В эту пятницу на Apple TV+ вышел сериал «Пять дней после катастрофы», основанный на реальных событиях. К сожалению, печальных и разрушительных – сюжет строится на последствиях урагана «Катрина», которые заставили десятки людей принимать мучительно сложные решения. К премьере «КиноРепортер» решил вспомнить, в каких еще проектах природные катаклизмы грозили разрушить нашу планету. И сосредоточился преимущественно на блокбастерах, при просмотре которых можно получить заряд не только адреналина, но и положительных впечатлений: чаще всего финал в таких картинах оптимистичный.
В фильме-катастрофе Яна де Бонта люди не бегут от смертоносной стихии, а, наоборот, преследуют ее. В центре сюжета оказываются супруги-ученые, находящиеся на грани развода (Хелен Хант и Билл Пэкстон). Несмотря на личные проблемы, они одержимы идеей запустить в центр смерча специальное устройство, способное передавать ценные для науки показания. Если охарактеризовать ленту кратко, то выйдет что-то вроде «Любовь (к ураганам и не только) с риском для жизни». Фильм номинировался на «Оскара» в категориях «Лучшие визуальные эффекты» и «Лучший звук», однако в историю кинопремии так и не вошел. Зато в его копилке оказалась «Золотая малина», присужденная в любопытной категории «Худший фильм со сборами свыше 100 млн долларов». Не всякий проект может похвастаться подобным.
С одной стороны, «Армагеддон» – это та самая картина, которая непременно должна быть включена в любой список фильмов о стихийных бедствиях. Культовый статус, душевность и Майкл Бэй в режиссерском кресле служат тому абсолютными гарантами. С другой – у ленты находится немало отличительных черт: слегка фантастический налет (он, правда, уравнивается отличной проработкой реалистичности происходящего на экране) и решительность героев, дерзнувших на смелые действия по предотвращению катастрофы. В итоге происходящее напоминает один из самых занимательных киноквестов по спасению человечества: группе простых работяг и пилотов NASA предстоит взорвать гигантский астероид, который уже спровоцировал на Земле разрушения небывалых масштабов. Просто напомним, что в главных ролях Брюс Уиллис, Бен Аффлек, Лив Тайлер, Билли Боб Торнтон и Стив Бушеми.
Интересно, что, помимо «Армагеддона», в том же 1998 году вышел еще один проект, который можно отнести к жанру научной фантастики. Либо гении мыслят одинаково, либо на исходе тысячелетия тема катастроф была востребована как никогда. В «Столкновении с бездной» герои точно так же пытаются подорвать комету, грозящую уничтожить животный и растительный мир Земли за считаные месяцы. Помимо катаклизмов, в картине без особого труда можно отыскать стандартные жанровые элементы: непредвиденные проволочки, журналистские расследования, политические интриги, массовые волнения и бесконтрольный страх населения. Однако без интересных деталей тоже не обходится: сюжет постоянно подтверждает слова о том, что ничего в этой жизни не дается легко (особенно если говорить о спасении целой планеты), космические эпизоды миксуются с земными, а вопрос жертвенности встает особенно остро. Разрушений, разумеется, тоже хватает: обойдемся без спойлеров, но масштаб происходящего на экране однозначно стоит просмотра.
Непревзойденным мастером в этом жанре является Роланд Эммерих. Несмотря на внушительный багаж кинофантастики, снимал американский режиссер и ленты, где основным антагонистом выступали не инопланетяне или культовые монстры, а матушка-природа. В «Послезавтра» грандиозные картины разрушения Америки органично переплетены с мелодраматическими линиями и экологической повесткой. Неудивительно, что лента была с восторгом принята публикой: на экране можно увидеть широчайший диапазон катаклизмов, вызванных глобальным потеплением, – от затяжных ливней, цунами и торнадо до наступления нового ледникового периода. Парадоксально, но невероятно зрелищно. А уж если вспомнить, что главные роли играют Деннис Куэйд и совсем юный Джейк Джилленхол, причин для повторного просмотра становится еще больше.
Еще один известный проект Роланда Эммериха, который вышел в прокат спустя пять лет после премьеры «Послезавтра». Название получилось говорящим: отсылка к календарю майя буквально кричала о том, что зрителей ждет новая вариация на тему апокалипсиса. На этот раз причиной неминуемо надвигающегося конца света послужила вспышка на Солнце, разогревшая ядро Земли и приведшая к появлению новых частиц, поведение которых предсказать невозможно. Причина не слишком очевидная, а вот итог предсказуемый: землетрясения, извержения вулканов, цунами и вот это вот все. Разрушенное культурное наследие и обломки цивилизации (в буквальном смысле) показаны во всей красе – природа не щадит ни статуи Христа в Рио, ни собор Святого Петра в Ватикане, ни Белый дом. Большой хронометраж, кстати, картине не вредит: действующих лиц здесь хватает (Джон Кьюсак, Аманда Пит, Чиветел Эджиофор, Дэнни Гловер, Тэнди Ньютон, Оливер Платт, Том МакКарти, Вуди Харрельсон и другие), так что темп не проседает, а за проявлениями человеческой натуры в экстремальных условиях следить всегда интересно.
Об испанском фильме «Невозможное», скорее всего, слышали только заядлые киноманы, а зря. Лента недаром стала не только сенсацией на родине, но и выдвигалась на «Оскара» и «Золотой глобус». Их фильму могла принести исполнительница главной роли Наоми Уоттс. Кстати, она была не единственной знаменитостью в проекте: партнером актрисы стал Юэн МакГрегор. Звезды сыграли супружескую пару, которая вместе с тремя детьми (роль старшего досталась совсем еще юному Тому Холланду) оказалась в центре масштабного цунами. Из-за того, что проект основан на реальных событиях, а реальный прототип главной героини работала со сценаристом, лента получилась не только максимально приближенной к тому, что происходило на самом деле, но и эмоционально сильной. История семьи, разворачивающаяся на фоне разрушительной катастрофы, изобилует трагическими поворотами, так что переживаний будет в избытке.
Охотниками за гигантскими смерчами являются и герои фильма-катастрофы «Навстречу шторму». Только вот они гоняются не за научными открытиями, а за деньгами и чистым адреналином. И иногда слишком далеко заходят в попытке сделать идеальный снимок разрушительного природного явления. По мере того как напряжение нарастает, а катаклизмы приобретают все более причудливые формы (как вам, например, огненный смерч?), героям приходится не только спасать незадачливых бедняг, не успевших укрыться, но и учиться принимать хоть какие-то решения, требующие личной ответственности. Несмотря на то что критики от фильма в восторг не пришли, посмотреть его можно как минимум по двум причинам – актерский состав во главе с Ричардом Армитаджем, а также тот факт, что «Навстречу шторму» представляет собой вариацию на тему found footage – найденной видеопленки с места событий. Какая-никакая, а изюминка.
Дуйэн Джонсон в главной роли и зрелищные разрушения. Учитывая, что персонаж Скалы – пилот вертолета пожарной охраны Лос-Анджелеса, то наблюдать за ним можно в воздухе, на земле и в воде – неплохая комбинация. Целью всех этих экстремальных действий является спасение семьи. Правда, герой переживает развод с женой и испытывает чувство вины из-за смерти дочери, но он, разумеется, готов на все, чтобы вывести родных за пределы территории, где уже вовсю хозяйничает природа. Так что семейные проблемы семейными проблемами, а необходимое для выживания объединение никто не отменял. В целом фильм – типичный представитель жанра со всеми вытекающими из этого утверждения последствиями. А вот хорошо это или плохо – решать только зрителю.
Во вселенной «Геошторма», согласно законам жанра, климат выкидывает все новые подлости, а человечество находится на грани вымирания. Не желая мириться с такой печальной участью, лучшие умы придумывают технологию «Голландец», которая поможет скорректировать погоду с помощью глобальной сети спутников. Однако, как это всегда и бывает, что-то идет не так, и с проблемой приходится разбираться создателю системы, которого несколько лет назад отстранили от проекта из-за несговорчивости. Попытки героя разобраться в происходящем приводят к странным сюжетным поворотам (по правде говоря, можно заподозрить создателей в банальном желании потянуть время) и внезапно всплывшей теме о господстве США. Но фильмы-катастрофы хороши именно своей зрелищностью, а с этим в «Геошторме» все более-менее в порядке. К тому же, Джерард Батлер в главной роли, глобальное потепление и космические исследования – микс как минимум необычный.
Интересная деталь нашлась и в довольно камерном, но все же отвечающем жанровым стандартам «Капкане». В центре сюжета оказывается молодая пловчиха Хэйли (звезда «Бегущего в лабиринте» Кая Скоделарио). После того как на Флориду обрушивается ураган пятой категории, она отправляется на поиски отца, который не выходит на связь. Поисковая миссия оказывается удачной: мужчина, хотя и ранен, но жив. Неприятности, впрочем, на этом только начинаются, поскольку герои не могут выбраться из полузатопленного подвала. А после того как в ловушке за компанию обнаруживается огромный аллигатор, готовый напасть в любой момент, дело принимает совсем уж дурной оборот.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…