Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Статьи > Смерть как главный герой в кино

Смерть как главный герой в кино

5 апреля 2022 /
Смерть как главный герой в кино

От философской притчи до комедийного сериала: рассказываем о самых неожиданных ролях Бледного всадника.

Смерть как персонаж появляется в кино и сериалах нередко, вот только главной ролью ее обычно обделяют. Чтобы исправить эту досадную несправедливость, к релизу на сервисе PREMIER сериала «Здравствуйте, вам пора» «КиноРепортер» собрал все сюжеты, где Бледный (или не очень) всадник оказывается в центре внимания.

«Возница» (1920)

Кадр из фильма «Возница» (1920)

«Возница» Виктора Шестрема представляет собой специфическую новогоднюю сказку. Согласно легенде, человек, который умрет в канун Нового года под бой курантов, вынужден весь следующий год перевозить души из мира живых в мир мертвых. Именно это и происходит с главным героем фильма: Давид Хольм, весельчак и алкоголик, год назад проводил друга Георга в последний путь, а теперь вынужден принять у него «обязанности» возницы.

Конечно, здесь призрак человека заменяет собственно Смерть, но делает это достойно. Хольм, вспоминая на пару с Георгом свой путь от примерного семьянина до соучастника убийства, раскаивается в происходящем и вымаливает воскрешение, чтобы вернуться к семье и начать все с чистого листа.

Здесь Смерть дарует шанс на новую жизнь: выходит сюжет в духе рассказа «Величайший подарок», по которому сняли культовый рождественский фильм «Эта замечательная жизнь» (1947). В нем вполне добропорядочный гражданин помышляет о самоубийстве, поскольку считает, что без него семье и друзьям будет лучше. Однако его переубеждает ангел-хранитель: не смерть-возница, но тоже неплохо.

«Усталая Смерть» (1921)

История Орфея и Эвридики на новый лад в исполнении Фрица Ланга представляет Смерть таинственным незнакомцем. Поначалу он кажется обманщиком, но на деле всего лишь выполняет свою работу и не имеет плохих или хороших черт, коими его пытаются наделить люди. По сюжету, девушка, потерявшая возлюбленного, принимает яд и отправляется в иной мир, чтобы его вернуть. Там она встречает Смерть и молит о воскрешении любимого.

В ответ усталая Смерть, которой надоели законы мироздания, предлагает сделку. Девушка поочередно окажется в трех разных историях любви и должна будет спасти хотя бы одну душу – тогда и ее любовь будет спасена. Увы, героине не удается изменить ход вещей, и тогда она получает последний шанс: ее суженого спасут, если найдется другой человек, готовый пожертвовать остатком жизни ради такого случая…

Очнувшись в мире живых, Девушка оказывается перед сложным выбором. Ведь даже нищий и старик не готовы отдать свою жизнь (не самую прекрасную) ради чужого неведомого чувства. Ее попытки навлекают на город беду, за которую героиня должна – если только осмелится – заплатить собственной жизнью. Однако именно это помогает ей воссоединиться с возлюбленным, когда беспристрастная Смерть провозглашает: «Отдавший жизнь, жизнь обретает», внезапно сыграв роль Купидона в мире мертвых.

«Смерть берет выходной» (1934)

Фильм, основанный на пьеса Альберто Каселла La Morte in Vacanza (1924), получил целых два вольных ремейка, один из которых во всем мире знают лучше, чем оригинал. Речь о драме «Знакомьтесь, Джо Блэк» (1998): смерть решает отдохнуть, пожив среди людей, и делает это с невероятным изяществом и прекрасным обликом Брэда Питта, избирая проводником пожилого господина.

В оригинальной же ленте Смерть принимает облик принца Сирки и отправляется в мир живых, чтобы выяснить, почему все ее так сильно боятся. За сотни лет работы она так и не смогла добиться ответа. Впереди – три дня отпуска, знакомство с девушкой по имени Грация и спор о том, может ли любовь быть сильнее смерти. Дело сделано: Смерть влюбляется и хочет забрать даму сердца с собой. Но, к своей горечи, осознает, что это значит лишить девушку жизни. Однако влюбленная Грация с готовностью следует за ним, позволяя понять, что люди боятся не самой смерти, а расставания, которое она приносит.

«Седьмая печать» (1957)

Ингмар Бергман очень любил «Возницу» Шестрема, и в его творчестве усматривается влияние мастера – от использования флэшбеков в триллере «Час волка» («Возница» был одним из первых полнометражных фильмов, где задействован этот прием) до исследования темы смерти, которым и стала «Седьмая печать». Философская притча Бергмана о смысле бытия, однако, будет посложнее, чем вдохновивший его фильм Шестрема.

Смерть, принимая облик мужчины в черном одеянии, предстает перед крестоносцем Антониусом Блоком, и тот, терзаясь вопросами о Боге и Дьяволе, предлагает ей сыграть в шахматы. Исход в пользу рыцаря оставит его в живых. Если же он потерпит поражение – Смерть его заберет. Игра продолжается в течение всего фильма, периодически прерываясь на символические события, которые должны подвести Антониуса к пониманию, что будет после.

По мере продвижения в игре, параллельно наблюдая за неунывающей доброй семьей на фоне смертельного чумного пейзажа, рыцарь все ближе подходит к пониманию – но не грядущего, а настоящего. Спустя 10 лет крестовых походов он, наконец, обретает смысл, играя со Смертью – на аллегорическом поле, шахматном, где кроме черного и белого других цветов нет. И этот смысл противоположен тому, что Блок делал всю свою жизнь.

