Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > К черту: Зачем сатанисты нужны кино

К черту: Зачем сатанисты нужны кино

21 января 2022 /
К черту: Зачем сатанисты нужны кино

«КиноРепортер» разбирается, как мистификации, языческие традиции и атрибутика показаны на экранах.

14 января на Netflix вышел очередной потенциальный хит – хоррор «Архив 81», в основу которого лег одноименный подкаст. В центре сюжета оказывается архивист, которому поручают привести в порядок серию таинственных видеоинтервью, сделанных в середине 1990-х. Критики уже описывают проект, используя определения вроде «бурлящая паранойя» и «пробирающий до костей ужас». Обязательных жанровых переменных в этой истории действительно много – здесь и формат найденной пленки, и вмешательство ведьм, и таинственный сатанинский культ. «КиноРепортер» же решил сосредоточиться на последнем пункте и разобраться, как и зачем  сатанистов изображали в кино.

Истоки

Кадр из фильма «Девятые врата»
Кадр из фильма «Девятые врата», 1999

Сатанизм как явление берет начало в язычестве, однако за прошедшие века само понятие обросло множеством дополнительных трактовок, а его приверженцы разделились на огромное количество сект. Однако, как правило, большинство людей не вдается в нюансы – в массовом сознании образ злого духа, противостоящего истинному божеству, сформировался еще десять веков назад, когда к сатанистам причисляли приверженцев старых религий, отрицающих христианство.

Иногда возникали даже конфликты интересов: в X веке от престола был отречен папа Иоанн XII, причиной стало аморальное поведение, никак не вяжущееся с образом священника, но ходили слухи о том, что Иоанн подался в сатанисты (например, он отказывался осенять себя крестным знамением). Светские круги активно проявляли интерес к этому направлению в Средние века и эпоху Просвещения, увлекались оккультизмом и в XIX веке.

Кадр из фильма «Выход дьявола»
Кадр из фильма «Выход дьявола», 1967

Но тема все равно оставалась табуированной: у большинства, не имеющего доступа к книгам, она вызывала первородный страх, что только плодило многочисленные легенды и порождало мистификации. Но охота на ведьм сопровождалась и жаждой сенсационных подробностей, а потому дьявол и его приспешники становились героями сначала литературных, а затем и кинопроизведений.

Список тем был весьма обширен: герои заключали нерушимые контракты, оказывались на шабашах и демонических сборищах, попадали в опасные культы или пытались вытащить оттуда своих любимых, попадали на ритуальные алтари, становились жертвами зловещих козней и пытались спасти свою душу.

На потребу толпы

Говорить о недавнем расцвете проектов на сатанинскую тематику неверно: Жорж Мельес, например, еще в 1986-м снял первый в истории хоррор «Замок дьявола», год спустя выпустил свою версию «Фауста», а впоследствии «Дьявола в монастыре» и другие работы на подобную тематику.

Со временем картины про Сатану заметно менялись, хотя на первый план люди – служители дьявола никогда не выходили – по религиозным, моральным или каким бы то ни было еще причинам. Да и герои были другими – зло, как правило, изображалось с отнюдь не человеческим лицом: это были вампиры и зомби, монстры и призраки.

Кадр из фильма «Дети сатаны»
Кадр из фильма «Дети сатаны», 1974

Но с отменой кодекса Хейса и наступлением сексуальной революции истории про ритуальные культы и жертвоприношения быстро стали подобием бульварного чтива, выпущенным на потребу толпы. Это был еще один способ привлечь внимание – пачками выходили десятки картин невысокого качества с эксцентричным сюжетом и не слишком притязательными названиями: «Садисты сатаны» (1969), «Братство сатаны» (1971), «Близнецы зла» (1971), где фигурировали сатанисты-вампиры, «Дочери сатаны» (1972), «Дети сатаны» (1974), «Наследие сатаны» (1974) и другие, где в качестве служителей культов выступали неформалы и маргиналы.

Справедливости ради надо заметить, что подобными проектами зрителей пичкал и кинематограф других стран – итальянцы тоже немало порезвились. Правда, больший интерес у местной публики тогда вызывали джалло, где тоже хватало эротики – теперь уже винтажной.

Кадр из фильма «Выход дьявола»
Кадр из фильма «Выход дьявола», 1967

Были и авторы, которые пытались экспериментировать на поле хоррора, не скатываясь при этом в откровенный во всех смыслах эксплотейшн. В числе удач того времени – дебютный фильм студии Hammer «Выход дьявола» (1967), где сыграл Кристофер Ли.

Его сюжет был основан на экранизации рассказа писателя-оккультиста Денниса Уитли, поэтому мешаниной из суеверий и провокаций «Выход дьявола» назвать было нельзя при всем желании. Разумеется, и там не обошлось без сцен определенного характера, но на фоне прочих проектов это был едва ли не прорыв.

Кадр из фильма «Дочь Сатаны»
Кадр из фильма «Дочь Сатаны», 1976

А вот «Дочь Сатаны» (1976) по роману того же Уитли вышла всем участникам боком: фильм стал заключительным в линейке студии, положил конец сотрудничеству компании и Ли, а публике запомнился разве что по появлению обнаженной Настасьи Кински, которой на тот момент было 15 лет.

Сатанинская паника

В 1980-х кинематографического прорыва тоже не случилось. Зато общество начало лихорадить – позднее этот феномен получил название Satanic panic – сатанинская паника, современный аналог охоты на ведьм. Миллионы людей поверили в существование масштабного сатанинского заговора с совершением ритуальных убийств людей и десятками тысяч жертв, существование которых якобы скрывали власти. Моральная паника, подогреваемая СМИ, была спровоцирована сразу несколькими факторами.

В их числе – выступление популярных телевизионных евангелистов и публикация сфальсифицированных мемуаров, авторы которых утверждали, что стали жертвами оккультных обрядов. Самая известная из таких книг – «Мишель вспоминает», написанная в 1980 году канадским психиатром Лоуренсом Паздером и его пациенткой, впоследствии вышедшей за него замуж. Проверка опубликованных утверждений доказала их несостоятельность, однако люди уже были охвачены иррациональным страхом.

Кадр из фильма «Узел дьявола»
Кадр из фильма «Узел дьявола», 2013

И его можно было измерить: к 1993 году количество обвинений в сатанинских ритуалах достигло 12 000. Двум сотням были предъявлены обвинения, несколько десятков были осуждены. Пересмотр дел идет до сих пор: в 2013 году супружескую пару выпустили после 21 года заключения, выплатив компенсацию в размере почти 3,5 миллиона долларов.

Троица из Западного Мемфиса – осужденные в подростковом возрасте мужчины – в XX веке тоже вышли из тюрьмы, подписав соглашение о признании вины. В середине 1990-х дело вызвало огромный общественный резонанс. В 2013 году вышел фильм Атома Эгояна «Узел дьявола», посвященный этим событиям. В нем сыграли Колин Ферт, Риз Уизерспун и Дэйн ДеХаан, однако большинством картина осталась незамеченной.

Кадр из фильма «Затмение»
Кадр из фильма «Затмение», 2015

Говорить об этих событиях не принято, тем более что даже сейчас найдется немало приверженцев теории заговора сатанистов. Снимать – тем более, если только речь не о документальном кино. Но есть исключения: непростой темы коснулся Алехандро Аменабар, снявший криминальную драму «Затмение» (2015) с Итаном Хоуком и Эммой Уотсон.

Действие разворачивается в Миннесоте в 1990 году. Главная героиня под гипнозом вспоминает, что над ней совершали насилие люди в масках – последователи некоего сатанинского культа. Несмотря на серьезный тон и приземленное повествование, картина была не особенно тепло принята – ни сценарий, ни его реализация не впечатлили критиков и публику, несмотря на то, что проект наглядно демонстрировал последствия истерии, лишающей возможности трезво мыслить.

Нездоровый интерес

Истерию вокруг сатанинских культов активно подхлестывали не только кинематографисты (в 1985-м, например, вышел Covenant, герои которого были сатанистами и контролировали мировые банки), но и трагические события в реальной жизни. Немало шума наделали заявления серийных убийц, терроризировавших Америку.

Двумя грозными примерами стали орудующий в Калифорнии Ричард Рамирес, который оставлял в домах своих жертв пентаграммы, нарисованные их кровью, и Дэвид Берковиц, известный как Сын Сэма. В своем письме к полиции он писал о кровавых ритуалах, а при аресте заявил, что выполнял приказы, которые ему через соседскую собаку передавало демоническое существо, которому было 6000 лет.

Сенсационные подробности, за которыми охотилась пресса, разбередили и без того открытые раны: Рамирес причисляли к сатанистам, ориентируясь в том числе и на музыкальный вкус (он слушал AC/DC и Judas Priest), а в деяниях Берковица журналист Мори Терри подозревал целую организацию, помогавшую ему совершать убийства молодых девушек и парней.

Об этом он написал в книге «Абсолютное зло», опубликованной в разгар сатанинской паники – в 1987 году (в 2021-м Netflix снял документальный сериал об этих событиях). Позднее Берковиц заявил, что Мори был прав, и он действительно был членом секты.

Поп-культура

Кадр из фильма «Индиана Джонс и Храм судьбы», 1984
Кадр из фильма «Индиана Джонс и Храм судьбы», 1984

Одновременно поп-культура аккуратно пыталась присвоить образ сатанистов в качестве антигероев, хотя ссылались скорее на другие культы, как, например, в случае с «Индианой Джонсом и Храмом судьбы» (1984), где фигурировали индийские туги, поклоняющиеся богине Кали (пародия на них, кстати, использовалась в Help! (1965) c участниками The Beatles). Представления о культе и вовсе были ошибочными: в Индии богиню традиционно почитают как защитницу, а не воплощение сил зла, хотя жертвоприношения действительно имели место в реальности. В общем, в кинотеатрах страны приключенческий эпик так и не показали.

Не слишком зловещими получились сектанты у Джорджа Пан Косматоса, снявшего «Кобру» (1986) с Сильвестром Сталлоне. Бравый герой боевика сражался с культом насилия, у членов которого в ходу были странные ритуалы.

Кадр из фильма «Верующие»
Кадр из фильма «Верующие», 1987

Не стали ссылаться на сатанистов в классическом понимании и создатели триллера «Верующие» (1987), где полицейский искал сектантов, убивающих детей: их выбор пал на возникшую на Кубе религию африканской диаспоры.

Чуть раньше, в 1981 году, за тему закрытых коммун и демонических сил взялся Уэс Крэйвен. Однако его «Смертельное благословение» с Марен Дженсен и Шэрон Стоун сейчас известно разве что поклонникам режиссера. Совершенными отморозками были показаны сатанисты и в «Полночи» (1982) Джона А. Руссо, написавшего дилогию «Ночь живых мертвецов». Таким образом, признанные мастера жанра пытались обыграть тему сатанистов, но, как говорится, не пошло – не то время, не те условия.

Символы опасности

Кадр из фильма «Девятые врата», 1999
Кадр из фильма «Девятые врата», 1999

Заигрывать с опасной темой напрямую боялись, если только речь не шла о второсортных ужастиках, где козни все равно строили мистические существа, а не люди из плоти и крови. Создатели предпочитали говорить – иногда метафорически, а иногда напрямую – о самом Дьяволе и его приспешниках, чем об идолопоклонниках среди людей. Но некоторые брались и за более специализированные темы.

Дальше всех, пожалуй, пошел Роман Полански, у которого сатанисты фигурируют сразу в нескольких фильмах. Первым стал «Ребенок Розмари» (1968), вышедший за год до того, как его беременная жена Шерон Тейт погибла от руки последователя культа Чарльза Мэнсона, которого тоже обвиняли в сатанизме. 

Кадр из фильма «Глаз дьявола», 1966
Кадр из фильма «Глаз дьявола», 1966

К слову, за два года до этого, к слову, Тейт сама сыграла в картине на подобную тематику – готический хоррор «Глаз дьявола» (1966) стал для нее кинодебютом.

