Кино

Питер Джексон – последний маг Средиземья?

31 октября 2021 года великий и ужасный Питер Джексон отмечает 60-летие. Его жизнь и карьера – удивительный и вдохновляющий пример стремления к заветной мечте: снимать кино, создавать на экране чарующие, невиданные доселе миры. Известнейшие из них, конечно, относятся к трилогии «Властелин Колец» (2001–2003), недостижимому идеалу в жанре приключенческого фэнтези.

Правда, карьера Джексона отнюдь не исчерпывается работой с наследием Дж.Р.Р. Толкина. Он снял еще немало запоминающихся картин, и каждая из них лишь подтверждала его статус страстного, энергичного, уникального, да что там говорить – гениального постановщика. «КиноРепортер» отправляется в путешествие по творческой биографии выдающегося мастера, который, подобно Стиву Джобсу, давным-давно начал строить будущее буквально в собственном гараже.

Любовь к хоррорам в крови

Питер Джексон родился аккурат на Хэллоуин – 31 октября 1961 года. Будущий трехкратный лауреат «Оскара» с молоком матери впитал привязанность ко всему загадочному, потустороннему, лежащему за гранью традиционных человеческих представлений об окружающем мире и его обитателях. Неудивительно, что юный Питер стал запоем поглощать странные сериалы вроде «Тандербердов» (про космических спасетелей) и «Летающего цирка Монти Пайтон» (экстравагантные комедийные скетчи). И, отправляя в рот очередную горсть попкорна, мечтал и сам в один прекрасный день создать нечто подобное.

Такая возможность представилась ему совсем скоро. Когда Джексону исполнилось 8 лет, он получил бесценный подарок: камеру Super 8, которую мигом начал использовать по назначению. Снимал разные короткометражки с участием приятелей, а через год, под колоссальным впечатлением от «Кинг Конга» 1933 года, принялся осваивать кукольную анимацию (подобными техниками он вдохновлялся и при просмотре упомянутых «Тандербердов»). В том числе – покадрово переснимал самого «Конга» и пародировал «На секретной службе Ее Величества», примеряя на себя обличье Джеймса Бонда.

Мечта Джексона снять собственную ленту о гигантском примате воплотится в жизнь только в 2005 году: его «Кинг Конг» завоюет три «Оскара» и соберет в прокате полмиллиарда долларов. В 1980-х же реальность была куда скромнее. Питер бросил школу и устроился на работу фотогравером в газету родного Веллингтона (Новая Зеландия), где благополучно оттрубил 7 лет, потихоньку откладывая деньги на приобретение нового кинооборудования. И разрабатывая концепцию полноценного режиссерского проекта – разумеется, в жанре хоррор.

Манящее дурновкусие

Полнометражный дебют Джексона, известный российскому зрителю в локализованном варианте как «Инопланетное рагу», в оригинале так и назывался – Bad Taste. Это потешная, откровенно трэшовая история о пришельцах, которые вторглись на Землю и напали на провинциальный городок с намерением превратить ни в чем не повинных жителей в эдакий космический фастфуд.

Поначалу Джексон и не надеялся, что из проекта выйдет толк. Он работал над ним исключительно по выходным, причем даже не потрудился написать полноценный сценарий, хотя потратил на «Рагу» 4 года и $25 тысяч (состав съемочной группы без конца менялся, а персонажи появлялись и исчезали без объяснения причин). Картина создавалась на голом энтузиазме, граничащем с одержимостью, но неугомонность Джексона в итоге привлекла на его сторону серьезного покровителя.

Им стала Новозеландская кинокомиссия, выделившая средства для завершения ленты. Вскоре из 20-минутной зарисовки та переросла в фильм со стандартным полуторачасовым хронометражем, а в 1987 году с легкой руки влиятельных товарищей режиссера оказалась в одной из внеконкурсных программ Каннского кинофестиваля. Далеко не все оценили по достоинству эту колоритную малобюджетную поделку, но у самого Джексона за спиной уже выросли крылья. Он творил. Да не один, а в соавторстве со сценаристкой Фрэн Уолш, которая стала его преданной соратницей, затем – девушкой, а в 2005 году – женой.

В конце 1980-х и начале 1990-х Питер Джексон продолжил эпатировать приличную публику, выпустив еще две картины, которые едва ли пользовались большой популярностью у семейной аудитории. А самого Питера в элитарных кругах и вовсе окрестили чуть ли не «позором Новой Зеландии». Впрочем, это не сильно расстроило режиссера, целенаправленно двигавшегося навстречу мечте.