Смерть как помощник и/или собеседник в определенном роде заменяет здесь ангела-хранителя, который позволяет человеку осознать свои грехи и исправить ошибки. «Седьмая печать» отключает негативную окраску Смерти, делая ее сговорчивым партнером по игре, однако участь герою готовит довольно печальную. Тем не менее, с осознанием, которое Блок получил к концу партии, уходить уже не так страшно.

«Роковая музыка» (1997)

Анимационный мини-сериал, основанный на одноименной книге Терри Пратчетта (1994), рассказывает о реальности, фантазиях и музыке где-то между ними. На самом деле Смерть как таковая здесь появляется нерегулярно: суть в том, что он (в данном случае настоящий дед) устал и отбыл в импровизированный творческий отпуск. А обязанности передал нерадивой внучке Сьюзан, которая жила в неведении относительно того, кто ее семья.

Получив задачу как самый настоящий жнец, Сьюзан отправляется на рок-концерт, где некий Бадди должен погибнуть из-за беспорядков во время выступления. Но происходит нечто необъяснимое: жизнь покидают парня, а взамен остается музыка, которая и задерживает душу в теле. Сьюзан, в свою очередь, пытается решить проблему, пока окончательно не проникается к Бадди симпатией. Никогда еще Смерть не была такой безалаберной и влюбчивой.

«Мертвые как я» (2003-2004)

Главная героиня ситкома «Мертвые как я» Джордж – тоже возница, а точнее, жнец. Ей 18, и она только что умерла. Пройдя все ступени принятия трагедии, она получает загробную «работу»: сопровождать таких же, как она, в иной мир. Но девушка не слишком-то стремилась жить хорошо и интересно: колледж бросила, с сестрой не дружит, с родителями ссорится, работать не хочет.

А потому капризничать она продолжает и после смерти, что порой до ужаса смешно. При этом Джордж вынуждена делать довольно непростые вещи: например, отделять душу от тела до того, как наступит смерть, чтобы процесс был безболезненным. Разве способен ленивый подросток качественно выполнять такие сложные задачи? Именно о том и сериал: трансформация, которую героиня переживает посмертно, заставляет ее ценить жизнь по-настоящему – даром, что она отличается от человеческой. Но в данном случае не Смерть как персонаж, а смерть как событие играет ключевую роль, позволяя Джордж получить нечто, чего она прежде была лишена.

«Коллекционер человеческих душ» (2004-2006)

Это мог быть простой сюжет об отработке «контракта» с Люцифером, как «Спаун» (1997), «Беглец из преисподней» (1998-1999) или «Призрачный гонщик» (2007). Однако этическая составляющая мешает поставить Моргана Пима в один ряд с героями-убийцами. Пим – почти как смерть, а точнее, жнец-коллектор. Вот уже 600 лет он переправляет души в ад согласно сделке. Но по особой личной договоренности с дьяволом он в течение 48 часов после смерти «клиента» пытается отыскать для него искупление.

Когда-то Пим был монахом, но продал душу ради любви и сам должен был оказаться в преисподней. Правда, по невероятному стечению обстоятельств сатана проявил к Моргану симпатию и дал ему непыльную работенку. И дело в том, что если обещанная душа не попадает в ад, ее место должна занять другая. Вопрос – кто горит вместо Моргана? Работая слугой смерти, он рано или поздно узнает, кто заменил его, и тогда придется делать нелегкий выбор: отправиться в пекло или продолжить спасать души, на которые всем, кроме него, плевать. 

«Прекрасный дождь» (2008)

Кадр из фильма «Прекрасный дождь» (2008)

Японская фантастическая драма рассказывает о боге смерти по имени Тиба. Он появляется на земле за 7 дней до внезапной кончины своей «жертвы»: за это время необходимо понять, достоин ли второго шанса человек. С ним Тиба и проводит последние дни, общаясь, вникая в простые людские трудности, а параллельно гуляя по городу и развлекаясь.

Его появление среди живых сопровождается дождем, его прикосновение убийственно, а еще он любит земную музыку. И все всегда идет по одному и тому же сценарию. Точнее, шло. До тех пор, пока он не познакомился с юной и несчастной Кадзуэ Фудзики: вокруг нее тоже постоянно умирают люди. Тогда-то смерть в лице Тибо, прямо как его коллега Джо Блэк, и обретает человеческие черты. Вероятно, даже чувства. От которых спустя неделю уже довольно сложно отказаться.

«Здравствуйте, вам пора» (2022)

В наше время Смерть – это обычный с виду гражданин. Зовут его Павел, и людей он совершенно не понимает. Но идет навстречу, когда те пытаются исправить прижизненные ошибки, даже настаивает на этом. Каждое задание данного персонажа – настоящее приключение, чаще милое, нежели смертельное. Хотя ему, конечно же, никто не рад.

Исполняя свою миссию, Паша натыкается на бюрократические и прочие препятствия, равно как и на непрошеные советы, но продолжает спокойно и упорно работать, вслух уточняя, что пришел «сверху» по делу. А в ответ на глупый вопрос о косе с невозмутимым видом говорит: «Не надо людей раньше срока пугать». Ведь, как правило, до наступления последнего вздоха людей остаются считанные часы, а не неделя и уж тем более не год. Словом, Смерть еще никогда не была такой дружелюбной и уступчивой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: