«Крепкому орешку» исполняется 35 лет. В 1988 году мир познакомился с новым героем боевиков в майке-алкоголичке, любовью к сигаретам и черному юмору. И, конечно, с фирменной фразочкой «Yippee-ki-yay, Motherfucker!» («Йо-хо-хо, ублюдок!»). Однако приключения Джона Макклейна не ограничиваются только фильмами. В этом полном хронологическом гиде «КиноРепортер» собрал все основные проекты, посвященные неустрашимому нью-йоркскому копу.
Удивлены? Да, приключения Джона Макклейна начинаются задолго до инцидента в Накатоми-плаза. В 2009 году в продажу поступил первый выпуск комикса-приквела «Крепкого орешка», действие которого разворачивается в 1976-м. Здесь Макклейн показан неопытным полицейским, расследующим преступления на погрязшем в беспорядках и коррупции Манхэттене. «Год первый» включает 8 выпусков, и авторы даже запросили у Брюса Уиллиса разрешение на использование его внешности при создании молодой версии копа.
Комикс должен был лечь в основу фильма с рабочим названием «Джон Макклейн», посвященного ранним годам полицейского, когда он только готовился стать детективом. Впервые о нем заговорили в 2015-м, и с того момента концепция картины успела поменяться несколько раз. В одной из потенциальных версий Уиллису предстояло появиться в камео, а роль Макклейна исполнил бы другой, более молодой актер. После покупки Fox «Диснеем» в 2019-м проект трансформировался в сериал «Макклейн». Однако в прошлом году Уиллис объявил о завершении карьеры в связи с болезнью, и судьба приквела пока остается неопределенной.
Неустаревающая классика, один из лучших боевиков XX века и отличный рождественский фильм. Ладно, последнее утверждение спорно – с ним не согласен даже сам Брюс Уиллис. Но поклонники франшизы регулярно возвращаются к любимому ритуалу и пересматривают легендарную картину перед новогодними праздниками: бросаются культовыми фразочками, в сотый раз смеются с комментариев главного героя, поют хит Фрэнка Синатры Let It Snow! и просто наслаждаются тем, как Джон Макклейн лихо надирает зад кучке террористов.
Персонаж Уиллиса стал обновленной версией звезды боевиков. Приземленной и более человечной, с которой многие зрители действительно могут себя ассоциировать. Джон Макклейн – не машина для убийств вроде персонажей Сталлоне, Ван Дамма и Шварценеггера, а обычный нью-йоркский коп. Сквернословящий, вечно причитающий, остроумный. Он постоянно язвит, получает ранения (и реально страдает от них), испытывает страх и совершает иррациональные поступки, часто приводящие к забавным и разрушительным последствиям.
Дополнительно: роман Родерика Торпа «Ничто не вечно», на котором основан фильм, а также игры по мотивам первой части Die Hard (1990), Die Hard Trilogy (1996) и Die Hard: Nakatomi Plaza (2002), слегка расширяющие оригинальную историю.
Вторая часть «Крепкого орешка» стала камнем преткновения между поклонниками серии, поскольку некоторые фанаты считают, что сиквел превзошел оригинал. История получилась более масштабной, экшен – эффектным, локации – разнообразными. Здесь даже есть полноценный зимний сеттинг, действительно передающий рождественское настроение. Правда, Макклейн начал периодически использовать чит-код на неуязвимость, а главный злодей вышел менее харизматичным, чем Ганс Грубер. Хотя, строго говоря, никто из будущих плохишей так и не смог превзойти Алана Рикмана.
Местом действия на сей раз стал аэропорт Вашингтона, где Джон Макклейн ожидает свою жену Холли. И снова оказывается не в то время не в том месте. Ему приходится практически в одиночку противостоять очередной группе террористов, состоящей из бывших американских военных. Критики ругали неровный темп и некоторые сюжетные решения, однако сиквел имел кассовый успех, превзойдя результаты оригинала. При бюджете $70 млн боевик заработал $240 млн. Третья часть была лишь вопросом времени. Впрочем, ждать ее пришлось целых пять лет.
Дополнительно: роман Уолтера Вейджера «58 минут», по которому поставлен фильм, и игры по мотивам второй ленты Die Hard 2: Die Harder (1992) и Die Hard Trilogy (1996), частично ее дополняющие.
Если хочешь поиграть на ностальгических чувствах зрителей и тебе при этом лень придумывать предысторию злодея, просто сделай антагониста родственником главгада из прошлых частей. Так и случилось с третьей главой «Крепкого орешка», где опустившийся практически на самое дно Макклейн должен остановить Саймона Грубера, брата Ганса Грубера из первой ленты. На этот раз Джону дали в напарники владельца магазина в исполнении Сэмюэла Л. Джексона. В результате получился образцовый бадди-муви в стиле «48 часов» и «Последнего бойскаута» с тем же Уиллисом.
Подобные сравнения небезосновательны. Изначально сценарий с рабочим названием «Саймон говорит» писался для четвертой части «Смертельного оружия». Но история привлекла внимание режиссера Джона Мактирнана, снявшего оригинального «Орешка» и готовившего почву для триквела. Постановщику понравилась идея фильма, герой которого сталкивается с последствиями своих, на первый взгляд, правильных решений. В итоге сценарий скорректировали, центральным конфликтом сделали месть за убийство брата, а напарником Макклейна назначили чернокожего жителя Гарлема по имени Зевс.
«Возмездие» получило смешанные отзывы, но все же собрало внушительную кассу ($366 млн). Некоторые зрители сетовали на то, что финал вышел не таким логичным и эффектным, как в прошлых частях. На самом деле авторы сняли альтернативную концовку, в которой Джон и Саймон буквально меняются местами. Но из-за слишком мрачного тона, включая демонстрацию «темной» стороны Макклейна, от этого варианта пришлось отказаться (позже его добавили в DVD-издание). Жаль, поскольку это была любопытная трансформация положительного героя.
Дополнительно: игра по мотивам третьей части Die Hard Trilogy (1996) как расширение оригинального сюжета.
Забавно, что первым проектом про Джона Макклейна с оригинальной историей стала видеоигра. Взяв за основу геймплейное ядро Die Hard Trilogy, разработчики придумали сюжет, в котором нью-йоркский коп должен помочь подавить бунт в тюрьме. Но одним исправительным учреждением игра не ограничивается, и в определенный момент Джон оказывается в мировой столице азарта Лас-Вегасе. По мере прохождения он узнает, что его союзники на самом деле и были главными злодеями, желавшими получить контроль над Городом Грехов.
Viva Las Vegas представляет собой смесь трех жанров: экшена от третьего лица, рельсового шутера (геймер управляет прицелом, а движение героя прописано заранее и осуществляется самой игрой) и аркадных гонок. До киношных приключений Макклейна Viva Las Vegas явно не дотягивает: в программе непослушная камера, устаревшая графика, клишированный сюжет с предсказуемыми твистами и странный образ Джона, не похожий на оригинального персонажа. Получить удовольствие от игры могут только самые хардкорные поклонники франшизы.
Еще одна игра с оригинальным сюжетом. Действие шутера стартует спустя пять лет после «Возмездия». Джон Макклейн снова меняет место службы с Нью-Йорка на Лос-Анджелес и переходит на работу в группу оперативного реагирования. По ходу игры геймеры встретят дочь главного героя Люси, которая, как и отец, трудится в полиции, а также старого знакомого сержанта Эла Пауэлла. На этом все плюсы заканчиваются. История пресная, враги глупые, злодеи не запоминаются, а геймплей местами довольно уныл. Если бы не бренд «Орешка», вряд ли об этом шутере среднего качества кто-нибудь вообще вспомнил.
Спустя 12 лет Макклейн вернулся на широкие экраны, только вот камбэк получился неоднозначным. Вроде тот же персонаж, просто постаревший и обритый наголо, но прежней атмосферы уже нет. Концепция нового вида преступности, кибертерроризма, действительно выглядела интересной. Особенно когда в противовес ей ставился мамонт-полицейский, далекий от современных технологий.
Тем не менее, следуя голливудским трендам, авторы сделали упор не столько на истории, персонажах и диалогах, сколько на спецэффектах, взрывах и трюках. Тем самым они окончательно отдалили кинофраншизу от первоначальной приземленной задумки «Орешка» и завершили трансформацию Макклейна в героя с сюжетной броней. В итоге получился боевик, который паразитирует на былых заслугах, хоть и пытается привнести в серию что-то свежее.
В основу четвертого фильма вновь лег адаптированный сценарий, совмещающий элементы статьи Wired «Прощай, оружие» и написанной для Fox истории WW3.com. В ней США подвергаются массированной кибератаке, приводящей к коллапсу. Кинокомпания должна была запустить производство ленты по этому сценарию в 2001 году, но после террористических актов 11 сентября проект убрали на полку до лучших времен.
Дополнительно: мобильная игра Die Hard 4.0 с упрощенным сюжетом.
Хороший день, чтобы умереть и… похоронить франшизу. Иронично, что первый фильм киносерии, созданный по оригинальному сценарию, получился самым слабым. По сюжету, Макклейн вновь решает проблемы отпрысков – выручает своего сына Джека, ради которого даже вынужден отправиться в Россию-матушку. Клюквы на экране хоть отбавляй, но беда картины не только в этом.
В пятой части плохо буквально все, начиная от шаблонной истории с плоскими персонажами (от прежнего Макклейна не осталось и следа) и заканчивая графикой, юмором, экшен-сценами. От очередного упоминания Чернобыля и Припяти хочется провалиться под землю (географические особенности этих мест в фильме не поддаются комментариям), и даже наличие в касте прекрасной Юлии Снигирь не облегчает боль от просмотра. Брюс Уиллис, может, и спас в очередной раз мир от злодеев, но после подобного триумфа так и тянет дать деду таблетки и отправить на покой.
Дополнительно: две мобильные игры A Good Day to Die Hard с упрощенным сюжетом.
Предыдущее комикс-приключение Макклейна получилось удачным, поэтому за неимением шестого фильма историю полицейского продолжили в формате графического романа. Спустя тридцать лет после событий первого «Крепкого орешка» Джон Макклейн, уже в отставке, втягивается в опасную игру с серийным убийцей. Злодей помещает своих жертв в декорации известных кинолент, и только престарелый коп может положить конец его бесчинствам.
A Million Ways to Die Hard – это по большей части фанфик, имеющий мало общего с оригиналом. Характером и внешностью Джон тут совсем не похож на себя, повествование изобилует насилием, не свойственным серии, а разбросанные по комиксу сюжетные крючки, связывающие историю с прошлыми фильмами, не получают должного развития.
Мотивация злодея, несмотря на любопытный подход к образу антагониста, оборачивается личной вендеттой – нечто похожее мы уже видели в третьей части. Упоминания жены Холли и Накатоми-плаза, конечно, вызывают приятные флешбэки, но одних заигрываний с ностальгией недостаточно, чтобы связать графический роман с культовой франшизой и достойно ее продолжить.
«Радиоактивные люди» вернулись! В 1990-е анимационные супергерои-мутанты взорвали американское телевидение. Увлечение комиксами, некогда постыдное, трансформировалось в повзрослевшую анимацию, герои которой…
Вступительные титры – это тот самый момент в старте фильма, когда ожидания складываются в конкретные образы, а саундтрек их закрепляет.…
Мария Кончаловская продолжает известную династию Михалковых – Кончаловских, оставившую значительный след в российском кино, поэзии и живописи. Из всех этих…
Персонажи кино постоянно кому-то противостоят. Бэтмен надирает зад Супермену, Кинг-Конг вступает в разрушительный бой с Годзиллой, а Чужой и Хищник…
14 мая 80-летие отметил Джордж Лукас, благодаря которому миллионы зрителей от мала до велика побывали в далекой-далекой Галактике. А 19…
Джордж Клуни – живое доказательство того, что никогда не поздно начать делать что-то новое. Так, в следующем году актер дебютирует…