«Познакомьтесь с Фиблами» (1989) вышел хулиганской пародией на «Маппет-Шоу», где в абсолютно неадекватной, безумной, наглой форме выстебывалась изнанка шоу-бизнеса. А «Живая мертвечина» (1992) завершила своеобразную трэш-трилогию на громкой и весьма эффектной ноте (300 литров фальшивой крови – это вам не шутки).

Феерическая зомби-комедия заслуженно вписалась в ряды культовых представителей жанра во главе со «Зловещими мертвецами» и зарекомендовала Джексона как признанного гуру изобретательных и гомерически смешных картин с приколами на грани фола и расчлененкой на любой вкус. Сам режиссер, однако, довольно скоро перерос былые пристрастия и переключился на другой, куда более эстетский и серьезный проект.

Убийственная красота

В 1954 году тихий новозеландский городок Крайстчерч шокировало жестокое убийство некоей Хоноры Паркер ее дочерью Полин на пару с подружкой Джульет. Девочки – на момент преступления им исполнилось 16 и 15 лет соответственно – страшно боялись разлуки. Вот и предпочли избавиться от человека, который им этой разлукой угрожал, заподозрив их в нетрадиционной любовной связи.

В 1971-м эта трагедия впервые получила экранное воплощение – во французской ленте «Не избави нас от лукавого». А спустя 40 лет после кровавых событий назрело ее новое прочтение. И Фрэн Уолш, на которую в детстве произвела неизгладимое впечатление мрачная история дружбы странных девочек, привлекла к работе над картиной Питера Джексона.

Это вам не сумасбродные жанровые эксперименты и диковатые упражнения в ужасном: теперь все серьезно. Сложная психология, выверенный саспенс, прелестные актрисы Кейт Уинслет и Мелани Лински, из героинь которых – вот неожиданность – не нужно выковыривать кишки, засыпая все вокруг ошметками мозгов. Джексон имел дело с гораздо более тонкими материями – анализом загадочных перипетий отношений между двумя ангелочками, в которых ни с того ни с сего пробудился дьявол.

Так родился на свет шедевр о беспощадном вторжении в безмятежные грезы жестокого реального мира. Шедевр в общепринятом понимании – с виртуозным визуалом, мощными актерскими работами, ювелирно выстроенной драматургией. Фильм «Небесные создания» завоевал «Серебряного льва» за лучшую режиссуру в Венеции и принес Джексону с Уолш первую в карьере номинацию на «Оскара» – за лучший сценарий.

Из фрика, который мастерил на заднем дворе эпатажные диковинки на потеху оголтелым фанатам Сэма Рэйми, Джексон понемногу перемещался в элиту. В 1996 году он успешно дебютировал в Голливуде с комедийным ужастиком «Страшилы», в общем и целом – причесанной вариацией на тему того, чем Питер занимался несколькими годами ранее. В главной роли – Майкл Дж. Фокс, в продюсерах – Роберт Земекис, на экране – симпатичные призраки в ассортименте.

Огромных денег фильм не собрал – еще бы, выйдя в прокат параллельно с «Днем независимости». Зато Джексон получил бесценный опыт распоряжения внушительным бюджетом и отстоял перед студийными боссами собственное видение желаемого результата. И совсем скоро с чистой совестью погрузился в работу над главным проектом в своей жизни.

«Одно Кольцо, чтоб править всеми…»

В 1978 году Питер Джексон, которому в тот момент было 17 лет, посмотрел анимационную ленту Ральфа Бакши «Властелин колец». Картина вышла, мягко говоря, неоднозначной. В первую очередь, из-за того, что сценарий подвергся безжалостным правкам, и мультфильм в результате оборвался буквально на полуслове. С намеком на сиквел, увы, не увидевший свет. Романы Толкина Джексон не читал. Поэтому с трудом мог разобраться в деталях происходящего. Вот он и решил ознакомиться с первоисточником, дабы понять, что же произошло после Битвы за Хельмову Падь. Ознакомился. Проникся. И загорелся желанием самостоятельно перенести события трех книг на экран.

Минуло 18 лет, прежде чем Джексон укрепил свой авторитет и приобрел статус маститого режиссера с опытом работы в Голливуде (хотя он продолжал жить в Новой Зеландии и оставался, по сути, свободным художником). В середине 1990-х он попробовал подступиться к экранизации толкиновских романов через Харви Вайнштейна и компанию Miramax. И поначалу они вроде бы ударили по рукам. Планировалось два фильма с общим бюджетом $75 миллионов. Джексон и Уолш потратили больше года на формирование черновых драфтов сценария. А потом Вайнштейн в целях экономии вздумал слить две картины в одну.

Джексон расстроился и переметнулся к компании New Line Cinema, с которой ранее пытался реализовать амбициозный проект в рамках франшизы «Кошмар на улице Вязов». Тогда его буйный энтузиазм не пришелся руководству по душе. Но теперь Питеру предоставили карт-бланш и разрешили снимать три фильма – причем параллельно – с суммарным бюджетом $281 миллион (или около $427 миллионов по состоянию на сегодняшний день), да еще и на родных землях Новой Зеландии, благо правительство охотно предоставило New Line Cinema налоговые льготы.

В общей сложности съемки заняли менее полутора лет. Создавались десятки тысяч единиц реквизита (от компонентов брони, луков и стрел до ушей хоббитов) и сотни концепт-артов, осваивались десятки локаций, а компания Джексона Weta Digital, основанная в 1993-м для работы над «Небесными созданиями», денно и нощно колдовала над визуальными эффектами.

О кинотрилогии «Властелин колец» написано немало книг, хотя фильмы лучше всего говорят сами за себя. По прошествии стольких лет («Возвращение короля» вышло в 2003-м) они нисколько не устарели и продолжают будоражить наше воображение как с постановочной, так и с содержательной точек зрения. Еще они принесли Джексону три «Оскара», всего завоевав 17 статуэток, и собрали в мировом прокате $2,9 миллиарда. По современному курсу – $4,4 миллиарда. Неплохо для режиссера, который совсем недавно запекал в маминой духовке дурацкие маски для инопланетян.

Мечты об обезьянах

Мы уже говорили, что «Кинг Конг» 1933 года, по сути, привел Питера Джексона в кино. Тогда как версия 1976 года, в ожидании премьеры которой он долго торчал на холоде возле кинотеатра, выбила у него из-под ног почву. В сладостных грезах он видел совсем иной фильм. Джексон посмотрел ту ленту 6 раз и не обнаружил и намека на подлинно авантюрный дух приключений. Поэтому он загорелся желанием создать собственную трактовку истории огромного примата и его деструктивных действий в центре Нью-Йорке.

На заре карьеры Джексон, разумеется, не мог убедить даже самого доверчивого продюсера выделить ему достаточно денег для съемок. Зато позднее – на горизонте уже маячили очертания Мглистых гор и уютных домиков Шира – Питер обсуждал ремейк «Конга» с представителями Universal. И, конечно, не упустил шанса вернуться к нему после того, как Кольцо Всевластья расплавилось в недрах Роковой Горы.

Джексон существенно доработал сценарий, обзавелся солидным бюджетом свыше $200 миллионов и отправился на съемки в любимую Новую Зеландию в компании Наоми Уоттс, Джека Блэка и Эдриана Броуди – по сюжету они снимали кино на острове Черепа в Индийском океане и наткнулись на разъяренную гориллу невероятных размеров.

Роль самого Конга посредством технологий захвата движения исполнил Энди Серкис, во «Властелине колец» создавший незабываемый образ прощелыги Голлума. И прелестное, надо заметить, кино получилось – душевный, эффектный, в высшей степени киноманский блокбастер, любовная открытка прекрасного режиссера прекрасной эпохе и прекрасному персонажу.

Туда и обратно

В 2009 году Джексон снял затейливую драму «Милые кости», которой в контексте его фильмографии многие почему-то пренебрегают. А зря – лента с Сиршей Ронан, Стэнли Туччи и Марком Уолбергом об убитой девочке, чья душа задержалась в некоем загробном мире, напомнила, что Питер времен «Небесных созданий» жив-здоров. Просто, как говорится, вышел покурить. Причем началось все вновь с книги – одноименный бестселлер Элис Сиболд заинтриговал режиссера эмоциональной глубиной и неоднозначными моральными дилеммами.

«Наймите 20 постановщиков и получите 20 разных картин», – сказал он.

У Джексона вышла вот такая – визионерская и сентиментальная.

Другим приветом из прошлого стала работа Джексона над еще одной трилогией. Которая, в отличие от предыдущей, его режиссерскую биографию совсем не красит. Надо было постараться, чтобы растянуть толкиновского «Хоббита», лаконичную в сущности книжку, на три ленты общей продолжительностью порядка 9 часов.

