Кино

Неснятые хиты Дэвида Финчера: Шпионы, киллеры, Клеопатра

28 августа 2022 года – день знаменательный, что и говорить. Ведь Дэвид Финчер, режиссер любимых нами «Бойцовского клуба», «Семи», «Зодиака», «Манка» и «Социальной сети», празднует 60-летие! Эти и другие фильмы, к которым Финчер приложил руку, вы наверняка видели (если нет, то план действий на сегодняшний вечер готов). Но Дэвид, помимо прочего, известен своим невероятно придирчивым подходом к выбору проектов, поэтому любопытных неснятых картин в его фильмографии наберется ничуть не меньше, чем снятых. Об избранных лентах, которые Финчер всерьез собирался поставить, но затем по каким-то причинам дал задний ход, мы вам сейчас и расскажем.

«Поймай меня, если сможешь» (2002)

Вы, конечно, знаете эту прелестную авантюрную трагикомедию Стивена Спилберга, где агент ФБР с честной физиономией Тома Хэнкса гонялся за неуловимым трикстером с мальчишеской ухмылкой Лео ДиКаприо. Однако Спилберг был не единственным и даже не первым претендентом на режиссерское кресло. Кому его только не придвигали: и Лассе Халльстрему, и Кэмерону Кроу, и маститому классику Милошу Форману

А в 2000 году, еще до того, как на роль обаятельного пройдохи Фрэнка Абигнейла подписался ДиКаприо, перенести на экран историю знаменитого мошенника собирался Дэвид Финчер. Он уже выпустил «Семь», «Игру» и «Бойцовский клуб» и по праву считался одним из моднейших постановщиков рубежа веков. Но через несколько месяцев Дэвид передумал и переключился на более привычные криминальные триллеры. Так появилась «Комната страха» с Джоди Фостер и Кристен Стюарт, оммаж Финчера его любимым «Окну во двор» и «Соломенным псам». Каждому свое, как говорится. Но сейчас очевидно, что мрачное мироощущение Дэвида напрочь лишило бы «Поймай меня, если сможешь» фирменного игривого изящества.

«Человек-паук» (2002, 2012)

Полагаем, многие не отказались бы от финчеровского «Бэтмена». И такой шанс действительно был – Дэвиду предлагали снять «Бэтмена: Начало» еще до Кристофера Нолана. Вдаваться в подробности тут, в общем, нет смысла. Ну предложили, ну отказался (благо позднее триллеры самого Финчера вдохновили Мэтта Ривза на создание «Бэтмена» с Робертом Паттинсоном). Куда интереснее, что Финчер мог аж дважды поставить фильм о другом легендарном супергерое, Человеке-пауке! В первый раз – прежде, чем Сэм Рэйми нарядил в обтягивающее трико Тоби Магуайра в 2002-м. Во второй – в 2012-м, когда Магуайр пост сдал, а Эндрю Гарфилд приготовился его принять.

Тратить время на предысторию Паука Финчер решительно отказывался. Фанатам, дескать, прекрасно известно, как Питер Паркер дошел до жизни такой. Зато Зеленого Гоблина в качестве основного врага Паука Дэвид хотел оставить – безнравственный миллиардер в жуткой маске казался ему превосходным антагонистом. Также кровожадный Финчер намеревался прикончить Гвен Стэйси на глазах Паркера, причем ее гибель должна была выглядеть гораздо трагичнее, чем в «Новом Человеке-пауке: Высокое напряжение».

Питеру, в свою очередь, предстояло погрузиться в беспросветный траур и сложить полномочия народного героя окончательно и бесповоротно. В целом неудивительно, почему руководство Marvel предпочло более классические и безобидные версии кинокомиксов. Но, согласитесь, увидеть отчаявшегося Паука-пенсионера в финчеровской интерпретации тоже было бы заманчиво.

«Миссия: Невыполнима 3» (2006)

Многие поклонники взрывной франшизы о похождениях Итана Ханта именно третий эпизод считают лучшим – и небезосновательно. Здесь и правда в безупречных пропорциях смешан коктейль из шпионской романтики, головокружительных трюков, геройств Тома Круза и злодейств Филипа Сеймура Хоффмана. Режиссер Дж. Дж. Абрамс потрудился на славу. А ведь изначально его место планировал занять Дэвид Финчер, как раз после успеха «Комнаты страха», о которой мы писали чуть выше. Будто забыл о том, что из-за провала «Чужого 3» зарекся связываться с продолжениями крупных студийных франшиз.

Впрочем, харизматичный Круз даже вегетарианца уговорит отведать стейк с кровью. Вот Финчер и сменил гнев на милость, философски заметив, что идеально-то никогда не бывает. Но это не значит, что и пытаться не стоит.

«Ты все равно не сможешь снять именно такое кино, какое собираешься, – заявил Дэвид. – Но если боссы Paramount позволят нам осуществить хотя бы половину задуманного, из фильма точно выйдет толк».

Проблема крылась не в верхушке Paramount, а в Томе Крузе. Который сперва с энтузиазмом отнесся к назначению Финчера, а затем понял, что не сможет найти с ним общий язык. То есть блокбастер об Итане Ханте Дэвид не снял по тем же причинам, что и блокбастер о Человеке-пауке. Его видение финального результата столь разительно отличалось от общепринятых представлений об этих франшизах, что готовый продукт мог отпугнуть зрителей и, в случае с «Миссией», подорвать авторитет Круза как ослепительной звезды. Из-за этого же позднее проект покинул и Джо Карнахан, пока Круз не обрел послушного верноподданного в лице Кристофера МакКуорри.

«Тяжелый металл» (ремейк)

В 1981 году мир сотрясли громовые раскаты мультика «Тяжелый металл», основанного на серии одноименных научно-фантастических комиксов с элементами эротики. Это феерическое произведение с песнями Nazareth, Journey и Black Sabbath многие критики встретили с недоумением и осуждением, но впоследствии, благодаря повторному прокату и выпуску на кассетах, «Тяжелый металл» стал культовой штукой. К нему неровно дышал, в частности, Дэвид Финчер, который в 2008-м затеял его амбициозный ремейк в формате новелл, снятых именитыми режиссерами.

К работе подключились сплошные корифеи: Джеймс Кэмерон, Гильермо дель Торо, Зак Снайдер, Гор Вербински… Все наперебой предлагали Финчеру свои услуги. Но даже столь громкие имена, украсившие бы титры любого фильма или сериала, не могли убедить Paramount выделить финансирование (хотя речь шла о разумной сумме $50 млн). Спустя несколько лет права на ремейк приобрел Роберт Родригес, но до его реализации руки автора «Музыканта» так и не дошли.

А дальше подсуетились прозорливые дельцы из Netflix, которые разглядели в проекте потенциальный хит, выкупили права у Родригеса и превратили «Тяжелый металл» в хорошо знакомый вам сериал «Любовь. Смерть. Роботы». В создании его третьего сезона Финчер принял самое непосредственное участие, впервые сняв анимационную короткометражку: угрюмая морская легенда Bad Travelling по сценарию Эндрю Кевина Уокера («Семь») стала одним из главных украшений альманаха.

«Незнакомцы в поезде» (ремейк)

Дэвид Финчер – известный поклонник творчества Альфреда Хичкока. В 7-летнем возрасте он прочитал книжку «Хичкок/Трюффо», сборник бесед с мэтром французской «новой волны», и та лишь укоренила в нем желание поскорее вырасти и стать режиссером. Хичкоковское «Окно во двор» повлияло на это желание, пожалуй, сильнее всего – именно вуайеристская ипостась мастера саспенса была особенно близка Финчеру (хотя знаменитое «Головокружение» он не любил и однажды даже зарубился из-за этого с Мартином Скорсезе, который, в свою очередь, считал его одним из величайших фильмов всех времен и народов). Правда, для ремейка Финчер выбрал не «Окно во двор», а менее популярных «Незнакомцев в поезде», нуар об обмене убийствами.

Для реализации смелого замысла он собрал настоящую дримтим, сложившуюся в 2014-м на «Исчезнувшей». Главную роль доверили Бену Аффлеку, а к работе над сценарием привлекли писательницу Гиллиан Флинн. Финчер собирался осовременить классику для молодой аудитории. Вместо поезда персонажи встретились бы на самолете, а герой Аффлека из теннисиста превратился бы в кинозвезду. Звучит многообещающе, но ничего, к сожалению, не срослось: Флинн и Финчер переметнулись с «Незнакомцев» на сериал Amazon «Утопия», ремейк одноименного британского шоу. Дэвид в конце концов выбыл и из этого проекта, но к Хичкоку так и не вернулся.

«Клеопатра» (ремейк)

Что может быть более странным, чем думать о Дэвиде Финчере как об авторе кинокомикса про Человека-паука? Например, представить, как он в поте лица ваяет пеплум. Масштабный исторический эпик с многотысячной массовкой, помпезными батальными сценами и пышными декорациями. Такой, как четырехчасовая «Клеопатра» 1963 года с неподражаемой Лиз Тейлор. Именно этот фильм Финчер в 2011-м и решил переснять. Действительно, чем он хуже Тимура Бекмамбетова, в 2016-м осуществившего ремейк «Бен-Гура»? Тем более с такой заявкой на успех, как Анджелина Джоли в образе прославленной владычицы Египта.

Верный себе Дэвид не планировал снимать очередную «эпопею с огромными мечами и сандалиями». Его привлекал шанс вглядеться в Клеопатру как сложную, неординарную личность, искусного манипулятора и тонкого политика (а не просто секс-символ в откровенных нарядах). Словом, человека, не только важного для всемирной истории, но и актуального здесь и сейчас. Увы, несмотря на явную заинтересованность Финчера, новая «Клеопатра» так и не увидела свет. Ни с ним, ни с кем-то другим на месте постановщика.

Почему проект лишился Дэвида, доподлинно неясно. То ли ему помешала работа над «Карточным домиком». То ли Sony не устроили сборы «Девушки с татуировкой дракона». То ли еще что-то нехорошее приключилось. Как бы то ни было, «Клеопатра» осиротела. Джоли же ударилась в режиссуру, и в данный момент она вряд ли готова солировать в столь грандиозной картине.

«Война миров Z 2» (сиквел)

Эпичный зомби-боевик с Брэдом Питтом вихрем налетел на международный прокат в 2013 году и уложил его на обе лопатки. $540 млн кассовых сборов при бюджете $190 автоматически зажигали на киносветофоре зеленый сигнал для сиквела, а Питт охотно согласился поучаствовать в процессе в качестве продюсера и ведущего актера. Однако грядущий фильм вскоре погряз в трясине производственного ада. Строго говоря, с первой лентой тоже не все было гладко. Из-за изнурительных пересъемок и переноса даты премьеры бюджет, собственно, и вырос до космической суммы, указанной выше. Да, игра стоила свеч, но риски все равно имелись.

В 2016-м от сиквела отказался испанец Хуан Антонио Байона, отдав предпочтение «Миру Юрского периода 2». Так на борту зомби-лайнера оказался Дэвид Финчер – его лично убедил актер-талисман Питт. То есть как минимум за отношения режиссера и артиста можно было не опасаться. А то с постановщиком предыдущей части Марком Форстером Брэд постоянно конфликтовал, что также подпортило «Войне миров Z» репутацию.

Но сценарий без конца шлифовался, дата начала съемок продолжала сдвигаться, и Питт с Финчером в итоге переключились на другие проекты. В 2019-м же сиквел официально отменили. Один из источников утверждал, что основной причиной была потеря китайского рынка: в оригинальном варианте картины вспышка зомби-вируса произошла в Китае, после чего власти Поднебесной наложили на «Войну миров Z» строгое вето. Согласно иной версии, впрочем, Финчер просто потребовал слишком много денег, а Paramount в этот раз решили пожадничать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

5 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

6 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

10 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

1 день назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

1 день назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

1 день назад