Кино

Сладость или гадость: Страшилки для семейного просмотра

Хеллоуин уже на пороге! Пора развешивать по дому искусственную паутину, вырезать на тыквах демонические физиономии, искать недостающие детали костюма и составлять тематический плейлист. А заодно подбирать фильм на вечер.

Причем леденящие кровь хорроры, как нам кажется, сюда не подойдут. Все-таки на Хеллоуин хочется не дрожать от ужаса, а наслаждаться непередаваемой осенней атмосферой. Мрачноватой, конечно, но скорее уютной, чем жуткой. Вот и кинорекомендации мы подготовили соответствующие – волшебные страшилки для зрителей всех возрастов, которые и детей развлекут, и родителям уснуть не дадут.

«Что-то страшное грядет» (1983)

Рэю Брэдбери, как известно, катастрофически не везло с экранизациями. Вот и путь к публике осеннего ужастика «Что-то страшное грядет» оказался тернист. В середине 1950-х писатель предложил своему товарищу Джину Келли, звезде «Поющих под дождем», снять фильм о мальчишках из провинциального городка, которых донимает хозяин бродячего цирка мистер Мрак. Но процесс затянулся. Найти финансирование не удалось, поэтому Брэдбери переработал свой сценарий в роман. Тот вышел в 1962-м и вдохновил массу творцов вроде Стивена Кинга, Нила Геймана и Р.Л. Стайна на создание собственных опусов, схожих по духу и содержанию.

К экранизации книги в разное время присматривались мастера уровня Сэма Пекинпа и Стивена Спилберга, но в итоге проект достался британцу Джеку Клейтону, автору знаменитого триллера «Невинные» и «Великого Гэтсби» с Робертом Редфордом. Теперь, правда, ему предстояло снимать не психологическую драму, а детскую страшилку. Что он и сделал со всем возможным усердием – а также новаторским компьютерным визуалом.

Увы, боссов Disney результат категорически не устроил. Картина отправилась на дорогостоящие пересъемки и, если верить участникам процесса, утратила львиную долю очарования. Но даже в таком виде она здорово передает одновременно манящую и тревожную атмосферу осени, пахнущей тыквами, дождем, дымом из отцовской трубки. И вдобавок напоминает, что призраки прошлого нужно сметать в кучу, словно опавшие листья, а затем беспощадно сжигать. 

«Ведьмы» (1989)

Бабушка Хельга (Май Сеттерлинг) рассказывает внучку Люку (Джасен Фишер) страшную сказку. Которая, если задуматься, и не сказка вовсе. Оказывается, ведьмы преспокойно живут среди нас и выглядят как обычные женщины. Ну, почти. У них нет пальцев на ногах, а в глазах нет-нет да и мелькнут зловещие багровые огоньки. А подчиняются они Великой Главной Ведьме, намеренной погубить детей всего мира. Когда родители Люка погибают, он остается на бабушкином попечении. И вскоре влипает в неприятности: попадает на шабаш, где Главная Ведьма (царственная Анжелика Хьюстон) превращает его в мышонка. Говорящего.

Одноименный роман Роальда Даля 31 год спустя перенес на экраны и Роберт Земекис, но куда ему (при всем уважении) до британца Николаса Роуга. Промышлявшего, помимо прочего, по-настоящему жуткими триллерами вроде «А теперь не смотри» и незаурядной фантастикой – «Человека, который упал на Землю» с Дэвидом Боуи забыть невозможно. И в «Ведьмах» эти роуговские увлечения отчетливо ощущаются. То камера начнет неожиданные пируэты совершать. То криповый крупняк на весь экран вылезет. То коляска с младенцем с холма скатится, цитируя Эйзенштейна и наполняя сердце тревогой.

Чего уж говорить о реальном – преотвратном – обличье, которое колдуньи порой демонстрируют. Фильм продюсировал великий кукольник Джим Хенсон, создатель «Маппет-шоу», «Темного кристалла» и «Лабиринта», и сверхъестественные существа здесь носят отпечаток его гения. Совсем юные зрители могут перепугаться, когда Главная Ведьма в духе Тома Круза сдирает с себя человеческое лицо и превращается в отталкивающего монстра, хотя кончается все хорошо. В отличие от книжки. Из-за этого Роальд Даль устроил ленте бойкот и только после уговоров Хенсона разрешил сохранить свое имя в титрах.

«Фокус-покус» (1993)

В далеком XVII веке в городке Салем, штат Массачусетс, вспыхнула охота на ведьм. Одними из ее жертв стали сестрицы Сандерсон – Винифред (Бетт Мидлер), Сара (Сара Джессика Паркер) и Мэри (Кэти Нэджими). Конечно, от рук охотников в те смутные времена нередко страдали невиновные. Но у сестер-то рыльце в пушку: злодейки хотели обрести молодость за счет жизненной силы маленькой Эмили. А ее брата, который пытался им помешать, превратили в кота. Так что вздернули сестренок за дело. Однако через 300 лет, в лихие 1990-е, они взяли да воскресли. Спасибо глупым подросткам, провернувшим магический ритуал.

Вот все и повторяется, как встарь. Сандерсон из кожи вон лезут, дабы в течение ночи изготовить колдовское зелье бессмертия, а тинейджеры, осознав масштабы катастрофы, стараются их остановить. С помощью упомянутого кота и живого мертвеца Билли, которого играет маэстро перевоплощений Даг Джонс (человек-амфибия из «Формы воды», фавн и бледный монстр из «Лабиринта фавна»). Разумеется, происходит весь этот кавардак в канун Дня Всех Святых, когда на улицах Салема из-за скопления ряженых яблоку негде упасть: хэллоуинским настроением каждый кадр заряжен.

Ну а спустя 29 лет ведьмочки вновь оседлали верные метлы (и пылесосы) и вернулись в сиквеле – с излишне назидательными рассуждениями о толерантности и очередным зажигательным хитом от The Sandersons, Шлягером One Way Or Another, который еще на закате 1970-х Дебби Харри распевала. Однако в исполнении Винни, Сары и Мэри он куда задорнее прозвучал – не забудьте в плейлист добавить!

«Хэллоуин Хьюби» (2020)

Хэллоуин в теплой компании Адама Сэндлера – особый вид удовольствия. А уж если парадом командует Стивен Брилл, режиссер «Никки, дьявола младшего» и «Миллионера поневоле», сам Бог велел растечься по дивану, запустить руку в ведерко с попкорном и на ближайшие полтора часа выгнать дурные мысли за порог. Да, было бы неплохо для начала и мозг отключить. Поскольку «Хэллоуин Хьюби» – не самая интеллектуальная картина. Впрочем, интеллектуалы небось и Хэллоуин не празднуют. Так что могут не беспокоиться.

А всем остальным – добро пожаловать в знакомый Салем, где живет симпатичный гик по имени Хьюби Дюбуа (Сэндлер явно в своей тарелке). Он раскатывает по улицам в шлеме с летучими мышами, украшает почтовый ящик когтистой лапой, принадлежащей, вероятно, вервольфу, а территорию возле дома захламляет хэллоуинскими финтифлюшками. Заодно Хьюби назначает себя своеобразным городским смотрителем, неофициальным стражем порядка. Что в целом неудивительно – сержанту с лицом Кевина Джеймса никакого доверия нет.

Дюбуа никто не воспринимает всерьез, однако этот потешный чудак крепко держит руку на пульсе. И когда в городе пропадает ребенок, он первым решает разобраться в происходящем. То есть «Хэллоуин Хьюби» – такая Агата Кристи на минималках. Ограниченное время, ограниченное пространство, ограниченное количество героев, каждый из которых может оказаться виновным. Странный сосед Уолтер (Стив Бушеми), например, считает себя оборотнем, а диджей (легенда NBA Шакил ОНил) по неясным причинам зачитывает обращения к жителям женским голосом… Дурацкое, сумбурное, необыкновенно славное кино, и закидывать его гнилыми помидорами – все равно что конфетку у ребенка отнимать.

«Проклятие Бридж-Холлоу» (2022)

В свежайшем образчике жанра хэллоуинских страшилок 14-летняя Сидни переезжает из Бруклина в городишко Бридж-Холлоу в сопровождении мамы и папы (в роли последнего – Марлон Уайнс). Торчать в подобном захолустье девушке-подростку не улыбается. Но ее личико мигом озаряет довольная ухмылка, стоит полюбоваться эффектными уличными украшениями к Хэллоуину. От зомби и оборотней до инопланетян и пиратских кораблей.

«Мне кажется, или мы въехали в город вечеринок?» – неодобрительно произносит прагматичный отец, презирающий всю эту мишуру. Что с него взять – мистер Уныние и в Санту не верит. Но вскоре ему придется пересмотреть приоритеты. Ибо над Бридж-Холлоу нависло проклятие Скупого Джека, мертвого злодея, который каждый год возвращается в виде мстительного духа и вершит свои темные делишки. Городская легенда оживает на глазах, пока местные детишки охотятся за паранормальными явлениями, Сидни устраивает спиритический сеанс с призраком, а заботливый папаша сражается с гигантским пауком и клоуном с мачете.

Поначалу этот балаган может показаться совсем уж пустяковым и незатейливым, но в его детских спецэффектах и наигранных эмоциях кроется придурковатое очарование, которое многим серьезным картинам и не снилось. В доме 666 на улице Вязов, скажем, живет директор школы, который коллекционирует заколдованные артефакты и косплеит Гэрри Маршалла из «Фокус-покуса» (помните мужика в костюме Сатаны?). В дом престарелых к ужасу обитателей заявляется натуральная смерть с косой. А Уайнс с бензопилой превращает зомбаков в фарш под AC/DC. Прелесть, да и только!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

5 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

7 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

9 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

11 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

13 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

16 часов назад