Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Почему Джейк Джилленхол предпочитает саморазрушение романтике

Почему Джейк Джилленхол предпочитает саморазрушение романтике

19 декабря 2020 /
Почему Джейк Джилленхол предпочитает саморазрушение романтике

Звезде «Донни Дарко» и «Зодиака» исполнилось 40 лет.

19 декабря Джейку Джилленхолу исполняется 40 лет. Карьера актера начиналась с ромкомов и вдохновляющих байопиков, но в итоге он прославился как звезда психологических триллеров и напряженных драм. Разбираемся, почему участие в блокбастерах не сделало потомка шведских аристократов кумиром миллионов и какие проекты принесли ему любовь ценителей артхауса.

Первый прорыв

Джейк Джилленхол, родившийся в творческой сефмье, начал работать в кино с 11 лет. За первые десять карьеры он успел сняться почти в дюжине проектов и часто появлялся в картинах отца Стивена Джилленхола. Однако двери в большое кино перед ним распахнул «Донни Дарко» (2001). Научная фантастика, которую планировали выпустить сразу на видео, теперь считается культовой.

Кадр из фильма «Донни Дарко»

Джейк сыграл в картине старшеклассника, оказавшегося в центре странных и сюрреалистических событий (в кадре, например, то и дело появляется человек в костюме кролика). Детально продуманный сюжет, мифология, сдобренная научными объяснениями, и нужный драматический накал вписали картину в анналы истории.

Неудачи на поле ромкомов

В том же году Джилленхол снялся в романтической комедии «Парень из пузыря» (2001). С учетом симпатичной внешности актера было бы попросту глупо не воспользоваться такой возможностью в эпоху расцвета ромкомов. Но в итоге фильм не слишком тепло был принят критиками и провалился в прокате. Следующая попытка сыграть в жанре тоже вышла не слишком удачной: независимая черная комедия «Хорошая девочка» (2001), где партнершей актера стала Дженнифер Энистон, не сыскала любви публики и не могла похвастаться кассовым успехом.

Кадр из фильма «Любовь и другие лекарства»

Несколько лет спустя примерно та же история приключилась с «Любовью и другими лекарствами» (2010). В основном лента пришлась по вкусу ярым поклонникам актера, сделавшим ей неплохую кассу и международным журналистам, вручающим «Золотые глобусы» (они номинировавшего Джейка на статуэтку). «Любовная загвоздка» (2013) и вовсе стала последней на данный момент попыткой актера сыграть романтического героя – сложное производство (Дэвид О. Рассел покинул ленту после съемок из-за прекращения финансирования) и негативные отзывы сделали проект одним из самых низкооцененных в карьере актера.

Блокбастеры: можно, если осторожно

Положение чуть исправилось, когда Джилленхол впервые снялся в блокбастере – причем у самого Роланда Эммериха. В эпике об изменении климата «Послезавтра» (2004) он исполнил одну из главных ролей, однако спустя 15 лет после премьеры мало кому придет в голову ставить фильм-катастрофу в список лучших ролей Джейка – в фильмографии мгновенно отыщутся его более выдающиеся работы.

Если говорить о других высокобюджетных проектах, то особняком стоит «Принц Персии» (2010), который до сих пор поминают недобрым словом. То ли дело в пресловутом проклятии экранизации видеоигр, то ли время для создания фильма было выбрано неудачное. Сам актер в прошлом году тоже публично высказал свои претензии к картине. Он заявил, что блокбастер стал одним из худших примеров вайтвошинга, и на главную роль необходимо было брать не белого американца, а актера иранского происхождения.

Кадр из фильма «Принц Персии»

«Думаю, что из этого фильма я вынес урок, что надо намного тщательнее подходить к выбору ролей. Актеры могут ошибиться, но им стоит признавать, что они не были идеальными кандидатами на роль. Меня часто приглашали сыграть персонажей, которые мне не подходили, но затем ситуация изменилась», – отмечал Джилленхол.

Тактика себя оправдала: в сиквеле «Человека-Паука» (2019) актер смотрелся прекрасно, да и сборы в миллиард долларов подтверждают, что на этот раз все пошло как надо.

Кадр из фильма «Человек-паук: Вдали от дома»

Точка притяжения

Но наибольшее признание Джейку Джилленхоллу все равно принесли мрачные драмы, где он играл неоднозначных и зачастую сломленных внешними обстоятельствами персонажей. Хороших отзывов удостоились «Морпехи» (2005) Сэма Мендеса, этапной для Джейка стала роль в «Горбатой горе» (2005) Энга Ли, затем последовал криминальный триллер «Зодиак» (2007), который считается лучшим фильмом Дэвида Финчера.

В 2011 году, спустя десятилетие после выхода «Донни Дарко», Джилленхол вновь снялся в сайфае про путешествия во времени — «Исходный код» (2011) поставил сын Дэвида Боуи Данкан Джонс. Год спустя актер поработал с Дэвидом Эйром над «Патрулем» (2012), снятом в излюбленном жанре постановщика – двое напарников в антураже кровавых бандитских разборок в Лос-Анджелесе.

