Борисов. Юра Борисов. Как много в этих звуках для сердца русского слилось! 8 декабря одному из самых востребованных отечественных актеров исполняется 30. Джордж Клуни, например, только в 33 получил прорывную роль в «Скорой помощи». А на счету Борисова уже сейчас десятки картин и сериалов, «Золотой орел» и номинация на европейский «Оскар» – премию Европейской киноакадемии… То ли еще будет. Пока же мы предлагаем окинуть взглядом обширную Юрину фильмографию и вспомнить яркие роли, за которые мы любим его больше всего.
Криминальная драма Бориса Акопова «Бык» изрядно пошумела на фестивалях и стала решающим актерским прорывом для Юры Борисова. К тому времени он уже несколько лет снимался с похвальным рвением, но чего-то не хватало для полного счастья. Роли, после которой прохожие при виде Юры принялись бы тыкать в него пальцами и восклицать: «Да это же тот парень из того фильма!» Его долгожданной путевкой в жизнь оказалась роль бандюгана Антона Быкова по прозвищу Бык, заводилы маргинальной группировки из лихих 90-х. По степени «народности» образа он, конечно, не Данила Багров, но где-то неподалеку.
Бык ввязывается в проблемы с законом и одним криминальным авторитетом, пытается быть хорошим сыном и братом, но кривая дорожка уводит его прочь от спокойной семейной жизни. Куда-то во мрак заплеванных гаражей и разрисованных граффити грязных сараев, где ему уготована встреча с вечностью. Юра Борисов со своим блатным имиджем превосходно вписался в эту дворовую балладу об уличном беспределе и позднее с удовольствием эксплуатировал удачный образ пацана из народа. Вариацию на тему можно увидеть, скажем, в хитовом «Купе номер 6» (о нем чуть позже). Но многие артисты десятилетиями одну и ту же роль играют – и ничего. А Юра все равно везде разный, в чем мы сейчас и убедимся.
Действие стильного истерна «Красный призрак» происходит холодной зимой 1941-го. Немцы в ужасе: в лесах под Вязьмой орудует таинственный советский киллер, который беспощадно уничтожает врагов и бесследно исчезает в белом безмолвии. Где-то там выживает и группа красноармейцев. В том числе – обмороженный безымянный боец с лицом Юры Борисова, который сильно простудился и не может говорить. Только время от времени что-то шепчет. И все эмоции – гнев, горечь, надежда – отражаются в его глазах цвета весеннего неба.
Подобная роль – вызов для любого актера. Особенно для Борисова, который всегда искусно играет голосом, слегка меняя тональность, убавляя или прибавляя фирменную хрипотцу. И здесь он ювелирно справляется с непростой задачей, а его персонаж, принимающий роды у девушки Веры (Полина Чернышова), оказывается олицетворением редкой на фронте человечности. Хотя прошлое его окутано туманом. Что произошло с обмороженным до того, как на него наткнулся отряд? Может, он предал кого-то, убил или, напротив, спас? Супергеройские боевики часто обрастают сиквелами с приквелами. А с учетом того, что «Красный призрак», по сути, и есть супергеройский кинокомикс, от предыстории обмороженного мы бы не отказались.
В романтической новогодней мелодраме Михаила Локшина Юре Борисову досталась роль трикстера Алексея Тарасова по кличке Алекс. Он возглавляет банду карманников на коньках, которые в разгар рождественских празднеств кружат среди петербургских зевак и подрезают кошельки с часиками. Для героя Федора Федотова, влюбленного простачка Матвея, Алекс становится кем-то вроде наставника. Он обучает юного падавана азам воровского ремесла, попутно рассуждая о социальной справедливости и ругая буржуазию на чем свет стоит.
Борисов играет этого симпатичного пройдоху с эмоциональной театральностью и лукавой ухмылкой лиса, замышляющего шалость и только шалость. Постановщик Локшин рассказывал, что образ Алекса был вдохновлен ролями Джонни Деппа – ну, если представить, что капитан Джек Воробей перенесся в Россию 1899 года и встал на коньки. Впрочем, зачем нам этот Джонни сдался. Наглая грациозность Юры Борисова здесь очаровывает и без всяких сравнений с иностранными кумирами. А финальные эпизоды с Алексом в центре внимания вышли обжигающе эффектными – в прямом смысле слова.
Если «Бык» громогласно заявил о Юре Борисове миру, то «Калашников» закрепил его в актерской элите. За роль выдающегося изобретателя Юра удостоился «Золотого орла», да и сам байопик вышел на совесть. Патриотичный, но не пафосный. Зрелищный, но не вычурный. Душевный, но без фальшивых сантиментов. Его открывают фронтовые сцены с участием старшего сержанта Михаила Калашникова, который, словно в продолжение борисовского перформанса в блокбастере «Т-34», тоже служит танкистом. Но вскоре получает ранение и отправляется в тыл, где и трудится не покладая рук над созданием нового автомата.
«Я вроде как тоже изобретатель», – смущенно произносит Калашников. Осознанно или нет цитируя знаменитое «я и сам своего рода ученый» в исполнении Уиллема Дефо (из первого «Человека-паука», если кто забыл). Борисов играет легендарного конструктора с заразительным энтузиазмом и заинтересованным блеском в глазах. Видно, что не плевать человеку, что душой он болеет за героя и фильм в целом. Его Калашников – слегка неуклюжий, но крайне целеустремленный парень, который не стыдится деревенского происхождения, беззаветно любит Родину и никому не позволит сбить себя с намеченного пути. Искренность Юры в этой роли по-настоящему подкупает. Уважение – и ничего больше.
В прогремевшем на фестивалях роуд-муви совместного производства Финляндии, Эстонии, России и Германии Юра Борисов довел до совершенства уже знакомый нам образ гопника с хитрым взглядом и добрым сердцем. Подвыпивший крепыш Леха пристает к соседке по купе Лоре (Сейди Хаарла), финской студентке, направляющейся из Москвы в Мурманск. Дабы древними петроглифами полюбоваться. Ее мечтательное настроение вдребезги разбивается о чавканье Лехи, который так усердно поглощает колбаску с огурчиками, что за ушами трещит. Вдобавок сигаретным дымом все вокруг отравляет. Могла ли между абсолютно противоположными людьми вспыхнуть искра взаимопонимания? Оказывается, могла. Еще как.
Леха с каждым встречным элементарно находит общий язык. В любой обстановке он свой в доску. Но в реальности на заснеженных просторах нашей необъятной Родины они с Лорой чужаки. Неприкаянные души, изголодавшиеся по банальному человеческому теплу. Причем если вам кажется, что в жизни Юра такой же, как и Леха, смутьян-матерщинник без царя в голове, вы далеки от истины. В интервью он признавался, что постоянно переключался между героем и самим собой. Даже опьянение в поезде специально отыгрывал, хотя в тех сценах действительно закладывал за воротник (все по Станиславскому).
Ключевого мужского персонажа этой ленты начинают обсуждать задолго до его появления на экране. Тоня из Нальчика (Ксения Раппопорт) ждет сына Женю, который воюет в Сирии. И тут звонок. С ужасным для любой матери сообщением: сын трагически погиб во время минометного обстрела. От тела почти ничего не осталось. Однако что-то здесь не сходится. Чует Тоня некий подвох. Пытается выяснить, что к чему. А через 45 минут после начала фильма в кадре, собственно, и возникает упомянутый мужской персонаж: якобы сын Тони в исполнении бритоголового Юры Борисова.
«Привет, мамуль», – дружелюбно заявляет он. Но Тоня знать его не знает. И называть сыном отказывается. Тот, в свою очередь, ведет себя крайне авторитарно, заставляя домочадцев по струнке ходить. В общем, редкостный абьюзер. Ничем хорошим конфликт явно не закончится. В драме сокуровского ученика Владимира Битокова Юра Борисов далек от привычного образа славного рубахи-парня. Его герой – воплощение грубой физической силы, представитель репрессивного аппарата, жестоко подавляющего инакомыслие. Схожая роль, кстати, досталась ему во втором сезоне «Эпидемии». Причем в обоих случаях неприятные типы перевоспитываются и выбирают добро. Тянет Юру к свету, что поделаешь.
Последний фильм с Юрой Борисовым, которым можно было насладиться в кинотеатрах. В этом морозном триллере он сыграл биатлониста Петю, вместе с женой Настей (Лиза Янковская) вернувшегося в родное уральское село. Где немногочисленные жители трепещут перед шаманом, бандитом и просто редиской с кликухой Людоед (первобытный Павел Деревянко). Пока супруга со скорбным видом мается от скуки, Петя устраивается на работу физруком в местной школе и заводит дружбу с мальчишкой, желающим отомстить Людоеду за убийство отца.
В «Подельниках» Евгения Григорьева, как и в «Быке» Бориса Акопова, все решается по понятиям. «За козла ответишь» – готовый слоган картины, где за неосторожно брошенное словцо могут прирезать. Но герой Юры Борисова в суровых реалиях оказывается ярым поборником нравственности. Людоеда он намерен приструнить, мальчика – поддержать, хулиганов – к порядку призвать. Да и вообще – в здоровом теле, как известно, здоровый дух. Вот Петя и таскает пацанов на стрельбище и на лыжах бегать заставляет. Юра здесь не выдает столь же пронзительного перформанса, как, положим, в «Купе номер 6», но играет ровно и строго, совмещая внутренние терзания с физической активностью. И пускай в кулачном бою Людоед показал Пете, где раки зимуют, наши сердца Борисов завоевал давно и надолго.
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…