Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Пять лет без Алана Рикмана

Пять лет без Алана Рикмана

14 января 2021 /
Пять лет без Алана Рикмана

Актер скончался от рака 14 января 2016 года.

14 января исполняется пять лет с момента смерти Алана Рикмана. Актер с завораживающим голосом, неповторимым чувством юмора и скрупулезным подходом к работе ушел из жизни в возрасте 69 лет. Он до сих пор любим поклонниками, а его имя по-прежнему появляется в новостных сводках. Осенью прошлого года, например, стало известно, что почти 30 томов его личных дневников будут выпущены отдельной книгой.

Однако на чужие вопросы Рикман отвечать не слишком-то любил. Многие журналисты признавались, что интервью с актером были нелегкими, но в то же время называли его одним из умнейших людей, которых они встречали в своей жизни. «КиноРепортер» собрал яркие высказывания актера, которые дают четкое представление о том, каким человеком он был.

Педант

К своим ролям Алан Рикман всегда подходил очень ответственно. Например, основной сложностью в работе над поттерианой Рикман называл неизвестность. Он не знал, в какие дебри его персонажа заведет писательница, и не мог заранее продумать арку персонажа. При этом актер был уверен, что Роулинг наперед знала концовку. В какой-то момент начались откровенные спекуляции на тему того, что писательница приоткрыла завесу тайны и рассказала основному касту о том, каким был финал, но, по словам Рикмана, это было не так.

«Ходит много слухов об этом, так что сейчас я поведаю вам правду. Когда мне предложили роль, я согласился, но сказал, что прежде хочу поговорить с Джоан Роулинг. Нас связали по телефону, и я сказал, что не знаю, как играть персонажа, – а вы должны понимать, что на тот момент вышло только три книги. В итоге она ничего мне не рассказала, я узнавал о событиях, как и все – читая книгу за книгой»

 Говоря о другом своем герое – винном эксперте Стивене Спариере, который привозит во Францию калифорнийское вино, чем вызывает фурор в индустрии, – Рикман отмечал, что ему пришлось постараться, чтобы найти в персонаже глубину и многогранность. На экране Спариер, ведомый своей страстью, выглядел отчаянно комично, но Рикман, как обычно, рассуждал о более высоких материях.

«Учитывая, что его намерения были очевидны, мне пришлось отслеживать момент, когда в его жизни происходят настоящие открытия. Мне нужно было понять, в чем заключается его наивность»

О невероятной, почти стоической преданности работе говорит и то, как Алан Рикман воспринял необходимость раздеться перед камерой, когда ему уже было за шестьдесят. В комедии «Гамбит» он сыграл богатого бизнесмена со склонностью к эксгибиционизму.

«У меня не было выбора, поскольку в сценарии было написано, что герой снимает с себя всю одежду. Меня тревожило, что это происходило именно в этот момент моей карьеры, а также то, что зрители должны были увидеть это в кино. А потом я взглянул направо и увидел целую комнату с массовкой, которая была отделена от меня абсолютно прозрачной стеной»

Бывали и исключения: однажды Алан Рикман соврал, чтобы получить работу.

«Я снимался в фильме, не буду говорить, в каком именно, и, чтобы получить роль, заявил, что умею водить машину. И вот я сижу в роскошном спорткаре, а вся съемочная группа находится через дорогу. Мне нужно запустить мотор, а я понятия не имею, как это сделать. С командой был и владелец машины, который выглядел так, будто готов убить меня. Или себя – я не был уверен, кого именно. В итоге в одном из дублей машина со скрежетом ехала по дороге на первой передаче и с включенными дворниками, хотя дождя не было»

  

При всем этом Алан Рикман никогда не был фанатом системы Станиславского.

«Как-то я открыл книгу, написанную Станиславским, прочитал примерно половину страницы, быстро ее захлопнул и никогда к ней не возвращался. Если говорить о теории, то единственной книгой, которую я сумел вытерпеть, не испытывая от чтения боли, было «Уважение к актерскому мастерству» Уты Хаген. Станиславский показался мне слишком заумным»

Высокие стандарты

Алан Рикман не только сам чрезвычайно внимательно относился к своим обязанностям, но и не любил, когда другие работают спустя рукава. Даже проблемы с бюджетом, которые могли вызвать проволочки на площадке, актер воспринимал слишком близко к сердцу. Так, например, во время съемок «Версальского романа» Рикман, игравший Людовика XIV, сокрушался, что съемки проходили не во Франции, а в Англии. Эти обстоятельства, впрочем, доставляли немало проблем всей группе.

«Неподалеку всегда было шоссе или взлетная полоса. Из кустов постоянно выскакивали звукорежиссеры с перекошенными от отчаяния лицами»

Сам Рикман никогда не брался за то, с чем, по собственному мнению, не мог совладать. Согласившись снять «Версальский роман», актер наотрез отказался редактировать сценарий.

«В моих руках текст бы превратился в настоящую катастрофу. Преемственность сцен бы отсутствовала, все тянулось бы слишком долго – у меня вообще проблемы с концентрацией»

А вот с режиссурой у Алана Рикмана все сложилось – «Зимний гость» был отмечен двумя премиями во время премьеры на Венецианском кинофестивале 

«Будучи актером, я всегда наблюдал за тем, что происходило на площадке. Я не из тех, кто сидит в трейлерах, не выношу этого. В любом фильме многое зависит от личности режиссера. И я считаю, что человека формируют вещи, которые оказывают на него влияние, его опыт и то, что он когда-либо видел»

Говоря о своем подходе к режиссуре, Рикман всегда опирался на такие качества, как честность и открытость.

«Одна из самых обнадеживающих вещей, которые режиссер может когда-либо сказать актеру в ответ на вопрос, – это «Я не знаю». Такой ответ делает вас честным, надежным и уязвимым, он означает, что вы разберетесь с проблемой»

«Энтони Мингелла оказал на меня огромное влияние, потому что в первый день съемок своего режиссерского дебюта «Верно, безумно, глубоко» он просто собрал всех вместе и сказал: «У меня есть одно слово – помогите»

Человек искусства

Впервые на сцену Алан Рикман вышел в школьном возрасте – его дебют состоялся в любительской постановке. После выпуска он поступил в школу искусства и дизайна в Челси, а затем в Королевский колледж искусств. До того, как профессионально дебютировать в профессии, он работал графическим дизайнером в издании Notting Hill Herald. В возрасте 26 лет он все же решил следовать за мечтой и поступил в Королевскую академию драматического искусства. Остальное – уже история: спектакль «Опасные связи», где ему досталась первая большая роль, стал сенсацией сначала в Англии, а потом и на Бродвее. С театральной сцены Рикман шагнул прямиком в Голливуд. 

«На тот момент никто не знал, что фильм будет блокбастером. Я был испуган, потому что впервые оказался на съемочной площадке. Не знаю, нервничал ли, но все это казалось большим приключением и я отлично проводил время», – рассказывал он потом о съемках «Крепкого орешка».

Позднее, отвечая на вопрос о том, что у него в приоритете – театральные постановки Шекспира или голливудские блокбастеры, Рикман иронично отвечал, что это посменная работа. Случались в его карьере и долгие перерывы.

«Я впервые за четыре года вернулся на сцену, и происходящее похоже на возвращение в зал после долгого перерыва – я почувствовал, что мне нужно вернуться в форму. Да, ты задействуешь разные мышцы, снимаясь в кино и играя в театре, но одно другого не легче. Честно говоря, игра в кино никак не упрощает тебе задачу»

 Творческая жилка позволяла британцу не бояться экспериментов и соглашаться на эксцентричные роли. Задолго до того, как сыграть профессора зельеварения, Рикман говорил, что ему нравится воплощать на экране злодеев.

«Конечно, ты срываешься с поводка, бегаешь повсюду как бешеная собака», – отзывался он о ролях в «Крепком орешке» и «Робин Гуде».

Провидец

«Я борюсь за то, чтобы в кино продолжали появляться независимые фильмы, за то, чтобы зрители надевали шляпы и пальто и выходили из домов, оборудованных большими экранами и мощными колонками. Нет ничего лучше, чем сидеть в кинотеатре посреди толпы других людей»

Несмотря на безусловную любовь к большому кино, Алан Рикман обращал внимание коллег на стремительное развитие телевидения.

«Нам стоит получше приглядеться к телевидению. Нынешний стиль жизни доказывает, что люди не собираются покидать гостиные», – говорил он в 2015 году, задолго до сегодняшнего расцвета стримингов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: