Семейное фэнтези и ужасы, остроумная сатира и анимация, бесперебойный экшен и экранизация романа, получившего Пулитцера.
Ежегодно 18 мая отмечается Международный день музеев. Отпраздновать его можно по-разному, благо многие учреждения устраивают соответствующие культурные акции. Однако есть и другой способ: включить фильм, в котором музей играет не последнюю роль. Тем более что киногерои и сами не прочь отправиться в музей – Стивен Грант, Ганнибал и персонажи «Мечтателей» одобряют.
«Ночь в музее» (2006, 2009, 2014)
Семейная франшиза с Беном Стиллером в главной роли. Оказавшись в патовой ситуации, герой, неудачник по жизни, соглашается на работу ночным охранником в Музее естественной истории в Нью-Йорке. Там он неожиданно выясняет, что после захода солнца экспонаты оживают, и сталкивается с загадочным артефактом, на который уже положили глаз нехорошие люди. В общем, типичная героическая история с налетом фэнтези и Рами Малеком в роли египетского фараона.
Хотя исторических фигур хватает и в первой части, во второй их количество резко увеличивается, а действие перемещается в хранилище Федерального архива и Музей авиации. В триквеле герои отправляются через океан, а местом действия становится Британский музей в Лондоне. В общем, культурная программа на пятерку.
«Щегол» (2019)
Экранизация нашумевшего романа Донны Тарт, завоевавшего Пулитцера. Роман назван в честь произведения известного голландского художника Карела Фабрициуса. Картина волею судеб оказывается во владении Теодора Деккера (Энсел Элгорт). Происходит это при трагических обстоятельствах: мать героя погибает во время теракта в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Тем не менее интерес к антиквариату и искусству Тео проносит через всю жизнь, а вот картину в определенный момент упускает. Но отчаянно пытается вернуть, заручившись помощью друга Бориса (Анейрин Барнард), у которого есть свои причины, чтобы ввязаться в эту опасную авантюру. Несмотря на то, что действие перемещается из Нью-Йорка в Лас-Вегас, оттуда в Лондон и обратно, именно сцены в Метрополитен-музее пронимают зрителя сильнее всего. Тем более что «Щегол» закольцован – и сюжетно, и символически.
«Старики-разбойники» (1971)
Трагикомедия Эльдара Рязанова о следователе Николае Мячикове (Юрий Никулин), которого пытаются сместить, чтобы освободить место для «своего» человека. Герой так сильно хочет остаться на работе, что решается на преступление. Заручившись поддержкой друга-инженера Валентина Воробьева (Евгений Евстигнеев), также решительно отказывающегося выходить на пенсию, он организует «ограбление века». Похищение картины Рембрандта под видом работников музея проходит даже слишком гладко – пропажу никто не замечает, и неудачливым (хотя это как посмотреть) друзьям приходится вернуть ее обратно.
«Как украсть миллион» (1966)
Элегантный авантюрный фильм Уильяма Уайлера с Одри Хепберн и Питером О’Тулом в ролях грабителей. Несмотря на то, что «Как украсть миллион» – проект американский (он даже номинировался на премию Гильдии сценаристов США), он буквально пропитан французским шиком. Действие разворачивается в Париже 1960-х, где дочь коллекционера и искусного художника, создающего эффектные подделки, объединяется с экспертом в области искусства Саймоном Дермоттом.
Причина заключения союза необычная – из музея необходимо срочно выкрасть статуэтку Венеры, которую отец Николь Боннэ смастерил своими руками, а затем выдал за работу Бенвенуто Челлини. Ставки высоки, но в процесс ограбления очень некстати вмешиваются вспыхнувшие между грабителями чувства…
«Квадрат» (2017)
Фестивальный хит 2017 года, получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и продвинувший на новый уровень карьеру исполнителя главной роли Класа Банга («Девушка, которая застряла в паутине», мини-сериал «Дракула» и только что вышедший «Варяг»). В «Квадрате» он играет куратора музея современного искусства Кристиана, который становится жертвой уличного грабежа. Вместо того чтобы решить вопрос цивилизованным путем, герой решается на шантаж, что приводит к совершенно невообразимым последствиям. А параллельно готовит открытие выставки, гвоздем которой должно стать «прибежище доверия и неравнодушия».
Работа Рубена Эстлунда кажется беспорядочной, но она точно не бессюжетна: это сборник сатирических скетчей, доведенных до абсурда, но, как показала жизнь, вполне стремительно воплощающихся в реальность.
«2 дня» (2011)
Камерная мелодрама Авдотьи Смирновой о чиновнике из Москвы (Федор Бондарчук), который приезжает в провинциальный музей, готовый вот-вот исчезнуть из-за жадности и амбиций местного губернатора. Рабочая встреча, впрочем, затягивается: знакомство с заместителем директора (Ксения Раппопорт) переворачивает его жизнь. Уездная романтика, пасторальные пейзажи (снимал Максим Осадчий), острые реплики…
Да, от «2 дней» может веять излишней театральностью, но речь идет скорее о духе русской классики – взятую авторами (в соавторах – Анна Пармас) интонацию сложно назвать фальшивой. К слову, годом позже этот же тандем выпустил «Кококо» – историю неожиданных взаимоотношений музейной работницы из Санкт-Петербурга и заезжей хостес.
«Красное уведомление» (2021)
Хит Netflix со звездным актерским составом помотал своих героев по земному шару – от сказочного Бали и Аргентины до русской тюрьмы в необозначенном месте. Однако в музеи главных действующих лиц тоже заносит: не зря же они спецы в области искусства. Так, например, Нолан Бут (Райан Рейнольдс) красиво грабит Национальный музей замка Сант-Анджело в Риме. Сцена прекрасна тем, что в ход идет все, что попадается Буту под руку, а отбиваться от противников ему приходится часто. Учитывая, что отправной точкой нового приключения стал ни много ни мало Лувр, а платформа анонсировала целых два продолжения, то о Нолане и его приятелях, в числе которых ходят Дуэйн Джонсон и Галь Гадот, мы еще услышим.
«Кража в музее» (2008)
Кредо «Если любишь – отпусти» явно не знакомо героям этой авантюрной комедии. Трое охранников в американском музее противятся перевозу в другую страну экспонатов, к которым они прикипели всей душой. Решение есть, и оно очевидно: надо всего лишь подменить любимые предметы искусства. Так, Роджер (Кристофер Уокен) медитирует над «Одинокой девой», любитель кошек Чарлз (Морган Фриман) обожает «Девушку с котами», а фетишем Джорджа (Уильям Мэйси) давно стала скульптура «Бронзового воина». Как говорится, на старт, внимание, марш!
«Музей восковых фигур» (1988)
Куда же без классики. Студенты колледжа посещают музей восковых фигур, чья экспозиция состоит из героев ужастиков и признанных злодеев – от Дракулы до маркиза де Сада. Однако покидают выставку не все: некоторые экскурсанты навсегда остаются в ее стенах. Разумеется, не обходится без оккультных наук, Сатаны и заявленного конца света. Проект Энтони Хикокса даже обзавелся сиквелом, но музеями там уже не пахло: вместо этого распахнулись двери в потусторонние миры.
«8 подруг Оушена» (2018)
Не слишком удачный фем-ремейк «Одиннадцати друзей Оушена». Во всяком случае, фильм Гэри Росса («Плезантвиль») может похвастаться впечатляющим актерским составом – среди звезд Сандра Буллок, Кейт Бланшетт, Энн Хэтэуэй, Хелена Бонем Картер, Рианна, Сара Полсон и другие. А еще костюмами: по сюжету, героини проворачивают грандиозное ограбление во время мероприятия Met Gala в Метрополитен-музее. А это значит, что пришло время блистать – ведь на кону 150 млн долларов в бриллиантах, которые никак нельзя упустить.
«Ограбление по Фрейду» (2018)
Эксцентричная анимация посвящена психотерапевту Рубену Брандту. Он страдает от жестоких ночных кошмаров, навеянных легендарными картинами знаменитых художников. Одна из пациенток доктора организует преступный кружок, чтобы выкрасть шедевры искусства и помочь герою справиться с навязчивыми снами. Под ударом оказываются Лувр, Эрмитаж, Нью-Йоркский музей современного искусства, британская галерея «Тейт» и другие известные площадки. Разумеется, количество картин, мелькающих в кадре, зашкаливает, так что «Ограбление по Фрейду» оказывается не только ребусом, который интересно разгадывать, но и почти что сеансом арт-терапии.
«Афера Томаса Крауна» (1999)
«Афера Томаса Крауна» существует в двух версиях: 1968 года со Стивом МакКуином и Фэй Данауэй и 1999-го – с Пирсом Броснаном (он тогда еще не бросил играть Джеймса Бонда) и Рене Руссо. Но если в первом случае герои охотятся за деньгами, то во втором ставки уже поинтереснее. В центре сюжета – мультимиллионер Томас Краун, который настолько преисполнился в своем познании, что начал красть от скуки. Полицию он ставит на уши похищением картины «Сан-Джорджо-Маджоре в сумерках» Клода Моне, которая хранилась в Метрополитен-музее. По его следам также идет страховой детектив Кэтрин Бэннинг, так что в программе игра в кошки-мышки, романтическое напряжение и, конечно, новое ограбление.
«Чудо-женщина: 1984» (2020)
Воистину музеи прочно прописались не только в приключенческом кино, но и в супергероике. Персонаж Оскара Айзека из «Лунного рыцаря» работает в сувенирном магазинчике при музее, но мечтает водить экскурсии, а герои Джеммы Чан и Кита Харингтона в «Вечных» обосновались в Музее естественной истории в Лондоне. В DC тоже не отстают: Диана Принс (Галь Гадот) впервые появляется в фильме Зака Снайдера «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» в Музее древностей Готэм-сити. В «Чудо-женщине» и в «Лиге справедливости» она делает карьеру в Лувре. А в сиквеле «Чудо-женщины» Диана проводит много времени в Смитсоновском институте в Вашингтоне, где трудится антропологом. Туда же, кстати, регулярно наведывается и Максвелл Лорд (Педро Паскаль), пытающийся отыскать волшебный камень, исполняющий желания владельца.
Комментарии