Vodka, balalaika, perestroika, rusploitation: 9 штампов о русских в кино | КиноРепортер
КиноРепортер > Статьи > Vodka, balalaika, perestroika, rusploitation: 9 штампов о русских в кино

Vodka, balalaika, perestroika, rusploitation: 9 штампов о русских в кино

6 июня 2019 /
Vodka, balalaika, perestroika, rusploitation: 9 штампов о русских в кино

Рассказываем о штампах, которых избежал «Чернобыль», зато заново использует «Анна» Люка Бессона.

В «Амедиатеке» и на HBO показали мини-сериал «Чернобыль» — один самых аутентичных в плане картинки голливудских проектов о жизни в Советском Союзе. Однако обычно западные кинематографисты показывают Россию с помощью набора стереотипов. Ближайшим примером вероятно станет новый экшн Люка Бессона «Анна», рассказывающий о русской модели, ставшей шпионкой. Уже в его трейлере можно увидеть вечную зиму, меховые шапки и повсеместные гипсовые бюсты Ленина.

Такой — страной шапок-ушанок, водки и снега — Россия часто предстает в кино. Впору говорить о существовании отдельного подраздела эксплуатационного кино «русэксплуатейшн» — по аналогии с сексплуатейшнами, капитализирующими тему секса, или блэксплаутейшнами, живописующими жизнь афроамериканцев. Хотя поджанр и редко встречается в чистом виде (примером этого можно назвать клип Basement Jaxx — Take Me Back to Your House), его элементы легко обнаруживаются во многих фильмах. 

«КиноРепортер» вычленил главные штампы русэксплуатейшна, для чего перебрали весь урожай развесистой клюквы в голливудском кино — от «Красной жары» до «Красного воробья».

Вечная зима

Общеизвестно, что Россия — это полюс холода, зима здесь не прекращается никогда. По снегу, выпрыгнув из бани, бежит за преступником едва одетый капитан милиции Иван Данко (Арнольд Шварценеггер в «Красной жаре»). Когда агент Джейсон Борн (Мэтт Дэймон в «Превосходстве Борна») приезжает в Москву, также идет снег (хотя деревья на бульваре уже покрыты листвой). 

По колено в сугробах бредет за сенсационными снимками приехавший в СССР журналист Гарет Джонс (Джеймс Нортон из «Гарета Джонса»), по ним же бегает на тренировке бывшая балерина Доминика Егорова (Дженнифер Лоуренс из «Красного воробья»). Потом ее отправляют в Будапешт и наступит весна — приближение к Западу топит лед.

Мех

Этот пункт непосредственно связан с предыдущим: от пронизывающего холода героев может защитить только шуба — в нее, например, одевается на задание Анна из фильма Бессона. Если шубы нет, мехом оторочены лацканы или рукава пальто (например, у пианистки Марии Юдиной в исполнении Ольги Куриленко в «Смерти Сталина»). Мужчинам, как правило, шуба не полагается — им приходится довольствоваться меховыми шапками.

Суровость

Видимо, из-за плохого климата, русские люди очень суровы. Это справедливо как в отношении мужчин, например, капитана Данко, агента Ильи Курякина (Арми Хаммер в «Агентах А.Н.К.Л.») или тушащего окурок о язык бандита Николая (Вигго Мортенсен в «Пороке на экспорт»), так и женщин — Черная вдова (Скарлетт Йоханссон в «Мстителях») и Эвелин Солт (Анджелина Джоли в «Солт») тому подтверждение. Но такая суровость, которая подчеркивается немногословностью и прямотой, часто не мешает русским быть хорошими ребятами с добрым сердцем и даже чувством юмора (своеобразным).

Военная форма

Советскую, а затем российскую военную форму на экране носили несколько десятков голливудских звезд первой величины — если говорить только о фильмах, вышедших с 2010 года, это Том Круз и Саймон Пегг Миссия невыполнима: Протокол Фантом»), Джеймс Макэвой («Атомная блондинка»), Джейсон Айзекс («Смерть Сталина») Шарлотта Рэмплинг, Джереми Айронс и Дженнифер Лоуренс («Красный воробей»), а кроме них, бесчисленное множество безымянных статистов. Любовь к переодеваниям в российских военных в голливудском кино так сильна, что впору заподозрить его в фетишизме.

Кириллица

Россия — страна загадочная и сложная, со своим особым языком. Кириллица как символ этой непостижимости появляется во многих фильмах — но так, что русскому человеку надписи на ней не понять. Хрестоматийным примером является паспорт агента Борна на Фому Кинаева — его имя написали кириллицей, просто набрав английский вариант на русской раскладке клавиатуры.

Больше в Голливуде столь заметных промахов не совершали, и теперь развлекаются малым — реверсным написанием латинских букв, ведь с ними все сразу становится русским. Они появлялись еще в титрах «Красной жары» (из-за чего фамилия Шварценеггера становилась абсолютно нечитаемой), а затем были в «Смерти Сталина» (на афишах «А» превратили в «Д») и на постере «Анны» (где за этим хотя бы можно предположить художественный замысел).

Водка

 

Если национальную идею России уложить в одном слове, это будет водка. На вопрос, как в СССР справляются со стрессом, капитан Данко отвечает: «Водка». Будто подтверждая его тезис, ее в разных ситуациях пьют все русские герои — например, космонавт Лев Андропов в ушанке (Петер Стормаре в «Армагеддоне»), что не мешает ему исполнять свои обязанности на МКС. Разумеется, пить водку просто так нельзя — надо чокаться и поднимать тост «За здоровье», как делают и американцы русского происхождения Майкл Вронский (Роберт де Ниро) и Никанор Чеботаревич (Кристофер Уокен) в «Охотнике на оленей» Майкла Чимино — а там, глядишь, и Мэрил Стрип под «Катюшу» станцует.

Секс за отечество

Кроме водки и нефти, одним из главных идущих на экспорт (в том числе в мировое кино) ресурсов России являются красивые женщины. Анна, Доминика Егорова, Наташа Романофф и Наташа Чехова (она же Эвелин Солт) прекрасны и опасны.

Неудивительно, что одним из орудий борьбы с мировым злом для них становится соблазнение — бывших балерин Черную вдову и Доминику Егорову этому мастерству обучали, например, в специальных лагерях (не исключено, что в одном и том же). С помощью декадентского разврата журналистов заставляют писать в интересах СССР в «Гарете Джонсе» — вот уж где настоящий эксплуатейшн.

Дорого-богато (или очень бедно)

Местом действия большинства фильмов о России — даже если они снимаются за ее пределами — становятся дворцы с позолоченной лепниной, мрамором, бархатом и росписью. Такие барочные интерьеры можно увидеть в Большом театре, в котором выступает Доминика Егорова, или в гостинице «Националь», куда советские власти селят журналиста Гарета Джонса. Вместе с тем окружающая эти острова вычурности Россия — это покосившиеся избы или унылые типовые многоэтажки, грязь, разруха и бездорожье.

Коммунистическое прошлое (и настоящее)

Появление серпа и молота на афише «Красной жары», снимавшейся во время Перестройки, или в фильмах, действие которых происходит в СССР, неудивительно: красные стяги и портреты Ленина — слишком известный бренд, чтобы ими пренебрегать. Но советское прошлое не оставляет Россию и сегодня. Откровенно тоталитарные практики и риторика обрамляют сюжет «Красного воробья», бюсты Ленина можно увидеть и в трейлере «Анны» (на фото).

Сериал «Чернобыль» доступен в видеосервисе «Амедиатека».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: