам обаятельного и привлекательного Лео (Дэрил МакКормак) в надежде на первый в жизни оргазм.
Взрослая, медленно угасающая женщина без стеснения рассуждает о сексе и мечтает попробовать новые виды любовных ласк – в эпоху победившего феминизма поднимать подобные темы стоит именно так. В формате симпатичного драмеди о сближении одиноких душ.
Российское кино на Берлинале представлено несколькими картинами, ни одна из которых, к сожалению, не вошла в число участников основного конкурса. «Брат во всем» Александра Золотухина, ученика Александра Сокурова, оказался в секции Encounters. Режиссер военной драмы «Мальчик русский» привезет на фестиваль ленту о близнецах Березиных (Николай и Сергей Журавлевы), студентах авиационного училища.
Отец Золотухина был военным летчиком, поэтому Александр посвятил свою картину теме, с которой и сам знаком не понаслышке. Герои мечтают летать, однако в их характерах скрыто немало противоречий, да и непростые жизненные обстоятельства порой вынуждают их производить переоценку ценностей. Премьера «Мальчика русского» об ослепшем молодом солдате, кстати, тоже состоялась на Берлинале.
В 2022 году, помимо Александра Золотухина, на смотре окажутся Михаил Бородин с социальной драмой «Продукты 24» о рабстве в продуктовых магазинах (секция «Панорама») и Юлия Трофимова с историей взросления «Страна Саша» (секция Generation 14+). Кроме того, короткометражные работы Анастасии Вебер («Трэп») и Максима с Евгенией Арбугаевых (Haulout) поборются за главный приз в программе Berlinale Short Films.
Эксцентричный постановщик Бертран Бонелло – маститый представитель когорты французских экстремалов. В его дебютном фильме «Порнограф» (2001) Жан-Пьер Лео сыграл пожилого режиссера эротических картин. За этим последовали, помимо прочего, драма о парижском борделе «Дом терпимости» (2010), байопик «Сен-Лоран» (2014) с Гаспаром Ульелем в роли знаменитого модельера и причудливый хоррор «Малышка зомби» (2019).
Героиня очередной работы Бонелло Coma – девушка-подросток, которая безвылазно сидит в комнате, рыскает по интернету и постепенно перестает понимать, где заканчивается реальность и начинаются пугающие грезы. Действо будет сопровождаться анимационными вставками и озвучиваться голосами Луи Гарреля, Венсана Лакоста, Летиции Касты, а также упомянутого Гаспара Ульеля, который трагически погиб в январе 2022 года.
Британского режиссера Питера Стриклэнда не назвать плодовитым автором: на его счету лишь четыре полнометражные картины. Каждая из них, правда, обрела культовый статус в глазах поклонников экстравагантных триллеров с вкраплениями мрачной абсурдистской комедии.
Не выбивается из этого ряда и Flux Gourmet: фильм преподносится как кулинарный триллер, персонажи которого сражаются одновременно со взаимным недоверием и желудочно-кишечными расстройствами. Главные роли исполнили звезда «Сексуального просвещения» Эйса Баттерфилд и Гвендолин Кристи – неустрашимая воительница Бриенна Тарт из «Игры престолов».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…