Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
!!! Треков не найдено
15:28
КиноРепортер > Статьи > Великий и ужасный: Как Орсон Уэллс стал легендой

Великий и ужасный: Как Орсон Уэллс стал легендой

6 мая 2020 /
Великий и ужасный: Как Орсон Уэллс стал легендой

105 лет назад родился создатель «Гражданина Кейна».

Его нет уже почти 35 лет, но его по-прежнему смотрят, цитируют и чтут. В 2002 году Британский институт кино провел два опроса — среди режиссеров и критиков. И в обоих величайшим режиссером всех времен был признан Орсон Уэллс.

К юбилею гения собрали воедино некоторые известные (и не очень) факты о его жизни и творчестве, прослеживающие весь путь к величию. И еще раз убедились в правдивости двух изречений: «Нет пророка в своем отечестве» и «Большое видится на расстоянье».

Уэллс в возрасте 3 лет и дом, в котором он родился.

1915. Джордж Орсон Уэллс родился 6 мая в городке Кеноша, штат Висконсин, США. Даже сейчас там проживает всего около 100 тыс. человек, а тогда это было совсем крохотное поселение. Помимо Уэллса, Кеноша гордится тем, что там родился актер Марк Руффало.

1924. Поступил в семинарию для мальчиков, где увлекся театром и заведовал школьной радиорубкой. В частности, для радио сделал собственную театральную постановку по мотивам рассказов о Шерлоке Холмсе.

1930. К 15 годам остался круглым сиротой. Мать, пианистка Беатрис Айвз Уэллс умерла от гепатита в 1924-м, отец, изобретатель велосипедного фонаря, Ричард Хэд Уэллс — от сердечной и почечной недостаточности (на деле попросту спился) в 1930-м. Последние 3 года жизни отец практически не выходил из запоя, и мальчик рос как сорная трава.

1931. Получив небольшое наследство, уехал в Европу. Обосновавшись в Ирландии, ходил по прослушиваниям, где нагло заявлял, что является звездой Бродвея. В том же году дебютировал на профессиональной сцене в дублинском Gate Theatre. Позже перебрался в Лондон, но ему не удалось получить рабочую визу и пришлось вернуться в США.

1933. Вошел в труппу театральной компании Гатри МакКлинтика, с которой в течение 9 месяцев гастролировал по Америке. За это время принял участие в более чем 200 спектаклях.

1934. Получил работу на радиостанции CBS — сначала в шоу «Американская школа воздуха», а затем в «Марше времени».

Сцена из спектакля «Макбет», 1936.

1935. Стал одной из главных движущих сил Федерального театрального проекта — новаторской программы, созданной для поддержки театральных деятелей в годы Великой депрессии. Там осуществил немало революционных постановок, например вудуистскую версию шекспировского «Макбета» с полностью чернокожим составом, действие которого Уэллс перенес на вымышленный остров.

 Уэллс с первой женой, актрисой Вирджинией Николсон и дочерью Кристофер, 1938.

1937. Открыл собственный театр «Меркурий», постановки которого укрепили его славу театрального вундеркинда и позволили спустя годы называть величайшим режиссером, которого видел американский театр.

1938. Снял свой первый фильм «Слишком много Джонсона» (Too Much Johnson) — немой черно-белый фарс с Джозефом Коттеном, Арлин Фрэнсис и Рут Форд — в качестве подложки к театральной постановке. Ленту никогда не показывали публике, она даже не была закончена, поскольку оказалось, что в театре, где должен был состояться спектакль, потолки слишком низкие для демонстрации кино. Картина долгие годы считалась утраченной, но ее копия была случайно найдена в 2013-м на складе в Италии.

Уэллс во время трансляции «Войны миров» на CBS, 1938

1938. Апофеозом работы на CBS и других радиостанциях, с которыми Уэллс не прекращал сотрудничество, несмотря на всю свою колоссальную занятость и статус звезды, стал легендарный радиоспектакль «Война миров» по роману однофамильца Орсона, Герберта Уэллса. Постановку слушали 6 млн человек и примерно пятая часть из них поверила, что на Нью-Джерси напали пришельцы. В конце Уэллс поздравил всех с наступающим Хеллоуином, но многие его уже давно не слушали, так как спешно собирали вещи, вооружались и баррикадировались в подвалах.

 В фильме «Гражданин Кейн», 1941.

1941. Полноценный режиссерский дебют Уэллса — 2-часовая драма «Гражданин Кейн» о жизни вымышленного газетного магната Чарльза Фостера Кейна, откровенно скопированного с Уильяма Херста и сыгранного самим Орсоном. Картина провалилась в прокате, поскольку медиаимперия Херста объявила ей настоящую войну. Однако окупилась после повторных прокатов и выпуска на всех существовавших носителях и была номинирована на 9 «Оскаров», включая категорию «Лучший фильм», хотя и получила лишь за сценарий. В 2000 году Американский киноинститут опубликовал список 100 лучших картин в истории Голливуда, и «Гражданин Кейн» занял там первое место. Фильм занимает одну из первых позиций практически во всех подобных списках.

Кадр из фильма «Великолепие Амберсонов», 1942.

1942. Всего через год после выхода «Гражданина Кейна» режиссер снял драму о трех поколениях богатой семьи из маленького американского городка «Великолепие Амберсонов». Фильм удостоился 4 номинаций на «Оскара», включая категорию «Лучший фильм», но не получил ничего. Для самого Уэллса эта неудача стала даже своего рода триумфом, поскольку на проекте он разругался с продюсерами, его отлучили от монтажа, а часть материала даже была переснята.

 С Лореттой Янг в фильме «Чужестранец», 1946.

1946. Нуар «Чужестранец» ознаменовал возвращение Уэллса к кино после нескольких лет работы послом доброй воли в Латинской Америке и антивоенной деятельности. История поиска нацистского преступника Франца Киндлера, обвиняемого в геноциде еврейского народа и скрывающегося на территории США, была показана на Венецианском кинофестивале и получила номинацию на «Оскара» за лучший сюжет. Орсон традиционно выступил как соавтор сценария и режиссер, а также сыграл самого Киндлера.

 С Ритой Хэйворт, 1947.

1947. Еще один нуар, ставший классикой жанра, «Леди из Шанхая» (как и «Великолепие Амберсонов») обернулась для Уэллса разочарованием. Студии не понравился отснятый материал, из режиссерской сборки был вырезан целый час, а картина провалилась в прокате. Все это не упрочило отношений Орсона с его второй женой Ритой Хэйворт, сыгравшей заглавную роль, и спустя год они развелись.

 С Жанетт Нолан в фильме «Макбет», 1948.

1948. В отличие от сценического гаитянского «Макбета», киноверсия трагедии Шекспира была максимально близкой к первоисточнику. Несмотря на высокие оценки критики, фильм провалился, что сам Уэллс, сыгравший короля Шотландии, объяснял мизерным бюджетом постановки.

 С Сюзанн Клотье в фильме «Отелло», 1951.

1951. И вновь Шекспир, вновь в классическом исполнении, вновь в главной роли сам Уэллс. И вновь проблема на проблеме. Работа над «Отелло» растянулась на 4 года, за это время проект был несколько раз на грани закрытия, режиссер ради его спасения подрабатывал съемками в сторонних лентах, главной из которых стал шедевральный «Третий человек» Кэрола Рида. Но игра стоила свеч: «Отелло» получил Гран-при Каннского кинофестиваля.

В фильме «Печать зла», 1958.

1958. Один из лучших образцов нуара вообще и работ Уэллса в частности «Печать зла» ознаменовала его возвращение в Голливуд из Европы, где он жил и работал на протяжении 8 лет, устав от бесконечной борьбы со студийной системой и цензурой. В картине снялись такие звезды, как Чарлтон Хестон, Джанет Ли, Марлен Дитрих и Жа Жа Габор, причем многие согласились именно ради того, чтобы поработать с Уэллсом. Орсон считал, что это будет его триумфальное возвращение, Дитрих вообще считала роль Таны лучшей в своей карьере, но студия оказалась с ними не согласна: фильм был перемонтирован и частично переснят. Более того, получил крайне низкий прокатный рейтинг и вышел в США в качестве довеска на сдвоенных сеансах. Как результат, разочарованный режиссер вернулся в Европу, где, кстати, картина была принята восторженно. В частности, будущим режиссером, а тогда кинокритиком Франсуа Трюффо, признававшимся, что «Печать зла» немало повлияла на его творчество.

 С Роми Шнайдер в фильме «Процесс», 1962.

1962. Экранизация романа Франца Кафки «Процесс» с Энтони Перкинсом, Жанной Моро и Роми Шнайдер в главных ролях была европейской копродукцией (Франция, Италия, ФРГ) и продолжила череду неудач, преследовавших Уэллса. Посреди съемок оказалось, что у продюсеров проекта Александра и Михаэля Залкиндов кончились деньги, и Орсон заканчивал фильм, экономя буквально на всем. Все, что планировалось снимать в павильоне, снималось на натуре и в случайных помещениях. Тем не менее Уэллс позже говорил, что это лучшая работа в его карьере. Что, в общем, имело под собой основания, потому что ограничения подтолкнули его на ряд смелых визуальных решений.

 В образе Фальстафа в фильме «Полуночные колокола», 1965.

1965. Снятые в Испании по собственной пьесе, в основу которой легли творения Шекспира, «Полуночные колокола» — последняя значительная игровая картина Орсона Уэллса, которую ему удалось закончить. И если «Процесс» он называл лучшим, то «Полуночные колокола» — самыми любимыми: «Если бы меня спросили, какой из моих фильмов стал пропуском в рай, я бы назвал их». Картина была представлена в Каннах и удостоена там технического Гран-при.

1971. Награжден почетным «Оскаром» за выдающуюся карьеру. Речь произнес легендарный режиссер Джон Хьюстон. Сам Уэллс, обиженный на Голливуд, прилететь за статуэткой из Испании нужным не счел. Объяснил это тем, что чувствует себя на подобных церемониях предельно глупо, и отделался благодарственным видео.

 На шоу Мерва Гриффина в день смерти, 1985.

1985. Умер от сердечного приступа 10 октября в собственном доме в Голливуде. Это случилось всего через два часа после его интервью в телешоу Мерва Гриффина. Уэллс был кремирован, а его пепел захоронен в имении Эль-Рекрео его друга тореадора Антонио Ордоньеса в испанском городе Ронда.

2015. 29 сентября на аукционе Calabasas в Калифорнии за $102 тыс. был продан набор из трех сценариев «Гражданина Кейна», демонстрирующий эволюцию текста от первого драфта до финальной версии, по которой и был снят фильм.

2018. На Венецианском фестивале был впервые представлен последний фильм Орсона Уэллса «Другая сторона ветра» (The Other Side of the Wind). Драма с Джоном Хьюстоном, Робертом Рэндомом, Питером Богдановичем и Сьюзен Страсберг снималась с 1970 по 1976 год. И вплоть до самой смерти режиссер работал над ее монтажом, оставив после себя 45 минут смонтированного материала. Символично, что это история режиссера, который пытается завершить свой шедевр и попутно борется с голливудской системой. 2-часовая картина была завершена усилиями студии Netflix и через 2 месяца после премьеры выложена на платформе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: