Кино

Как Зак Эфрон перестал бояться и полюбил рисковать

Жил да был славный парень Зак. Улыбался, пел, плясал. В хитовых музыкальных мелодрамах снимался – «Классном мюзикле» и «Лаке для волос». С моделями на свиданки бегал, деньжищи лопатой греб, на обложках журналов светился. В качалке торчал, чтобы тело в идеальной форме поддерживать. А потом с другими моделями на свиданки бегать и на обложки новых журналов попадать. Но не все его, видать, в жизни устраивало. Вот и решил славный парень Зак резко перезагрузить карьеру, переключившись на серьезные фильмы и сложные роли. Как тут не возникнуть резонному вопросу: стоило ли оно того?

Справедливости ради отметим, что в серьезных лентах Зак Эфрон появлялся и в нулевых, когда Голливуд короновал его как суперзвезду молодежного кино. В 2009-м вышла элегантная картина Ричарда Линклейтера «Я и Орсон Уэллс», где Эфрон в роли начинающего актера попал в театральную труппу постановщика «Гражданина Кейна». Отношения между мужчинами не ладились – о дурном характере Уэллса уже в ту пору легенды слагали. Да и на личном фронте у молодчика не все гладко было. Не сказать, что перформанс Зака наизнанку выворачивал душу. Но все же он доказал, что Эфрон способен не только рот под музыку разевать да кренделя на танцполе выписывать.

«Я определенно совершил шаг вперед, – считает Зак. – Рискнул и сделал то, чего сам от себя не ожидал. Понимая, что другие от меня этого тоже не ждут. Случился своего рода поворотный момент».

«Я и Орсон Уэллс» (2009)

«Двойная жизнь Чарли Сан-Клауда» (2010) и «Счастливчик» (2011), где на головы эфроновских персонажей свалились всевозможные страдания, представили публике иное его амплуа – звезды мелодрам для скучающих домохозяек. Теперь по нему сохли как школьницы-фанатки «Папе снова 17» (2009), так и зрелые дамы, ценившие в кавалерах не столько хулиганскую ухмылку, сколько трагичную грустинку во взгляде. А в 2012-м Эфрон порадовал и мужскую часть своей фан-базы, возглавив каст сурового журналистского триллера «Газетчик» и не потерявшись на фоне Мэттью МакКонахи и Николь Кидман (с последней он станцевал в одних труселях, а она помочилась на него после укуса медузы).

Именно в этот момент общественность задалась вопросом: готова ли она принять повзрослевшего Эфрона, которому стало тесно в пеленках диснеевских водевилей? И готов ли сам Зак на опасные эксперименты, рискуя застрять в актерском лимбе между инфантильными лентами, из которых он вырос, и драматичными проектами, до которых не дорос?

На протяжении нескольких лет он словно боялся разобраться со столь заковыристой дилеммой и продолжал сиять голым торсом в тупых комедиях вроде «Этого неловкого момента» (2014), «Дедушки легкого поведения» (2015), «Свадебного угара» (2016) и дилогии «Соседи на тропе войны» (2014, 2016). Венцом череды нелепых междусобойчиков стали «Спасатели Малибу» (2017), где Эфрон, как и все прочие, отлично выглядел в кадре, но мгновенно выветривался из памяти вместе с самим фильмом.

«Спасатели Малибу» (2017)

Вдобавок в том же году Зак вернулся к мюзиклам, присоединившись к Хью Джекману в вырвиглазном «Величайшем шоумене». Казалось, момент заветной перезагрузки безнадежно упущен. И Эфрона ждет незавидная участь другого красавчика из нулевых Эштона Кутчера, который мало-помалу превратился из всеобщего краша просто в мужа Милы Кунис, раз в год напоминающего о себе очередным фильмом-однодневкой. Третьестепенные роли в авторских проектах типа «Пляжного бездельника» и «Горе-творца» (оба 2017-го) не сильно спасали ситуацию. Хотя в первом Зак органично влился в шкуру гедониста из окружения Мундога, а во втором потешно сыграл бугая Криса-Р из культовой «Комнаты» Томми Вайсо.

Эфрон будто бы смирился со своим статусом забавного, слегка туповатого парня без рубашки, которого обожают девчата, а пацаны охотно зовут потусить. Критики писали, что мятущийся актер нашел наконец свою нишу и признал: прыгнуть выше определенной планки ему не дано. Ну а что, не самый плохой удел, если вдуматься. Внешностью товарищ не обижен, самоирония ему не чужда, да и в тупых комедиях нет ничего дурного – благодарная аудитория на них всегда найдется. Снимайся да радуйся. Но прошел лишь год с того момента, как Зак блеснул идеальными кубиками на солнечном калифорнийском пляже, и публику громом среди ясного неба поразило известие: дамский угодник Эфрон подписался на роль… серийного убийцы Теда Банди!

Более радикальной смены имиджа нельзя и представить. Артист, по которому годами сходили с ума женщины от мала до велика, решил сыграть подонка, что изнасиловал и убил несколько десятков девушек, проявляя ярко выраженные садистские наклонности. Конечно, Заку было не по себе. Он понимал, что тянущийся за ним шлейф обаятельного сердцееда может привести к обвинению авторов фильма «Красивый, плохой, злой» (2018) в романтизации и реабилитации Банди. Что, собственно, и произошло, когда всплыл дебютный трейлер.

На экране Тед и правда выглядит привлекательным мужчиной. Но штука в том, что режиссер Джо Берлингер попытался изобразить маньяка таким, каким его видели те самые несчастные девушки, которым выпал трагичный жребий стать его жертвами. А многие, судя по всему, действительно находили Теда симпатягой. Многие – но не мама Эфрона, пришедшая в ужас, едва сын заикнулся о намерении исполнить эту роль. Для нее, да и для самого актера, фамилия Банди являлась олицетворением тьмы, синонимом абсолютного зла. Но Зак смог ее переубедить – а заодно и побороть собственный страх перед прыжком в неизведанное.

«Никакие зверства тут не показываются, – говорит Эфрон. – История рассказана Лиз, подругой героя. Фильм проникает в суть того, кем был Тед Банди, но выбирает для этого не самый простой способ. Благодаря точке зрения Лиз мы погружаемся в психику Банди и узнаем, каково это – вести две совершенно разные жизни».

«Красивый, плохой, злой» доказывает, что убийцы необязательно прячутся за сальными патлами бледных фриков, исподтишка наскакивающих на тебя в подворотне. Нередко они принимают облик парней из соседнего подъезда, которых можно заметить за столиком в кафе, в цветочном магазине или пропахшем попкорном уютном кинозале. Зак же в конце концов признал, что съемки – это приключение, а выход из зоны комфорта – неотъемлемая их составляющая. Никогда не поздно бросить себе вызов и попробовать что-то новое, даже если тебя списали со счетов.

«Жажда золота» (2021)

В следующий раз что-то новое Эфрон попробовал спустя три года – между делом он честно озвучивал героев мультиков, зарабатывая на хлеб насущный. Зато в 2021-м устроил настоящий театр одного актера, вытащив «Жажду золота» из зыбучих песков халтурного сценария. В этом камерном постапокалиптическом триллере один небритый мужик несколько дней страдает в пустыне в ожидании другого мужика, который когда-нибудь вернется и поможет первому небритому мужику золотишко увезти. Небритым мужиком №1 является Эфрон, который битый час поджаривается на постапокалиптическом солнышке, отбивается от хищников и нервно галлюцинирует.

Из этого материала могло бы родиться нечто поувлекательнее, но c актерских позиций Зак обязан занести «Жажду» в число однозначных удач. Каждый уважающий себя артист должен хоть раз появиться в такой картине, чтобы его драматический талант оценили по заслугам. У Джеймса Франко есть «127 часов», у Райана Рейнольдса – «Погребенный заживо», у Блейк Лайвли – «Отмель»… Зак Эфрон отныне тоже в списке почетных выживальщиков всея Голливуда. По словам режиссера Энтони Хэйеса, он буквально выживал и на площадке, не прячась от палящих лучей в трейлере и не жалуясь на суровые условия труда (включая съемки в песчаную бурю). Даже о переломе руки Зак ничего не сказал, опасаясь, что лечение затянется и производственную лавочку из-за простоя прикроют.

Хэйес познакомился с Заком благодаря его товарищу Джоэлу Эдгертону, через которого сценарий «Жажды» очутился на столе эфроновского агента. Позднее, отметив похвальное трудолюбие актера, режиссер добавил, что «вы можете вылить на голову Зака ведро дерьма – и он все еще будет выглядеть как мегазвезда». Вместе с тем Эфрон вновь накинулся на роль, равных которой прежде не знал. Из одной крайности, маньячной, он пустился в другую, не заботясь о том, что подумают хейтеры. А хейтеры меж тем не дремали. И с наслаждением растоптали следующий проект Эфрона, экранизацию романа Стивена Кинга «Воспламеняющая взглядом», которая вышла в 2022 году, с грехом пополам прокатилась по кинотеатрам и отхватила пару номинаций на «Золотую малину».

«Воспламеняющая взглядом» (2022)

Да, кино вышло довольно стерильным, а исполнительница главной роли Райан Кира Армстронг не могла похвастаться мастерством юной Дрю Бэрримор из версии 1984-го. Но в сокрушительные провалы новую «Воспламеняющую» записывать все же не стоит, поскольку режиссер Кит Томас, автор жуткого «Диббука» и одной из новелл «Кабинета редкостей Гильермо дель Торо», талантом не обделен. Да и Эфрон в роли заботливого папочки героини как минимум не раздражал. А как максимум мог гордиться тем, что добавил в портфолио еще один жанр и впервые в жизни сыграл чьего-то отца. Тоже, между прочим, важный прорыв. Но не такой важный, как другой эфроновский фильм 2022-го, закрепивший его трансформацию из мальчика в мужа.

За весенним недоблокбастером «Воспламеняющая взглядом» в осенний сезон оскаровской гонки последовало военное бадди-муви «За пивом!» за авторством Питера Фаррелли. Половинка успешного дуэта, в 1990-х прославившегося комедиями с Джимом Керри (и не только), Питер проделал эволюцию, отчасти напоминающую эволюцию самого Зака Эфрона. В 2018-м он откололся от брата Бобби и выпустил хитовую «Зеленую книгу», в одночасье став обладателем двух «Оскаров» и чуть ли не живым классиком. Эфрону до статуса классика пока далеко. Но Питеру, как выяснилось – тонкому драматургу, пригодились услуги актера, открывшего в себе аналогичный дар.

«Я никогда не принимал решение столь быстро», – комментирует свое согласие на съемки Зак. Сценарий «За пивом!» он прочел за полтора часа.

«За пивом!» (2022)

Эта лента с сочным названием (в оригинале – The Greatest Beer Run Ever) основана на реальных событиях. В 1967 году молодой американец Чики Донохью собрался махнуть во Вьетнам и угостить пивком товарищей, ползающих под пулями на передовой. На «величайший пивной забег» он потратил три месяца, успев и под обстрелом побывать, и в недружелюбной стране застрять, и грязную изнанку войны изучить. Этим самым Чики и заделался Эфрон, отрастивший усы и выдавший актерский мастер-класс невероятной убедительности. Симпатичный балбес, который однажды решается на безумную затею и доказывает, что не только на бубнеж за барной стойкой способен, – чем не метафора всей карьеры Эфрона, к удивлению многих непринужденно взявшего новую высоту?

Тем обиднее, что первый реальный шанс Зака замахнуться на престижные премии обернулся пшиком. Ни тебе «Золотого глобуса», ни тем более «Оскара». Хотя Адама Драйвера из «Белого шума» и Дэниэла Крэйга из «Достать ножи 2» Эфрон уж точно обставил – а тех номинировать почему-то не забыли. Видимо, Ассоциация иностранной прессы и киноакадемики, ответственные за выбор претендентов, не смирились с тем, что Зак, еще недавно корчивший рожи в идиотском «Свадебном угаре», перешел в высшую лигу и заслужил уважительное отношение к своей персоне. Но не минуло и года, как ему выпал новый шанс завоевать сердца скептиков. Причем использовав метод, который, казалось, остался в прошлом: содрав с себя все!

«Стальная хватка» Шона Дуркина – мускулистый, насквозь пропотевший рассказ о родовом проклятии рестлеров из семейства фон Эрих, которые умирали один за другим при различных обстоятельствах. Закат прославленной династии обернулся массой конспирологических теорий, хотя 66-летний Кевин фон Эрих до сих пор живее всех живых. Его-то и сыграл Зак Эфрон, экранными братьями которого стали Джереми Аллен Уайт («Медведь») и Харрис Дикинсон («Треугольник печали»). Логично, что и на промоматериалах, и в фильме горячие парни предстали полуобнаженными. Но вот ведь парадокс: впервые в карьере Эфрона его перформанс привлекает куда сильнее бицепсов-трицератопсов.

Конечно, тот же Уайт более титулован – на его счету два «Золотых глобуса» за пронзительную роль шеф-повара в упомянутом сериале «Медведь». Однако Эфрон рядом с ним и Дикинсоном кажется эдаким батей, матерым альфачом, чьи взлеты и падения одинаково любопытны и на ринге, и за его пределами. Он всегда щепетильно подходил к программам тренировок, но его физическое преображение для «Стальной хватки» особенно впечатляет: Зак набрал 7 кг чистой мышечной массы, с энтузиазмом истинного гладиатора заметив, что «Хватка» «вновь зажгла в нем огонь». И позволила поразмыслить над тем, как с годами менялось понятие мужественности и ее восприятие обществом.

«Большую часть подготовительной работы я провел в одиночку, – признается Эфрон. – Не общался ни с друзьями, ни с членами семьи и чувствовал себя в изоляции. Но за пару недель до съемок, когда пришло время побороться на ринге, я обзавелся настоящими братьями. Подобного чувства товарищества я уже полгода не испытывал. Отсюда – мои искренние любовь и уважение к этим ребятам, гармонично вплетающиеся в фильм».

«Стальная хватка» (2023)

Мысленно возвращаясь в прошлое, Зак заявляет, что танцевальный опыт здорово ему пригодился: ведь борьба и танец, по его мнению, удивительно похожи. «Иногда ты ведешь, а иногда следуешь за партнером». Новыми знаниями, правда, тоже пришлось обзавестись. Эфрон посетовал, что в реальности рестлинг – куда более сложное, изнурительное занятие, чем кажется по телеку. Порой он испытывал дискомфорт, даже просто бегая по рингу и отскакивая от канатов:

«Ты полагаешь, что уже освоился. Поэтому ускоряешься, твоя уверенность возрастает, а затем ты врезаешься в одну из этих штуковин на пару сантиметров выше, чем нужно, и твое ребро будто исчезает. Потом ты два дня не можешь дышать».

Это в очередной раз напомнило Заку, что актерство связано с риском, экспериментами, физическими и психологическими тяготами, борьба с которыми выковывает характер персонажа и закаляет артиста. Эфрон из тупых комедий казался самым классным чуваком на планете, что развлекался на славу и редко задумывался о завтрашнем дне. Нынешний Эфрон, Эфрон драматический, чувствует себя уязвимым, но не боится заплывать за буйки и сводит ключевой секрет своей профессии к тому, чтобы нигде и никогда не ощущать абсолютного удобства. Только так можно развиваться и достигать новых вершин.

Зак Эфрон на открытии персональной звезды на голливудской Аллее славы в декабре 2023 года. Фото: Caroline Brehman/TASS

Что же Зак грядущий нам готовит? На 2024-й съехал релиз ромкома (!) Netflix «Семейное дело», где Эфрон воссоединился с партнершей по «Газетчику» Николь Кидман. Заку досталась роль кинозвезды по имени Крис Коул, который влюбляется в мать своей ассистентки. Если вы соскучились по легкомысленному Эфрону, есть шанс, что «Дело» приятно вас удивит. Отвечает за него солидный кинематографист Ричард ЛаГравенес, оскаровский номинант и сценарист нескольких отличных картин («Король-рыбак», «Мосты округа Мэдисон», «Заклинатель лошадей»). Так что не думайте о ромкомах свысока.

Судьба других эфроновских проектов ближайшего и не очень будущего менее однозначна. Когда-то Зак подписывался на роль еще в одной комедии – ремейке классики 1980-х «Трое мужчин и младенец», где компания приятелей во главе с Томом Селлеком с ног сбивалась, пытаясь уследить за непоседливым карапузом. Свежую версию официально запустили в производство в 2020-м, но затем что-то пошло не так, и с мертвой точки дело не сдвинулось. Возможно, к лучшему: в последнее время поделки студии Disney вдохновения не вызывают. А вот комедии «Рики Стэники» с рейтингом R и Питером Фаррелли у руля хотелось бы дождаться: в центре внимания вновь троица друзей, которые сваливают все проблемы на выдуманного типа с лицом Джона Сины.

«Сейчас каждый проект я изучаю более всесторонне, чем раньше, – клянется Зак. – Ищу авторов с настоящей историей, с командой, так же преданной делу, как и я. Определенно я буду избирательнее. Меньше – значит лучше».

«Двойная жизнь Чарли Сан-Клауда» (2010)

Ну и, по всей видимости, вряд ли мы дождемся интригующего реалити-шоу под названием «Убить Зака Эфрона», в съемки которого артист ввязался в 2019 году. Ему предстояло 21 день торчать на необитаемом острове с базовым комплектом для выживания, а мытарства его транслировались бы на потеху широкой аудитории. Но в разгар прозябания в Папуа – Новой Гвинее горе-авантюрист подхватил тифоидную инфекцию, был экстренно госпитализирован и в течение нескольких дней проходил интенсивный курс лечения. С тех пор о шоу ни слуху ни духу.

Однако нет необходимости подвергать нашего героя подобным мучениям, поскольку он и так периодически убивает прежнего Зака Эфрона в самом себе. Убивает, чтобы фениксом возродиться из пепла (или выскочить чертиком из табакерки) и провозгласить, что мы на его счет сильно заблуждались. Смирились с тем, что он погряз в болоте кретинских комедий, – а он взял да и к драме переметнулся. Не успели привыкнуть к тому, что Эфрон теперь заслуженный трагик, – а он, подишь ты, опять на смехопанораму замахивается. И вдобавок, дабы еще пуще нас запутать, вскользь упоминает, что вообще-то всегда мечтал и сам кино снимать. В каком жанре? Никому доподлинно неизвестно. Зато понятно, что ярлыков Зак больше не терпит. Пожалуй, это и называют зрелостью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

2 часа назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

4 часа назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

5 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

7 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

10 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

12 часов назад