На днях вспыхнул громкий скандал на съемках эпика Фрэнсиса Форда Копполы «Мегалополис» (который он, к слову, снимает на свои кровные). В классике взыграло ретивое, и он взял да и уволил добрую половину съемочной группы. В том числе – отделы, отвечающие за визуальные эффекты и дизайн.
Причем уволенные, как сообщается, были рады унести от Копполы ноги. На площадке якобы царил сущий хаос, и судьба проекта до сих пор окутана туманом неизвестности. Пользуясь случаем, мы решили вспомнить и других режиссеров-скандалистов, которые прославились не только заслугами в области кинематографа, но и дикими выходками на съемках своих шедевров.
Мы привыкли к экранному образу Чарли Чаплина как неунывающего Маленького Бродяги, который вечно влипает в неприятности, однако выходит сухим из воды. Трудно не любить этого эксцентричного обаятельного человечка. Но непросто испытывать аналогичные чувства к самому Чаплину, который слыл тираном и скандалистом на съемочной площадке. Его мания контроля выросла из любви к искусству: Чаплин мечтал о хорошем кино, вот и переквалифицировался из актеров в режиссеры, покорив все мыслимые высоты. Но имелась у этой страсти и темная сторона.
На съемках «Огней большого города», например, у Чарли случился нервный срыв из-за того, что Вирджиния Черрилл никак не могла произнести фразу «Цветы, сэр?». В итоге на создание крошечного эпизода Чаплину понадобилось… 342 дубля! Он нещадно бичевал артистов за минутные опоздания, а в конце 1960-х, работая над «Графиней из Гонконга», умудрился довести до белого каления Марлона Брандо, который и сам не отличался покладистым нравом. В своей автобиографии Брандо назвал Чаплина «худшим садистом из всех, что он когда-либо встречал», отдельно отметив, как саркастично и злобно тот обращался с собственным сыном. Марлона же Чарли окрестил «позором актерской профессии» – чудо, что при таких вводных фильм вообще увидел свет.
Еще один классик, запятнавший карму скандальным поведением, – двукратный оскаровский лауреат Джон Хьюстон. Человек, который на заре 1940-х довел до совершенства жанр нуара в «Мальтийском соколе», а позднее снял выдающийся вестерн «Сокровища Сьерра Мадре» с тем же Хамфри Богартом, пронзительную драму «Неприкаянные» с Мэрилин Монро и знаменитую гангстерскую трагикомедию «Честь семьи Прицци» с Джеком Николсоном. Но не менее примечательными, чем ленты Хьюстона, были его скандальные выходки на площадке.
Работая над «Неприкаянными», он тонул в трясине азартных игр и требовал у продюсеров аванс в размере $50 тыс. – на карты и прочие радости жизни. Хьюстон допоздна торчал в казино, опаздывал на съемки, а в один прекрасный день, когда в игорном зале отрубили электричество, оперативно подрядил членов съемочной группы притащить резервные генераторы. Кларк Гейбл был в шоке – а уж он-то никогда не упускал возможности потусоваться. Как, собственно, и собутыльник Хьюстона Хамфри Богарт. На площадке «Африканской королевы» мужчины не просыхали, чем изрядно бесили звезду Кэтрин Хепберн (Джон даже не смотрел, как она отыгрывала свои дубли).
В чаплинском стиле Хьюстон сводил с ума родную дочь Анжелику, набрасываясь на нее у всех на виду, и казался окружающим эдаким Эрнестом Хемингуэем от мира кино. Суровым альфа-самцом, одержимым чисто мужскими развлечениями вроде охоты и выпивки. Этот дикарь дрался с Эрролом Флинном, однажды его чуть не задушил взбешенный Джон Уэйн, и в целом у коллег Хьюстона были все основания считать его настоящим дьяволом.
Говоря о скандальных гениях, нельзя обойти стороной Орсона Уэллса, чей «Гражданин Кейн» нередко признается величайшим фильмом всех времен и народов. В юности он сбегал из дома и бродяжничал, хотя с трех лет читал Шекспира, а к девятнадцати годам переиграл весь его репертуар на театральных подмостках. В 1938-м Уэллс шокировал общественность чересчур реалистичной радиопостановкой «Война миров»: миллионы американцев поверили, что на страну действительно напали инопланетяне. Скандал вышел грандиозным, но Орсон только этого и добивался. Вскоре он поднял на уши Голливуд, вступив в медиавойну с магнатом Уильямом Херстом, прототипом миллиардера Чарльза Фостера Кейна. Ничего мощнее этой ленты Уэллс так и не снял, однако и после релиза «Гражданина» продолжил устраивать вокруг себя кавардак.
Орсон шумно разводился со звездой Ритой Хейворт, страдал из-за радикального перемонтажа триллера «Леди из Шанхая» и демонстративно разрывал отношения с Голливудом. С каждым новым проектом он все с большим трудом выбивал финансирование, а характер его стремительно портился. Уэллс критиковал Альфреда Хичкока и называл «Окно во двор» «одним из худших фильмов, что я когда-либо видел». Лоуренс Оливье для него был непроходимым тупицей. Ричард Бертон – насквозь продажным типом. Чарли Чаплин – просто высокомерным субъектом.
Актеров на площадке Уэллс гонял в хвост и в гриву, так что слабонервным работать с ним категорически не рекомендовалось. К тому же многие фильмы он бросал, резко теряя к ним интерес. «Другую сторону ветра», например, публика увидела только в 2018 году, когда картина была доведена до ума стараниями продюсера Фрэнка Маршалла и режиссера Питера Богдановича.
Зак Снайдер – вполне себе культовый постановщик с солидной фан-базой. Причем народную любовь ему принесли не только ранние проекты вроде «300 спартанцев» и «Хранителей», но и недавний opus magnum «Лига справедливости Зака Снайдера». Монументальное четырехчасовое полотно, равных которому в жанре супергеройских блокбастеров наберется немного. Тем не менее именно война за свою версию «Лиги» сделала Снайдера одним из главных голливудских скандалистов. Напомним, что в 2017-м он отказался от работы над «Лигой» из-за семейных проблем, уступив режиссерский пост Джоссу Уидону. Фильм не удался, поэтому Снайдер решил выпустить собственный вариант ленты, который еще предстояло доснять (примерно за $70 млн).
Согласно резонансному исследованию журнала Rolling Stone, Зак не просто запустил кампанию в поддержку «Снайдерката», но и организовал создание множества фейковых аккаунтов, дабы нагнетать шумиху в сети. Снайдер враждовал с руководством Warner Bros., требуя убрать из титров ненавистных ему продюсеров, одобрял нападки в адрес сотрудников студии и превратился в их глазах в законченного Лекса Лютора. Едва ли абсолютно все обвинения в адрес Зака правдивы на 100%, но факт остается фактом: хаос он устроил знатный. Недаром ту неразбериху окрестили Снайдергейтом (по аналогии с Уотергейтом, политическим скандалом в начале 1970-х, который привел к отставке президента Никсона).
Тони Кэй, колоритный дядька с выпученными глазами, в незапамятные времена снял один из главных фильмов 1990-х («Американская история X»), а затем на долгие годы стал персоной нон грата в киношных кругах. Товарищ он эксцентричный, что ни говори. Еще ни одного полного метра не выпустил, а уже мнил себя величайшим британским творцом после Альфреда Хичкока. Мужик сказал – мужик должен делать: вот Кэй и взялся за съемки жесткой драмы о неонацистах с пугающим бритоголовым Эдвардом Нортоном. Считая себя при этом достойным наследником Фрэнсиса Форда Копполы и Орсона Уэллса (выше мы упоминали обоих в скандальном контексте).
Нортона Тони презрительно называл «золотым мальчиком Голливуда» и не считал достаточно авторитетной персоной. На площадке они пререкались, но в целом работа над лентой проходила на удивление гладко. Особенно с учетом бури, которая разразилась позже. Первая монтажная версия «Американской истории X» не устроила ни продюсеров, ни Нортона, что чрезвычайно раздосадовало режиссера. Он закатил дикую истерику, после чего ему запретили приходить в монтажную. Зато Эдвард принял в исправлении картины самое деятельное участие. Однажды Кэй в сердцах треснул кулаком по стене и сломал руку, а на важную встречу со студийными боссами привел священника, раввина и буддийского монаха. «Сейчас это звучит нелепо, но я ждал помощи от Бога», – признавался Тони.
Вдобавок он объявил Голливуду настоящую войну, сравнив ее с аналогичным ураганом времен «Гражданина Кейна». Кэй выкупал целые полосы в глянце и поливал New Line Cinema (а заодно и Нортона) грязью, планировал заменить свое имя в титрах на «Шалтай-Болтай» и всерьез намеревался баррикадировать кинотеатры, чтобы публика не смогла попасть на показы «Истории». Параллельно распался брак Тони, а его компания по производству рекламных роликов разорилась, оставив создателю миллионные долги. Постановщик пытался уничтожить фильм, но в результате фильм уничтожил его. Феерическая история, по которой рано или поздно непременно снимут кино. И оно просто обязано оказаться скандальным!
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…