Ностальгируем по культовой саге о братьях Винчестерах с монстрами, дружбой до гроба, дорожной романтикой и Скуби-Ду.
Трепещите, вампиры, оборотни и призраки: 19 июля празднует 40-летие Джаред Падалеки. Он же – охотник на нечисть Сэм Винчестер из культового сериала «Сверхъестественное», который вроде бы завершился в 2020 году, однако наследие Сэма и его брата Дина (Дженсен Эклс) до сих пор живее всех живых.
Про них пишут книги. Их регулярно косплеят на Хеллоуин. Посвящают им песни. Вдобавок в октябре выйдет приквел «Винчестеры»: он расскажет о том, как папа братьев встретил их маму. В общем, не найти более подходящего времени, чтобы вспомнить, за что, собственно, мы когда-то полюбили «Сверхъестественное». Удивительный сериал, который даже в свои худшие моменты (а за 15 сезонов их накопилось немало) умудрялся интриговать, пугать и веселить.
Идея. Монстры на каникулах
За концепцию «Сверхъестественного» ответственен великий и ужасный Эрик Крипке, также подаривший нам сериал «Пацаны» (в его третьем сезоне появился Эклс в роли супергероя Солдатика). Концепция эта была предельно простой, а потому работала безукоризненно. В основе сюжета – широкий ассортимент американских городских легенд, старинных фольклорных страшилок. Согласно задумке, в каждом уголке Соединенных Штатов водятся всякие злобные твари, а охотники во главе с Дином и Сэмом должны их истреблять. Дело это чисто семейное – подобное ремесло досталось им по наследству. Дин с ним сразу смирился. Сэм пытался протестовать, но мало-помалу и он вошел во вкус.
На раннем этапе именно так сериал и развивался. Одна серия – один город – один монстр. Словом, бесконечное роуд-муви без конца и края. Бестиарий «Сверхъестественного» был необычайно богат. Помимо банальных вурдалаков, на экране появлялись куда более экзотические создания: вендиго, джинны, подменыши, ракшасы, ругару… Их сопровождали и соответствующие легенды. После просмотра очередного эпизода руки так и чесались порыться в интернете, наведаться в библиотеку, обложиться книжками и отправиться в загадочное царство чудовищ, которые в альтернативной вселенной «Сверхъестественного» спокойно жили среди нас.
Конечно, постепенно сюжет усложнялся. Добавились междоусобные войны ангелов и демонов, поиски братьями Бога, их приключения в потусторонних мирах, борьба с Люцифером и Антихристом… Но все же до победного находилось место для старых добрых схваток с сиренами и штригами, которые воскрешали лихой авантюрный дух, если он вдруг рисковал иссякнуть на фоне чересчур трагичных разборок вселенского масштаба.
Броманс. Двое против зла
И все же главный залог успеха «Сверхъестественного» – не бодрый сторителлинг или симпатичный экшен. Всему этому была бы грош цена без колоритных ведущих актеров. Так что дуэт Дженсена Эклса и Джареда Падалеки стал поистине гениальной находкой Эрика Крипке, хотя до выхода первого сезона в 2005 году никто из артистов не мог похвастаться широкой известностью. Из мало-мальски заметных проектов Падалеки можно выделить разве что ромком «Мгновения Нью-Йорка» с сестричками Олсен да парочку хорроров – «Дом восковых фигур» и «Волк-одиночка». Эклс же мелькал в основном в сериалах – «Бухте Доусона», «Темном ангеле», «Тайнах Смолвиля» – и далеко не на первом плане.
Забавно, что изначально Эклс прослушивался на роль Сэма. Падалеки же на эту роль брать не хотели, поскольку, как потом вспоминал Джаред, его сочли туповатым. Требовался интеллигентный, сообразительный молодой человек а-ля Дэвид Духовны из «Секретных материалов» или Кайл МакЛоклен из «Твин Пикс». Падалеки же выглядел слегка… неотесанным. И неуклюжим. К счастью, ответственные лица все-таки дали Джареду второй шанс, и он не подкачал.
Вскоре они с Эклсом стали не только братьями на экране, но и близкими товарищами за кадром. Вместе жили, пока не встретили дам сердца, называли друг друга именами персонажей, сделали парные татуировки и женились в один год. Причем избранницей Эклса стала Дэннил Харрис, игравшая в «Сверхъестественном» ангела Анаэль, а супруга Падалеки Женевьев Кортезе исполняла роль демона Руби.
Взаимодействие Дина и Сэма выстроено по принципу классических бадди-муви. Бунтарский характер Дина, любителя гамбургеров, выпивки и красивых женщин, контрастирует с откровенно ботанскими замашками Сэма, которого хлебом не корми – дай поторчать лишний час в библиотеке. Эти различия оказываются плодородной почвой для взаимных подколок, хотя важное достоинство «Сверхъестественного» в том, что братья периодически меняются местами. То тело Сэма становится оболочкой для дьявола, и Дину необходимо пробудить в нем остатки человечности. То Дин, побывав в преисподней и поучаствовав в адских пытках, слетает с катушек, а Сэм должен наставить его на путь истинный. Подобная смена ролей за 15 сезонов происходит неоднократно, и наблюдать за развитием этих высоких отношений всегда как минимум любопытно.
Второй план. Ангелы и демоны
Главные роли – это, конечно, здорово. Но нельзя недооценивать и второстепенных героев, поскольку все они, как постоянно действующие, так и эпизодические, удались на славу. Взять хотя бы ангела Кастиила в исполнении Миши Коллинза (которого на самом деле зовут Дима). Лучший друг и верный партнер Винчестеров, он временами сворачивал не туда и даже претендовал на лавры Господа, но в конце концов все-таки возвращался к свету.
Бежевый плащ в стиле Джона Константина, небрежно расстегнутый ворот рубашки, хмурый взгляд исподлобья – красавчик же! Да и просто третье по значимости лицо сериала после Винчестеров. Их брутального папашу Джона, сурового, но справедливого, на удивление тонко сыграл Джеффри Дин Морган. Если вас впечатлили злодейства Нигана из «Ходячих мертвецов», не упускайте шанса полюбоваться более положительным персонажем Джеффри Дина.
В общем, ярких фигур здесь немало. Всех, разумеется, не упомянешь, поэтому пройдемся лишь по самым любимым. Джим Бивер – бравый охотник Бобби Сингер, правая рука Винчестеров, которого назвали в честь исполнительного продюсера сериала. Марк Шеппард – коварный демон Кроули, дослужившийся до почетного чина Короля Ада. Роберт Патрик Бенедикт – обаятельный Бог по имени Чак, похожий скорее на гика из «Теории большого взрыва», чем на всемогущего властелина Земли. Лорен Кохэн – сексапильная воровка ценных артефактов Бэла Тэлбот и другая ниточка к миру «Ходячих» (в популярном зомби-шоу Кохэн играла Мэгги, одну из главных героинь). Рут Коннелл – хитрая ведьма Ровена, то помогавшая братьям, то пытавшаяся стереть их в порошок.
На протяжении 15 сезонов все эти прекрасные люди (и нелюди) успевают по нескольку раз умереть и воскреснуть, после чего их очередная «смерть» воспринимается, мягко говоря, скептически. Трудно всерьез сопереживать тем, кто почти бессмертен. Трудно – но удается. Привязываешься к ним, стервецам, все равно что к реальным знакомым. И любишь не благодаря, а вопреки. В этом, кстати, уже сейчас видится одна из основных проблем грядущих «Винчестеров»: интересных типажей там кот наплакал.
Стиль. Ковбои, «Импала», рок-н-ролл
«Сверхъестественное» задумывалось как эдакий современный вестерн. Братья же, получившие фамилию в честь знаменитой винтовки (а также легендарного дома с привидениями), – своеобразные ковбои XXI века. И даже структура отдельных серий напоминает о классических вестернах прошлого: «Ровно в полдень», «Бродяга высокогорных равнин» и так далее. Где существовал некий крошечный городок, которому угрожало зло, а неизвестный смельчак в одиночку вставал на его защиту.
Большим фанатом вестернов был Дженсен Эклс, который недавно снимался в картине Rust с Алеком Болдуином, но из-за печально известного инцидента производство фильма пришлось остановить. Зато в «Сверхъестественном» ему удалось почувствовать себя самым настоящим Джоном Уэйном: в 18-м эпизоде 6-го сезона («Западная земля») Винчестеры перенеслись на 150 лет назад с целью отыскать оружейника Сэмюэля Кольта, создателя магического револьвера. Оказавшись на Диком Западе, Дин радостно закупился ковбойскими шмотками и представился шерифу как Клинт Иствуд. Сэма же он окрестил Уокером – занятная метаирония, ибо через несколько лет Джаред Падалеки исполнит роль того самого Уокера в ребуте сериала с Чаком Норрисом.
Ковбойский стиль «Сверхъестественного» неразрывно связан и с классическим рок-н-роллом. Что может быть лучше, чем умчаться в закат на «Импале» 1967-го, пока за кадром AC/DC наяривают Back In Black? Дин – истинный меломан, и в его автомобиле собралась богатейшая коллекция с кассетами культовых рок-альбомов. Многие известные песни так прочно ассоциируются с сериалом, что будто бы специально для него были записаны. Никакой Rock FM не нужен – изучайте историю рока по «Сверхъестественному» и воспитывайте в себе качественный музыкальный вкус.
Heat Of The Moment группы Asia звучит на будильнике Дина всякий раз, когда он просыпается в эпизоде «Заколдованный круг» (уморительный оммаж «Дню сурка»). Под God Was Never On Your Side от Motorhead бог Чак переходит на темную сторону Силы. Carry On My Wayward Son от Kansas традиционно провожает каждый сезон в финальных сериях. Еще здесь можно услышать Deep Purple, Black Sabbath, Def Leppard, The Rolling Stones, Scorpions, Bon Jovi, The Doors… Но ни с чем не сравнится разодранный на мемы танец Дина под Eye Of The Tiger коллектива Survivor. Эта задорная песня до сих пор у многих ревет на рингтонах – ушла в народ, как говорится. Окончательно и бесповоротно.