Итог неутешителен. Обилие картонных и не очень-то нужных персонажей, масса лишних деталей, которых и в помине не было в оригинальной версии, аляповатая компьютерная графика вместо кропотливой работы мастеров по миниатюрам и досадное ощущение самоповтора, беготни по злосчастному порочному кругу без малейшей возможности выбраться на волю.

А ведь вселенная намекала Джексону, что лучше держаться от хоббитов подальше. Да, сначала он действительно не собирался покидать мир Толкина. Но после судебных разборок с New Line Cinema (режиссер претендовал на часть доходов от продажи товаров по «Властелину колец») Питер уступил режиссерское кресло Гильермо Дель Торо. Тот уже снял дилогию «Хеллбой» и мрачную сказку «Лабиринт Фавна» и казался подходящим кандидатом для создания еще одной сказочной истории – об охоте гномов, хоббита и мага Гэндальфа за драконьим золотом.

Они с Джексоном днями, неделями, месяцами обсуждали всевозможные аспекты новых фильмов, но в итоге финансовые трудности компании Metro-Goldwyn-Mayer вынудили Дель Торо уйти из проекта. Эстафету подхватила New Line Cinema, и Джексон, поразмыслив, решил вернуться. Кто, дескать, если не он. Но, думается, Питер и сам вздохнул с облегчением, когда Бильбо Бэггинс после долгих скитаний обосновался в Бэг Энде.

Он стал старше?

Конечно, Джексон не молодеет. 60 лет – благородный, солидный возраст. И замечательный юбилей, с чем мы сэра Питера и поздравляем (да-да, в 2010 году он удостоился рыцарского звания). Но по его фильмам до недавних пор казалось, что этот человек в душе всегда юн и свеж. Старый брюзга едва ли сможет рассказать по-настоящему увлекательную историю, пусть и такую затянутую, как, например, «Хоббит: Битва пяти воинств».

Однако в 2018 году Джексон неожиданно для многих выпустил важную документальную ленту под названием «Они никогда не станут старше» – впечатляющее полотно о Первой мировой войне, созданное на основе архивных аудио- и видео-записей.

Это своеобразная поэма без героя, коллективный взгляд британских солдат на страшные фронтовые реалии, которая за счет колоризированных кадров и энергичного монтажного построения приобретает особую убедительность. Для Джексона, впрочем, технические аспекты не так важны по сравнению с самим материалом, дающим возможность фактически побывать в окопах Первой мировой, почувствовать боль солдат и разделить их робкую надежду.

На этом Джексон не остановился и через год, в честь 50-летия финального концерта The Beatles, оповестил о работе над документалкой The Beatles: Get Back, посвященной записи эпохального альбома Let It Be. В 1970-м по горячим следам уже выходил одноименный фильм, хотя знающие люди раскритиковали его за чрезмерную мифологизацию творческого процесса и личностей участников группы.

Джексон же задался целью показать битлов в реальных, ничуть не приукрашенных обстоятельствах, заручился поддержкой Пола МакКартни, Ринго Старра, вдов Джона Леннона и Джорджа Харрисона (Йоко Оно и Оливии Харрисон) и создал мини-сериал из трех эпизодов, релиз которого запланирован на 25 ноября 2021 года.

Что же, получается, Джексон окончательно погряз в документалистике и зарекся возвращаться в сказочные миры? Отнюдь – еще в 2011-м они со Стивеном Спилбергом работали над захватывающим мультфильмом «Приключения Тинтина: Тайна единорога» и договорились, что режиссером следующей ленты о репортере-авантюристе станет именно Питер. Спилберг же будет выполнять продюсерские обязанности.

Этот проект до сих пор окутан завесой тайны, и, несмотря на заверения обоих мэтров, по-прежнему непонятно, увидит ли он вообще свет. Если это произойдет – значит, Джексон в очередной раз вернется к тому, что удается ему лучше всего: рассказывать вдохновляющие истории о невероятных похождениях невероятных героев. Если же нет – что ж, подождем. И не будем забывать одну простую истину. Фильм Питера Джексона не появляется поздно. И рано тоже не появляется. Он появляется именно тогда, когда положено.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Улыбка дьявола: Как Хью Грант перешел на темную сторону

Ненаглядный наш Хью Грант – актер с максимально безобидной и обаятельной внешностью. Это сделало его звездой мелодрам и ромкомов, где…

2 часа назад

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

18 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

19 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

23 часа назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

2 дня назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

2 дня назад