Кадр из фильма «Патруль»

Тандем мечты

Затем в жизни Джилленхола случилось сотрудничество с Дени Вильневым, которое вылилось в нечто прекрасное. В «Пленницах» (2013) о поиске пропавших девочек и выплескивающейся наружу ярости и «Враге» (2013) о природе дуальности актер творил что-то невероятное, чем закрепил свой статус безусловной звезды нишевых проектов.

«Думаю, что мы с Дени разделяем любовь к студийному кино и блокбастерам, но хотим отражать в них человеческий аспект, психологию, детали. Подготовка и исследование должны быть обширными и ничего нельзя воспринимать как должное. А это иногда случается, когда тебе на съемки дают большую сумму денег», – отмечает актер.

Кадр из фильма «Пленницы»

Взгляд в бездну

В том же году вышел «Стрингер» (2013), где героя Джейка затянуло в еще более беспросветную бездну. От развращенного и циничного Луиса Блума невозможно отвести взгляд, несмотря на то, что он творит ужасные мерзости. Буквальное олицетворение разъедающего все вокруг и никогда не рассеивающего мрака.

Список сломленных героев пополнил Дэвис из «Разрушения» (2015). Ламповую драму с несколькими сильными сценами Джейк почти полностью вытянул на себе, а учитывая, что его персонаж максимально отстранен от происходящего, можно только догадываться, каких трудов ему стоило на полутонах сыграть героя, медленно возвращающегося к жизни после смерти жены.

Кадр из фильма «Стрингер»

В тщательно выверенной многоуровневой конструкции Тома Форда «Под покровом ночи» (2016) герой Джейка показательно сменил милость на гнев. В этом фильме тоже нашлось место ослепляющей ненависти и внутренней трансформации: между тем, каким зритель видит Эдварда в начале и конце, – пропасть.

Вместе с внутренними преображениями Джейк Джилленхол не раз претерпевал и внешние. После «Стрингера», где он выглядел худым и абсолютно изможденным, актер набрал массу ради съемок в «Левше» (2015), не слишком оригинальной, но сюжетно крепкой боксерской драме. Пронзительный перфоманс Джилленхол выдал и в «Сильнее» (2017), где сыграл бегуна, лишившегося обеих ног во время взрывов на Бостонском марафоне.

Жажда экспериментов

Несмотря на амплуа, в последние годы Джилленхол не боялся браться за проекты других жанров. В его портфолио – ансамблевые приключения «Эверест» (2015), фантастическая сказка Пона Джун Хо «Окча» (2017), где он сыград усатого телеведущего-злодея, космический хоррор Даниэля Эспиноса «Живое» (2017), вестерн Жака Одиара «Братья Систерс» (2018), семейная драма «Дикая жизнь» (2018), ставшая режиссерским дебютом Пола Дано, и абсурдистский фильм ужасов «Бархатная бензопила» (2019), где он с явным удовольствием примерил карикатурный образ арт-критика.

Кадр из фильма «Бархатная бензопила»

«Я люблю дурачить публику. Люблю переворачивать с ног на голову все идеи, которые приходят им в голову, зная, что в следующей сцене ты сделаешь что-то, что противоречит их представлениям. Этот эмоционально-интеллектуальный спарринг с аудиторией меня заводит», – откровенно говорит Джейк.

Однако ближайшие годы должны ознаменовать возвращение Джейка Джилленхола к тому жанру, в котором ему практически нет равных. Не так давно было объявлено о том, что актер вновь поработает с Дени Вильневым. Судя по всему, старые приятели постоянно держали связь и в итоге подобрали себе идеальный проект – сериальную экранизацию романа Ю Несбе «Сын». Также в графике актера – фильм о создании «Крестного отца» и драма Майкла Бэя о грабителях, угнавших скорую помощь с умирающим пациентом.

Дени Вильнев и Джейк Джилленхол

Еще одним проектом о работе экстренных служб станет «Виновный», снятый Антуаном Фукуа по сценарию Ника Пиццолатто. Это ремейк одноименного датского фильма, который на родине стал сенсацией: критики попросту не ожидали от камерной картины сильнейшего эмоционального накала. А как мы знаем на этом поле Джейку нет равных.

Маленький бонус. Несмотря на то, что Джилленхол чаще всего воплощает на экранах парадоксальных героев – тронутых тьмой, склонных к саморазрушению, но при этом обладающих сильным внутренним стержнем, в реальной жизни актер – тот еще весельчак, способный и над оппонентом пошутить, и посмеяться над собой. Кроме того, Джейк отлично вписывается во всякие импровизационные активности – посмотрите, например, на его шуточное водное противостояние с Джимми Фэллоном.

Water War with Jake Gyllenhaal

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: