Рассказываем, зачем обладатель «Оскара» променял халат на демоническую куртку, а голливудские хиты – на триллеры и комедии абсурда.
19 июня все любители французского кино обязаны поднять бокал за здоровье Жана Дюжардена, которому исполняется 50 лет! Харизматичный красавец, покоритель женских сердец, он прославился как талантливый комик, а потом завоевал «Оскара», «Золотой глобус» и премию Каннского фестиваля за блестящую драматическую роль в гениальном «Артисте» (2011). Но и без этого ему есть чем похвастаться, о чем мы и спешим вам рассказать в материале о семи ярчайших ролях отличного актера.
«99 франков» (2007)
В 2007-м карьера популярного комедийного артиста Жана Дюжардена совершила неожиданный пируэт. Именно в этом году он впервые попробовал свои силы в драме, причем сразу дважды: в триллере «Встречное расследование» и экранизации культового романа Фредерика Бегбедера «99 франков», где Жан Дюжарден получил главную роль гламурного рекламщика Октава Паранго. Он не особенно жалует свою работу, а людей и вовсе презирает. Однако охотно манипулирует ими за 75 тысяч франков в месяц, периодически просыпаясь в компании обнаженных девушек и поддерживая бодрость духа с помощью запрещенных веществ.
Обаятельный, дерзкий, самоуверенный – таков дюжарденовский Октав, стильный мизантроп, в которого иногда так и подмывает швырнуть тяжелым предметом. Хотя человек он не злой. Нет, ранимый даже. По-своему одинокий. Когда самодовольная ухмылка, словно по мановению волшебной палочки, бесследно стирается и гладко выбритое лицо искажает гримаса боли, Паранго кажется куда более уязвимым, чем многие из нас. А изящный и одновременно надрывный перфоманс Дюжардена придает образу истерзанного страстями пиарщика болезненную остроту.
«Шорох кубиков льда» (2010)
Картину со столь поэтичным названием снял классик французского кино Бертран Блие, автор «Вальсирующих» (1974) и «Холодных закусок» (1979). Она стала его предпоследней работой – спустя 9 лет Блие оставит творческое завещание «Исключительный кортеж», где в очередной раз воссоединился со своим актером-талисманом Жераром Депардье. В «Шорохе» же солирует бородатый Жан Дюжарден в роли писателя-алкоголика Шарля, в дверь к которому однажды стучится элегантный месье с кудряшками (Альбер Дюпонтель). И представляется его раком. Эдакий, стало быть, ангел смерти с липким рукопожатием.
Понятно, что болезнь от героя не отстанет. Сопротивляться тот не в силах, вот и решает смириться. Так мрачная сказка о неотвратимом конце превращается в своеобразное бадди-муви, где Дюжарден полтора часа балансирует на грани безумия, отчаяния и убийственного спокойствия приговоренного к смерти. Шарль многое повидал, многое сделал, многое оставил после себя. Но еще большего не успел. Поэтому улыбка редко гостит на дюжарденовском лице, да и вообще невероятно сложно играть в подобных фильмах – бессюжетных, мечущихся меж иллюзией и реальностью, сотканных из обрывков воспоминаний, грез, бессвязных порой сцен из прошлого-настоящего-будущего. Но бояться трудностей Жан Дюжарден не привык, и в этой изощренной психологической алко-драме он не менее убедителен, чем в пошлых комедиях и сентиментальных ромкомах.
«Артист» (2011)
В 2006 году режиссер Мишель Хазанавичус и Жан Дюжарден запустили успешную комедийную франшизу о секретном агенте по имени Юбер Бониссер де ля Бат, он же – агент 117. Третья часть вышла в 2021-м, и хотя Дюжарден за это время превратился в международную знаменитость, Джеймса Бонда он по-прежнему пародирует с большим удовольствием. Однако их с Хазанавичусом главным проектом стала совсем другая лента: грандиозный «Артист», изумительно стилизованная под эстетику немого кино мелодрама о любви популярного актера (Дюжарден) и подающей надежды актрисы (Беренис Бежо).
Роли без слов – интригующий вызов для всякого профессионала. Дюжарден здесь превзошел себя, сыграв звезду с внешностью Кларка Гейбла и пластичностью Чарли Чаплина, чья слава понемногу утекает в прошлое одновременно с началом эры звукового кинематографа. Столь эмоциональный, трогательный, искренний и пронзительный перфоманс с огненными танцевальными номерами сделал бы честь любой легенде Золотого века Голливуда. Впрочем, Дюжарден и сам стал своего рода легендой, оказавшись первым французом, завоевавшим «Оскара» (пусть на экране ему не нужно было произносить ни слова).
После этого триумфа Жан несколько лет заигрывал с американским кино, снявшись у Мартина Скорсезе в «Волке с Уолл-Стрит» (2013) и у Джорджа Клуни в «Охотниках за сокровищами» (2014). Но его роман с Голливудом долго не продлился: Дюжарден вздохнул с облегчением, вернувшись на родину и продолжив сниматься в картинах французского производства. «Оскар», конечно, его порадовал, но он никогда не относился к этому слишком уж серьезно. В одном интервью и вовсе назвал случившееся фарсом, учитывая, что его английский хромал на обе ноги. Ну, зато пробежки по Английской набережной в Ницце он совершает с превеликим удовольствием!
«Французский транзит» (2014)
Эффектный полар Седрика Жименеса посвящен грязным делишкам наркомафии 1970-х, которая осуществляла крупномасштабные нелегальные операции между несколькими странами. В 1971 году, фактически по горячим следам, Уильям Фридкин изучил этот вопрос в эпохальном «Французском связном» (1971) – правда, его события разворачивались в основном в Нью-Йорке. Жименес же перенес действие в солнечный Марсель, где сам он родился. А Жану Дюжардену поручил роль судьи по особо тяжким делам, который, собственно, и бросает вызов картелю во главе с неуловимым Гаэтаном Зампа (Жиль Леллуш). Не гнушаясь при этом откровенно запрещенными приемчиками. А что, с волками жить…
Играет Жан мужественно и сдержанно, в духе великих предков Лино Вентуры, Жана Габена и Алена Делона, с которыми, в первую очередь, ассоцируется жанр полара (французского криминального триллера) 1960–70-х. При этом надо понимать, что судье не пристало носиться по подворотням с дробовиком наперевес. Так что в экшен-эпизодах Дюжарден почти не участвует, да и вообще разудалыми перестрелками «Французский транзит» не богат. Противостояние характеров – превыше всего. Зато хватает мощных эмоциональных взрывов вроде сцены в телефонной будке, когда судья звонит бросившей его жене и выглядит самым одиноким человеком на земном шаре.
«Мне по кайфу» (2018)
Бенуа Делепин и Гюстав Керверн – знаменитые французские эксцентрики, большие любители чудаковатых персонажей и абсурдных ситуаций, в которых эти персонажи нередко оказываются. В их опусе «Мне по кайфу», например, в первых же сценах Жан Дюжарден в белом халате и шлепках топает куда глаза глядят по шоссе. Его герой Жак одержим понятной, в общем-то, идеей – как бы побыстрее разбогатеть, не прилагая при этом особых усилий. Пока суть да дело, он лениво работает в мастерской по изготовлению мебели, а параллельно учит всех, кто согласен слушать, секретам успеха. И заодно подбивает малоимущих на дешевые пластические операции, дабы те стали прекрасны душой и телом.
По хитрому прищуру Дюжардена так сразу и не поймешь, чисты ли намерения его экранного альтер-эго. Конечно, прежде всего он хочет набить карманы. Но кажется, что и на обычных людей ему не плевать. Как бы то ни было, благодаря обаятельному и привлекательному Дюжардену эта ехидная сатира на капитализм приобретает человеческое лицо. Название «Мне по кайфу» его персонаж дал своей фирме, и невооруженным глазом заметно, насколько по кайфу самому актеру сниматься в подобной картине. Не изображать душераздирающий драматизм, а просто расслабленно плыть по течению в духе других известных лоботрясов мирового кино.
«Офицер и шпион» (2019)
Прогрессивная общественность может сколько угодно отменять Романа Полански за совершенные и несовершенные прегрешения. Это ничуть не мешает ему снимать точнее и яростнее большинства ныне живущих режиссеров. Вот и «Офицер и шпион», завоевавший 4 приза в Венеции и 3 «Сезара», стал одним из лучших фильмов 2019 года, а Жан Дюжарден исполнил в нем одну из своих лучших ролей. Хотя сюжет выстроен вокруг громкого судебного процесса над капитаном Альфредом Дрейфусом (Луи Гаррель), обвиненном в шпионаже, центральным действующим лицом является именно персонаж Дюжардена – благородный полковник Пикар. Борьба за пересмотр дела Дрейфуса чуть не стоила ему карьеры и свободы, но справедливость в итоге восторжествовала, и Пикар благополучно дослужился до министерского кресла.
За пару лет до «Офицера и шпиона» Дюжарден побывал усатым воякой в симпатичной комедии «Сердцеед». Если капитана Невиля из того фильма поставить рядом с полковником Пикаром, уморительная бы парочка получилась. Все равно что агент Купер и его мрачный доппельгангер из третьего сезона «Твин Пикс». Но если в «Сердцееде» Жан с привычным шармом сыграл дамского угодника, временами превращаясь в эдакого поручика Ржевского, то в «Офицере» он предельно сосредоточен, вечно насуплен и напряжен. Еще бы, ведь на кону не только жизнь одного человека, но и судьба Франции! И Дюжарден отлично изображает образцовую мужественность честного солдата и неравнодушного гражданина, готового пожертвовать всем ради колючей правды.
«Оленья кожа» (2019)
Хмурый Жорж (Жан Дюжарден) спускает в унитаз осточертевший пиджак, а взамен приобретает у некоего деда роскошную винтажную куртку с бахромой. Вдобавок дед презентует ему почти новую цифровую камеру. Мужчина заселяется в отель во французской глухомани, снимает все вокруг, притворяясь режиссером, грустно выпивает в баре и просит девушку, которая приносит ему напитки, помочь с монтажом. А параллельно беседует с собственной курткой. И узнает, что у той есть мечта: стать единственной курткой на свете. Так брошенная Жоржем фраза – что он создал настоящий «стиль убийцы» – приобретает зловещий смысл. Прочие обладатели курток приговариваются им к смерти.
В меланхоличном триллере культового французского абсурдиста Квентина Дюпье Дюжарден отметился последней на данный момент мощной ролью. Он блестяще демонстрирует печальную отрешенность человека, который утратил нормальные жизненные ориентиры и оказался во власти дьявольского наваждения, превратившись в безумного маньяка. При этом одержимость Жоржа модными кожаными шмотками (к куртке добавляются шляпа, сапоги, штаны и перчатки) довольно забавна, и в тени насупленных бровей Дюжардена порой сверкает озорное лукавство комика с солидным стажем. А еще ему невероятно идет серебристая борода – тоже, согласитесь, редкое и похвальное достоинство.
Комментарии