Афтерла-ла-лайф музыкальных фильмов после грандиозной драмы Дэмьена Шазелла и что теперь смотреть на праздниках.
XXI век для мюзиклов можно считать вполне успешным. Начиная с «Мулен Руж» (2001), который буквально открыл столетие, его последователя «Чикаго» (2002) и неочевидных «8 женщин» (2001). А за ними – и мрачный «Суини Тодд» (2007), и основанная на мюзикле по песням группы ABBA «Мамма Миа» (2008), и музыкальная сказка «Чем дальше в лес…» (2014).
Это мы еще не говорим про многочисленные музыкальные байопики («Богемская рапсодия», «Рокетмен») и псевдобайопики («Внутри Льюина Дэвиса»). Но все это становится эдаким маркером «классики», в то время как «Ла-Ла Ленд» тихо и незаметно деконструировал жанр, разбавив радостные песни и пляски настоящей драмой, крушением мечты о Голливуде. Кажется, в этот момент внимание к мюзиклам сильно возросло. Но есть ли жизнь после «Ла-Ла Ленда»? Мы выяснили: еще какая!
«КиноРепортер» уже писал о причине популярности мюзиклов, но в этом году мы увидели новую ситуацию. Мюзиклы становятся чем-то большим: их показывают на открытии кинофестивалей, их продолжают адаптировать после Бродвея, по ним создают ремейки такие именитые режиссеры, как Стивен Спилберг, и даже Netflix потихоньку пополняет свою медиатеку музыкальными фильмами («Выпускной», «Тик-Так… БУМ!»).
Примерно раз в год выходит один большой и долгожданный мюзикл – как правило, перед Новым годом, – который будет смотреть весь мир. Таким были «Ла-Ла Ленд» (2016), «Величайший шоумен» (2017), «Мэри Поппинс возвращается» (2018)… Вот только «Кошки» (2019) всех подвели. Хотя Поппинс можно заменить «Богемской рапсодией» (2018) – настолько хорошо она получилась, что не хочется размениваться на детский фильм.
А в 2019-м провал «Кошек» с успехом компенсировал «Рокетмен», премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале. Но вот 2020-й оказался весьма провальным. «Выпускной» на Netflix, несмотря на современную повестку и Мэрил Стрип с Николь Кидман в главных ролях, оказался оберткой без конфетки, а «Мистер Джангл и рождественское путешествие» – вторичным совмещением классической рождественской сказки с музыкальной постановкой. Но давайте по порядку.
Популярность в цифрах
Музыкальные проекты всё чаще приобретают телевизионный формат. Кроме того, несколько раз в год выходят мультфильмы, где важная составляющая – бодрая и жизнеутверждающая песня одного из главных героев. Но это мы оставим для истории анимационных фильмов, а мюзиклы – все-таки отдельный жанр. Если же говорить о сборах, то популярными оказываются либо мультфильмы, либо их игровые ремейки. Так, «Король лев» (2019) собрал более $1,5 млрд., на втором и третьем местах – мультфильмы «Холодное сердце 2» (2019) и «Холодное сердце» (2013) соответственно.
А вот в чистом виде мюзиклы – например, «Мамма Миа» (2008) – только на 11-м месте со сборами $609 млн. Музыкальный байопик «Богемская рапсодия» – на 8-м месте, этот фильм заработал почти $1 млрд. «Ла-Ла Ленд» – так и вовсе на 18-м месте со сборами $446 млн. При этом он все-таки не похож на классический мюзикл, а хэппи-энд там напрочь отсутствует. Практически все остальные строчки занимают мультфильмы – от «Короля льва» (1994) до «Геркулеса» (1997).
2017
Но вернемся к жизни после «Ла-Ла Ленда». В 2017-м свет увидел биографический мюзикл «Величайший шоумен» – особая история для жанра. Как правило, есть байопик, драматический фильм, который рассказывает историю исполнителя или группы, и в таком случае не обойтись без музыкальных вставок: кадры с концертов, репетиции, процесс создания песен. И есть мюзикл, как правило, ближе к комедии, задорный и жизнерадостный, яркий, блестящий, призванный развлечь – и рассказать сказку, а не реальную историю.
«Величайший шоумен» рассказывает реальную историю, но в формате мюзикла. Дело в том, что главный герой фильма – предприниматель Финеас Тейлор Бернум (Хью Джекман), который основал в XIX веке один из самых популярных бродячих цирков. Однако задумка была воплощена не на самом высоком уровне. При яркой картинке и отличном касте провисает драматическая составляющая, и все-таки фильм нашел своих почитателей. Потому что всем нужен праздник.
2018
В 2018-м вышел третий по счету ремейк фильма «Звезда родилась» (1937) с Леди Гагой и Брэдли Купером. Многие отнеслись к картине скептически, но, несмотря на это, зрители тепло приняли как пение Брэдли Купера, так и игру Леди Гаги. «Звезда родилась» даже получила «Оскара» за лучшую песню.
Но под конец года выходит долгожданный фильм о Фредди Меркьюри и группе Queen – и его запросто можно назвать как мюзиклом года, так и байопиком года, настолько он получился ярким. Об успехе картины можно судить и по количеству «Оскаров»: их было 4, причем один – за игру Рами Малека («Лучшая мужская роль»), а три других – за технические особенности (звук, монтаж, монтаж звука). Малек за роль Меркьюри тогда взял и «Золотой глобус», и премию BAFTA. И фильм, если рассматривать его отдельно от премий, стал знаковым событием, расколов фанатов Queen на два противоборствующих лагеря (одним показали не то, другим чего-то недопоказали).
2019
Следующий крупный мюзикл/байопик – «Рокетмен», еще одна скандальная история, случившаяся вслед за «Рапсодией». На этот раз «Оскар» был всего один – за лучшую песню, но все мы помним, как прекрасно исполнил роль сэра Элтона красавец Тэрон Эджертон. Было много спорных ситуаций с тем, как изображены темные моменты из жизни музыканта. А в России фильм и вовсе выпустили без гомосексуальной сцены, что добавило шума в прокате, однако это далеко не самое главное: прижизненный байопик о себе Элтон Джон оценил по достоинству, а это дорогого стоит.
2020
Провальный во всех планах год оказался слабым и в плане мюзиклов: вышеупомянутый «Выпускной» вышел настолько проходным, что о нем даже вспоминать не хочется. А ведь снял его мастер Райан Мерфи! Однако на фоне пандемии и его очень ждали: кинотеатры закрыты, а праздника по-прежнему хочется – даже больше, чем раньше. Так что в каком-то плане это был «бедненький, но чистенький» спасительный вариант, который, подсуетившись, предложил своим подписчикам Netflix. Но если составлять «Топ-5» за последние 5 лет, «Выпускной» остается в пролете.
С другой стороны, «Мистер Джангл» тоже вышел на Netflix под конец года, а об остальных мюзиклах 2020-го даже нечего сказать, их будто и не было вовсе. Стало быть, стриминг выручил всех, кому так хотелось добра и радости в пандемийный Новый год. И это тоже о многом говорит: теперь к кинотеатральному прокату и фестивальным премьерам добавились стриминговые музыкальные проекты, которые можно спокойно посмотреть дома. Они, конечно, пока уступают мюзиклам с большого экрана. Но только пока.
2021
В 2021-м картина продолжает меняться. Леос Каракс открывает Каннский кинофестиваль фантасмагоричным мюзиклом «Аннетт». Байопик «Респект», посвященный королеве соула Арете Франклин, участвует в программе кинофестиваля в Локарно. «Дорогой Эван Хансен», киноверсия успешного бродвейского мюзикла, открывает кинофестиваль в Торонто. Эндрю Гарфилд предстает в неожиданном амплуа, распевая песни в «Тик-так… БУМ!» на Netflix. И под конец кода выходит долгожданный ремейк «Вестсайдской истории» 1961 года от Стивена Спилберга.
Здесь прослеживается определенная цикличность. Раз в несколько лет выходит ремейк знаменитого классического мюзикла, как «Вестсайдская история» или «Звезда родилась». Появляются и байопики-мюзиклы вроде «Рокетмена», и эдакие анти-мюзиклы вроде «Флоренс Фостер Дженкинкс» (2016), где главный персонаж вообще не умеет петь.
Но выстреливают именно деконструирующие жанр «Ла-Ла Ленд» и «Аннетт», которые либо лишают зрителя хэппи-энда, либо максимально его дезориентируют. Мы не берем во внимание финансово успешные диснеевские постановки или лайв-экшн фильмы по все еще горячим следам «Короля льва» (1994).
Дело в том, что каким-то образом именно вывернутый наизнанку обновленный формат мюзикла все больше привлекает зрителей и критиков. И параллельно с этим мы цепляемся за совсем не забытое старое, которое десятилетие за десятилетием прикидывается новым (как тот же обновленный «Король лев» или прочие адаптации диснеевской классики).
Но если отбросить паразитирующие на нашей ностальгии картины, то остаются именно они: неудачники из Ла-Ла Ленда. Они невероятно красивы и талантливы на фоне красивого города для красивых и талантливых – и, тем не менее, глубоко несчастны. Прямо как реальные люди. Что ж, даже пресловутый Гарфилд в недавнем «Тик-Так… БУМ!» изначально был несчастным и не реализовавшимся талантливым композитором. Ну а о чем же еще петь, как не о мечтах? На это мы готовы смотреть снова и снова на большом, а теперь и на малом экране – если только будет достойная премьера.
Ну а в промежутках остаются старые добрые мюзиклы, которые раз за разом переделывают практически без повода и – куда же без этого – в угоду повестке.
Комментарии