Юмор. От Скуби-Ду до мультиверса
«Сверхъестественное» соткано из множества трагических ситуаций. Смертей, катастроф, разочарований, предательств, локальных человеческих драм и глобальных мировых катаклизмов. Понятно, что серьезность происходящего часто зашкаливает. И под гнетом этого тяжелого драматизма легко можно было бы задохнуться – если бы авторы в нужный момент не разбавляли действо юмористическими зарисовками. Сэм с Дином регулярно подшучивают друг над другом и Касом, но когда комедия положений царит в целых эпизодах, «Сверхъестественное» расправляет крылья и взлетает на запредельный уровень крутизны.
В потрясающей серии «Скубиестественное», например, Винчестеров затягивает в телевизор, после чего они превращаются в мультяшек и переносятся в мир Скуби-Ду. Где бок о бок с Шэгги и компанией выслеживают таинственного призрака. Абсолютно феерический кроссовер, только ради которого стоит продержаться до 13-го сезона! Хотя с анимацией создатели заигрывали и раньше: в 8-м сезоне жители городка в Оклахоме погибают в духе персонажей мультфильмов. У одного сердце из груди выпрыгивает, другой в стену на бегу врезается… Но это, конечно, ерунда по сравнению с тем, как потешно Дин пугается всего и вся в «Желтой лихорадке» или погибает массой способов в «Заколдованном круге».
Не обходится и без возникновения своеобразного мультиверса, когда в «Ошибке по-французски» Дин и Сэм Винчестеры превратились в Дженсена Эклса и Джареда Падалеки. Ну то есть вымышленные герои оказались на съемочной площадке реального сериала «Сверхъестественное», где персонажей сочли настоящими актерами (Кас, соответственно, обернулся Мишей Коллинзом). Подобный сюжетный пируэт открывает ящик Пандоры, откуда пулеметной очередью вылетает миллион шуток для своих. «Миша? Дженсен? Да что у них тут за имена?!» – возмущается Дин, пока Кас вовсю строчит посты в одну ныне запрещенную соцсеть, а Сэм сетует на свое превращение в «нечто под названием Джаред Падалеки». Блеск!
Эпилог. Путь длиною в жизнь
Присутствуют спойлеры
Мы уже говорили о том, что «Сверхъестественное» задумывалось и воспринималось как вечное роуд-муви. У этого есть разумное объяснение: важной отправной точкой для Эрика Крипке был выдающийся роман Джека Керуака «На дороге», главных героев которого звали Дин и Сэл. Керуак писал его, прикрепляя одну страницу к другой, и произведение в буквальном смысле выглядело бесконечным листом бумаги.
Если проводить аналогию с автомобилем, то «Сверхъестественное» частенько буксовало. Прокалывались сюжетные шины, кончался бензин вдохновения, запотевало стекло фантазии, а выхлопная труба адекватности забивалась откровенно бредовыми решениями. За 15 сезонов братья победили всех мыслимых и немыслимых противников. Не единожды остановили апокалипсис. Спасли миллион невинных жизней. Каждый из них множество раз оказывался на краю гибели, но невероятным образом умудрялся в последний момент вырваться из костлявых лап смерти. Неудивительно, что фанаты мечтали о сногсшибательном завершении истории Винчестеров, которое побило бы все рекорды эпичности.
Умирать – так с музыкой. Минимум в духе Боромира. Максимум в стиле Тони Старка. Поэтому в принципе легко понять тех, кто в разгар 20-й, заключительной серии финального сезона призывал на голову Эрика Крипке проклятия, не снившиеся даже ведьме Ровене. Дин умер, наткнувшись на железный штырь после рядовой драки с вампирами. А Сэм и вовсе скончался от старости. Ужас, кошмар, святотатство! Неприлично примитивный конец для икон поколения, которые заслуживали гораздо более грандиозных проводов! Или… нет?
Возможно, прощание с Винчестерами действительно получилось недостаточно романтичным. Но в нем чувствуется скромная, тихая, неоспоримая жизненная правда, которая цепляет куда больше пафосных предсмертных кличей и громоздящихся кругом трупов поверженных врагов. Братья ушли из жизни один за другим, а затем воссоединились на небесах, где их поджидала верная «Импала» и бескрайнее шоссе, которое и за тысячу лет не проехать из конца в конец.
Всем известен хит AC/DC под названием Highway To Hell – Дин Винчестер наверняка с ума сходил по этой песне. Но их с Сэмом пути в итоге пересеклись на эдаком Highway To Heaven, райском шоссе, что выглядит невероятно красивой и поэтичной метафорой всей их насыщенной жизни. Авторы сериала поставили в нем точку. Но странствие героев не завершится никогда – и за это мы, пожалуй, любим «Сверхъестественное» больше всего.
Комментарии