Что касается Полански, то на рубеже столетий, в 1999 году, он выпускает «Девятые врата», где главный герой в попытках отыскать гравюры, открывающие двери в Ад, обращается как раз к сатанистам. Они, правда, снова выступают скорее в качестве пешек, чем полноценных героев – антураж и не более того.

Лихие девяностые vs Сейчас

Кадр из фильма «Пожиратель душ», 2005
Кадр из фильма «Пожиратель душ», 2005

В мистических триллерах, которые стали популярны в 1990-х и 2000-х, поклонники дьявола тоже встречались редко, если речь не о молодежных слэшерах, не обремененных глубокомысленным содержанием. В огромном количестве однотипных проектов засветились и будущие звезды мистических сериалов, где тоже фигурирует Дьявол. Из самых очевидных – Шеннон Доэрти (из «Школы Сатаны для девочек» (2000) до «Зачарованных» (1998-2006) и Дженсен Эклс (из «Пожирателя душ» (2005) сразу в «Сверхъестественное» (2005-2020)).

В 2010-х наметились изменения: фильмы про сатанистов стали делиться на две большие категории. Создатели первых остались верны стереотипам и даже специально стали усиливать их, чтобы добиться комического эффекта. Например, герои фильма «Сатанинский» (в оригинале – Satanic, 2016) отправляются на музыкальный фестиваль, а по пути останавливаются в Лос-Анджелесе, чтобы посетить места, где некогда были совершены массовые убийства, сопровождавшиеся оккультными обрядами. Очевидно, что ничем хорошим такой тур закончиться не может.

Кадр из фильма «Сатанинская паника»
Кадр из фильма «Сатанинская паника», 2016

Хеви-метал проходит красной линией и в триллере «Мы призываем тьму» с Александрой Даддарио. По-прежнему сильна в подобных проектах и тема потери девственности, характерная для молодежных фильмов конца прошлого века. В хорроре «Соседка» (2014) под удар попадает ученик старшей школы, давший клятву хранить целомудрие, а в «Сатанинской панике» (2016) в аналогичной ситуации оказывается развозящая пиццу Саманта. А в «Смертельном оргазме» (2015) фигурирует сатанинский культ, магические пластинка и металлисты – настоящее комбо.

Киноделы второй категории выбирают более извилистые дорожки. В эпоху пост- и мета- они предпочитают культивировать на этой благодатной почве иронию, возведенную в абсолют. Легенды и мифы – это, конечно, интересно, но гораздо занимательнее то, что происходит здесь и сейчас (если это, конечно, не «Мэнди» (2017) с Николасом Кейджем и сатанистами-байкерами).

Кадр из фильма «Смертельный оргазм», 2015
Кадр из фильма «Смертельный оргазм», 2015

Хотя в свое время стереотипы высмеивались даже в 1980-х, пусть и не слишком активно. Например, в фильме «Конфеты или смерть» (1986) телепроповедника, порицающего хеви-метал, сыграл не кто иной, как Оззи Озборн. Что это, как не ирония в десятой степени?

Яростно высмеивают клише создатели «Няни» (2017): проект Netflix рассказывает о 12-летнем мальчике, чья няня (Самара Уивинг) оказывается лидером сатанинского культа. В продолжении 2020 года планка качества чуть упала, но проект все равно можно назвать продуктом эпохи – ярким, китчевым, кровавым, одновременно легкомысленным и глубоким.

Кадр из фильма «Няня»
Кадр из фильма «Няня», 2017

А в «Я иду искать» (2019) Мэттью Беттинелли и Тайлера Джиллетта фигурирует богатая и успешная семья, чей предок заключил с «мистером Ле Бейлом» мистический контракт, подразумевающий регулярные жертвоприношения в обмен на благополучие. Идиллию нарушает новоиспеченная жена одного из героев (и снова Самара Уивинг). На выходе – кровавый угар в чистом виде.

В жанре драмы все тоже не так плохо: в 2015 году Оз Перкинс выпустил режиссерский дебют «Февраль», в которым сыграли Эмма Робертс, Люси Бойнтон и Кирнан Шипка. Здесь силен мотив, потенциал которого в свое время раскрыли создатели «Изгоняющего дьявола» (1973) и «Омена» (1976) – одержимость. Поклонение дьяволу здесь – скорее третьесортная линия, но она есть.

Кадр из фильма «Я иду искать»
Кадр из фильма «Я иду искать», 2019

Особняком стоит приквел «Заклятия» (2013) Джеймса Вана – «Проклятие Аннабель» (2014). Сам режиссер, запустивший сразу несколько хоррор-вселенных и аккуратно исследующий характеры героев, опираясь в создании ужаса на честный психологизм, остается на поле мистики, но сатанистов собственной персоной показал Джон Р. Леонетти, причем показал снова сумасшедшими маньяками. В «Реинкарнации» (2018) сектанты тоже одержимы разрушительными идеями.

Телевидение не отстает

Кадр из сериала «Леденящие душу приключения Сабрины», 2018-2020

На телевидении нравы тоже стали свободнее. В «Благих знамениях» (2019-…), например, есть монашки-сатанистки, которые помогают Кроули подменить обычного ребенка на антихриста (лояльность, впрочем, выходит им боком). А уже в «Люцифере» (2015-2021) главный герой не скрывает презрения к сатанистам. Те, кстати, тоже не выпадают из реальной жизни – на создателей «Леденящих душу приключений Сабрины» (все с той же Кирнан Шипкой) подавали в суд за нарушение авторских прав. Истцом выступили члены храма Сатаны, а объектом спора стали авторские права на статую Бафомета, которая фигурировала в сериале.

С паблик рилейшнз у членов организации тоже все в порядке: в 2019 году на «Сандэнсе» показали документальный фильм Hail Satan?. Создатели отмечают, что все началось с шутки, но затем им стало действительно интересно – тем более что авторам был предоставлен беспрецедентный доступ. Рейтинг фильма на агрегаторе Rotten Tomatoes достиг 96%, а критики отметили, что это свежий взгляд на тех, к кому много десятилетий назад приклеился ярлык убийц детей и преступников.

Кадр из фильма «Мы призываем тьму», 2019
Кадр из фильма «Мы призываем тьму», 2019

Сейчас, к слову, сатанисты выступают за социальную справедливость и недопущение насилия, из-за чего часто выступают с политическими инициативами, а в своих кампаниях часто используют сатиру, чтобы привлечь внимание общественности. В общем, в XXI веке упор идет на гражданский активизм и пропаганду гуманизма, а не на религиозные догмы. Любопытно, что храм Сатаны был основан в 2013 году, но уже стал известен широкой публике, а адепты организации проживают не только в США, но также в Великобритании, Канаде и Австралии.

Не первые

Кадр из фильма «Адский дождь»
Кадр из фильма «Адский дождь», 1975

Самой первой же организацией, официально заявившей о своей идеологии как о сатанизме, стала Церковь Сатаны, основанная весной 1966 года. Основателем стал Антон Лавей, впоследствии написавший «Сатанинскую библию». Он являлся жрецом на протяжении почти тридцати лет, в том числе и в самый разгар сатанинской паники, из-за чего ему и его соратникам часто приходилось выступать по телевидению и в СМИ с опровержениями теорий преступного заговора.

В кино Лавей тоже отметился: он консультировал создателей фильма «Адский дождь» (1975), где сыграл Уильям Шатнер и дебютировал Джон Траволта. Ходили слухи, что Антон сыграл Дьявола в «Ребенке Розмари», однако затем это утверждение было опровергнуто. Сама организация тоже фигурировала в различных лентах, включая документальные – например, преуспел в этом направлении режиссер и исследователь Голливуда Ник Бугас. А еще к ним наведывалось ФБР – в том числе после убийства Джона Кеннеди.

Кадр из фильма «Ребенок Розмари», 1968
Кадр из фильма «Ребенок Розмари», 1968

Еще одной звездой, чье имя всплывало в связи с организацией, стал Мэрилин Мэнсон – музыкант был посвящен в почетные члены Церкви Сатаны самим Антоном Лавеем. После смерти жреца в организации произошел конфликт, и в последнее время к ней не привлечено много общественного внимания. Всплески интереса СМИ тоже точечные – в последний раз сатанистов спрашивали о творчестве скандально известного рэпера Lil Nas X.

Россия

Кадр из сериала «Господа-товарищи»
Кадр из сериала «Господа-товарищи», 2014-2015

Что касается России, то на наших широтах сатанисты остаются лишь опасной экзотикой. О них шутят в «Папиных дочках» (2007-2013) и «Интернах» (2010-2016), зачастую путая с готами, а в более бытовом плане сатанистов показали в одной из серий криминального сериала «След», где зачастую используются самые невероятные сюжеты (но, к сожалению, в жизни подобное тоже случается).

Любопытным проектом стали «Господа-товарищи» (2014-2015), где в послереволюционной России секту сатанистов уничтожал герой Александра Домогарова. В «Девятой» (2019) оккультная тема была прикрытием реальных преступлений, а нарисованные пентаграммы и кровавые ритуалы, приправленные сеансами спиритизма, были скорее данью моды, чем действительно продвигали сюжет.

Кадр из фильма «Девятая», 2019
Кадр из фильма «Девятая», 2019

В «Караморе» Данилы Козловского оккультными практиками тоже балуются, но не слишком активно: например, в салоне, где активно распивают абсент, есть доска Уиджи для спиритических сеансов. Тайные общества в предреволюционной тоже присутствуют, но там речь идет уже о вампирах. Упыри (причем с джетлагом) присутствуют и в сериале «Сергий против нечисти», где речь идет уже о современной Москве, но в их кровожадности правоохранительные органы обвиняют как раз сатанистов. В общем, почти что замкнутый круг.

Разброс тем

Так или иначе, фильмов про сатанистов за всю историю кино выходило не так и много, если не считать проекты, где члены культов были исключительно персонажами-функциями. Сказывались морально-нравственные ограничения, нежелание провоцировать публику, отсутствие консультантов, широкий диапазон смежных тем.

Даже сейчас режиссеры предпочитают снимать фильмы про другие культы – вымышленные или настоящие, часто отдавая предпочтение языческим традициям разных стран и зачастую облекая леденящие кровь сюжеты в обертку исторических реконструкций, как в «Апостоле» (2018), или показывая эволюцию течений, дошедших до современности, как в «Солнцестоянии» (2019).

Кадр из фильма «Апостол», 2018
Кадр из фильма «Апостол», 2018

Культы появляются в современных сериалах: прошлой осенью, например, на Netflix вышли корейский «Зов ада» и «Полуночная месса». Оба имели непосредственное отношение к религии, но о сатанистах речи не было, исключительный фанатизм. Секты и коммуны – тоже абсолютно другая история, как и шабаши (от «Суспирии» (1977) Дарио Ардженто до «Повелителей Салема» (2012) Роба Зомби и «Ведьмы» (2015) Роберта Эггерса), заключения нерушимого контракта, обряды экзорцизма, колдовство и жертвоприношения.

Немало внимания уделено и всевозможным мистическим существам, вступающим в контакт с людьми, – от ведьм до ангелов и демонов. В «Константине» (2005), основанном на серии комиксов, авторы которого жестко прошлись по религии и провоцировали у читателей ужас не демоническими ритуалами, а преступлениями, которые без чужой помощи совершали люди, многие нюансы исчезли.

Кадр из фильма «Константин», 2005
Кадр из фильма «Константин», 2005

Противостояние сил зла и добра, где люди выступают пешками, выходит на первый план, а идея о том, что люди могут творить невообразимые вещи по собственной воле, в целом часто отходит на второй, если не на третий план. О том, что зло может быть обыденно, стараются лишний раз не напоминать. Может, оно и к лучшему, но забывать об этом тоже не стоит.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: