Кино

Люк Бессон в разных жанрах

Люк Бессон – один из наиболее плодовитых и коммерчески успешных французских режиссеров. Кроме того, он стал сопродюсером свыше 90 фильмов, основал несколько успешных франшиз, включая «Такси», «Заложницу» и «Перевозчика», и написал сценарии к 69 картинам. Его режиссерская фильмография будет поменьше – Бессон снял 33 фильма и попробовал себя в самых разных жанрах: криминальном, историческом и биографическом кино, боевиках, триллерах, драмах, мультипликации и даже документалистике.

Пожалуй, легче сказать, в каких жанрах постановщик не работал: в частности, в хорроре. Впрочем, на этот год у него намечены съемки новой экранизации «Дракулы» Брэма Стокера, релиз которой запланирован на 2025-й. А сегодня, 18 марта, Бессону исполнилось 65 лет, и к этому юбилею «КиноРепортер» собрал картины Люка в его излюбленных жанрах.

Фантастика
«Последняя битва» (1983)

О фантастике за авторством Люка Бессона ходят легенды. Это, конечно же, «Пятый элемент» (1997), открывший миру повзрослевшую Миллу Йовович (до этого она блеснула в «Возвращении в Голубую лагуну»), «Необычайные приключения Адель» (2010) про журналистку, мумию и птеродактиля, «Люси» (2014) со Скарлетт Йоханссон и сомнительный «Валериан и город тысячи планет» (2017), снятый по комиксу, который режиссер обожал с детства.

А вот «Последняя битва» в фильмографии Бессона не самое популярное кино. С него он начал свою режиссерскую карьеру в полном метре, взяв за основу собственную короткометражку «Предпоследний», поставленную двумя годами ранее. Там двое мужчин, выживших после апокалипсиса, дрались друг с другом насмерть, одетые в костюмы из пакетов, кусков труб и железные противогазы. Непонятно, что между ними произошло, из-за чего у них конфликт, кажется, давнишний, и кто третий мужчина, появившийся из ниоткуда. Это больше похоже на некую зарисовку, на которой Бессон тренировался перед первым серьезным фильмом, нежели на законченную историю.

В «Последнюю битву» он перенес постапокалиптический мир, добавил сюжет и женщин (в «Предпоследнем» их, видимо, не осталось – для удовлетворения своих потребностей главный герой использовал надувную куклу). Человек (Пьер Жоливе) пытается выжить в пустыне и строит аэроплан, но конфликтует с жестоким Капитаном (Фриц Веппер) и быстренько улетает в разрушенный город, где знакомится с Доктором (Жан Буиз). Но и здесь у него не складывается: в окрестностях бродит Убийца (Жан Рено) – и жить приходится с оглядкой. Однако в финале появляется смутная надежда, что, может быть, мир не погиб окончательно, и восстановить хотя бы крохи того, что осталось, еще реально.

Особенность «Последней битвы» в том, что герои не разговаривают. Это не немое кино в общепринятом понимании: просто люди разучились разговаривать и постепенно деградируют до уровня пещерных жителей. Этакая эволюция наоборот. Снято все в черно-белом цвете, что еще больше усиливает общую безнадежную атмосферу.

Бессон не стал делать картину зрелищным развлечением для массового зрителя, хотя сомнений в том, что уже тогда мог бы, нет. Он пошел по иному пути. Взял нескольких человек и дал взглянуть на них в экстремально неблагоприятных условиях, показав, что ждет человечество, если у него все отобрать. И такая перспектива выглядит куда более жуткой, нежели восстание зомби, Всемирный потоп или еще что-то в подобном духе.

Триллер
«Подземка» (1985)

Люку Бессону не чужды и триллеры. Его второй полнометражный фильм «Подземка» как раз из этой оперы. Одновременно это история любви и немного драма, и щепотка панковатости, приправленная сумасшедшинкой.

В руки главному герою Фреду попадают интересные документы, он пытается шантажировать богачку Хелену, но без памяти в нее влюбляется. Он прячется в метро, даже под уровнем метро, где кипит андеграундная жизнь: здесь тусуются музыканты, продавцы цветов, панки. Все это безудержно влечет Хелену, избалованную, уставшую от скуки и жаждущую испытать что-то новое.

В «Подземке» звучит много музыки. Ощущение, будто смотришь один большой клип, не оставляет. Оно усиливается еще и бессоновским подходом к съемке: до того как начать снимать кино, он набивал руку на музыкальных роликах. И в стилистике «Подземки» это чувствуется – динамичный монтаж, эффектный свет, цвета, пластика главных героев.

Их, кстати, сыграли Кристофер Ламберт и Изабель Аджани. Люк Бессон изначально хотел видеть в своей картине Стинга и Шарлотту Рэмплинг, но те отказались. И сейчас на месте Ламберта с Аджани невозможно представить кого-то другого. На первый взгляд, они кажутся кардинально разными. Хелен – утонченная и яркая брюнетка, привыкшая к роскоши. Фред – панковатый безбашенный блондин, живущий одним днем. Но есть и нечто общее, притягивающее их друг к другу, – желание быть свободными.

В год выхода «Подземка» стала одним из самых популярных фильмов во Франции, заняв почетное третье место по посещаемости в кинотеатрах.

Спорт
«Голубая бездна» (1988)

Про Люка Бессона часто говорят, что до переключения на голливудские блокбастеры – зрелищные, динамичные, с многомиллионным бюджетом, но без души, он делал нечто абсолютно прекрасное и ни на что не похожее. Один из таких фильмов – «Голубая бездна», его первая англоязычная картина. Посвящена она спорту, нырянию на глубину. В центре сюжета два спортсмена – Жак Майоль (Жан-Марк Барр) и Энцо Молинари (Жан Рено), которые в реальности были звездами фридайвинга. На основе их биографии Бессон и снял свое кино, причем Майоль поработал консультантом.

Двое мальчишек, друзья не разлей вода, вместе выросли на греческих островах. Оба влюбились в море и стали профессиональными ныряльщиками на глубину. Оба достигли таких высот, что остальные остались далеко позади. Однако это же сделало их вечными соперниками.

И вот через десятки лет они встречаются, чтобы схлестнуться в главной битве и выяснить, кто из них лучше. Невозможно наблюдать за этой борьбой, не сжав кулаки от волнения: всплывут – не всплывут? Каждый из них хорош, и к обоим проникаешься симпатией.

Жак и Энцо влюблены в море, как и сам режиссер, – страстно, почти болезненно. Но один из них одержим желанием победить, а другому как будто все равно – он просто любит. Причем так сильно, что жизнь на суше видится ему пресной, и даже вспыхнувшие чувства к девушке не удерживают его на земле.

У этой картины странная судьба. Она провалилась в прокате, но стала одной из самых обсуждаемых лент того года и получила две премии «Сезар» – за лучший звук и лучшую музыку, которую написал Эрик Серра. Хотя для американской версии «Голубой бездны» вместо его композиций вставили саундтрек Билли Конти. Кроме того, полностью изменили финал. Этот фильм – душа Люка Бессона, его собственная тоска по голубой бездне, о которой он мечтал. Недаром он так много раз говорил, что «Голубая бездна» заканчивается там, где начинается «Атлантис».

Документальное кино
«Атлантис» (1991)

«Атлантис» – единственный серьезный док в творчестве Люка Бессона (картину «Артур и невидимки: Год самых великих приключений» (2007) о съемках серии мультфильмов про Артура в стране минипутов в расчет брать не стоит – там режиссер даже в титрах не указан). При этом сам он не любил это определение – документальный, предпочитая более меткую характеристику англо-австралийского кинокритика Дэвида Стреттона: «морская опера». Это и правда описывает фильм куда лучше, ведь документалистика подразумевает рассказ о чем-либо.

«Атлантис» же – это погружение в подводный мир, любование его обитателями, наблюдение и следование за ними. Здесь нет текста и титров за исключением названий частей и их подразделов, нет закадрового голоса, рассказывающего, что это и кто это, нет научного подтекста. Есть только главные герои – дельфины, акулы, ламантины, пингвины, осьминоги, манты и прекрасная музыка Эрика Серра, которая сопровождает подводное путешествие на протяжении всего фильма.

В «Атлантисе» Люк Бессон признался в своей любви к морю, океану. Все детство он провел на побережьях Греции, Югославии и Болгарии, собираясь продолжить семейную традицию и стать инструктором по подводному плаванию, как и его родители. И только полученная в 17 лет травма заставила его вернуться в Париж и заняться поисками себя, в результате чего он пришел к кино. Может, Бессон и потерял шанс профессионально заниматься любимым делом, но страсть никуда не делась, и на съемках фильма, которые длились 3 года, он погружался в воду в качестве одного из операторов. Кроме того, он значится здесь режиссером, сценаристом, сопродюсером и монтажером.

«Атлантис» (почти затерянная Атлантида) воспевает красоту подводной флоры и фауны, безгласно призывая беречь и сохранять ее. Если вам хочется испытать нечто прекрасное, умиротворяющее и вдохновляющее, то эта работа Бессона обязательна к просмотру.

Исторический фильм
«Жанна д’Арк» (1999)

Исторические факты незыблемы: что было, то было – и все тут. Хотя некоторые умудряются перекраивать историю в угоду уже нездоровой толерантности. Взять, к примеру, сериал «Анна Болейн» (2021) с темнокожей Джоди Тернер-Смит в роли белой королевы.

Бессон же решил изобразить исторические события максимально реалистично – с этой целью он и приступил к работе над фильмом о Жанне д’Арк, девушке, которая встала во главе французских солдат и повела их за собой против англичан во время Столетней войны, а в благодарность получила сожжение на костре как богоотступница.

История есть история, а вот каким был тот или иной человек на самом деле, узнать никогда не получится. Можно лишь строить догадки и домыслы, импровизировать. Да, существуют записи (если их не уничтожили во время очередной войны), но это всего лишь записи. Поэтому при работе над историческим кино режиссеры приукрашивают персонажей, показывая их зрителю такими, какими они представляются в их воображении.

Жанна д’Арк Люка Бессона – это молодая, чувствительная и нервная девушка, которая постоянно злится на поле боя, когда солдаты ее не слушают. В некоторых сценах она и вовсе выглядит истеричкой: работать, а уж тем более подчиняться такому начальнику люди вряд ли захотят. Тут режиссер замахнулся на святое – на образ французской героини, почитаемой и глубокоуважаемой, и такого образа зрители ему не простили.

Бессон собрал звездный состав – Джона Малковича, Фэй Данауэй, Дастина Хоффмана, Венсана Касселя. А роль Жанны сыграла молодая Милла Йовович, которая на тот момент еще не была спасительницей человечества Элис из «Обители зла» (2002), но являлась возлюбленной режиссера, и он активно снимал ее в своих картинах. Она отлично смотрится в седле и латах, но роль принесла ей номинацию на «Золотую малину», тогда как сама картина получила две премии «Сезар» (за костюмы и звук) и премию «Люмьер».

Анимация
«Артур и минипуты» (2006)

У мультфильма «Артур и минипуты» интересная история. В 2002 году на книжных полках вдруг появилась одноименная книга за авторством Люка Бессона. Изначально он планировал написать две истории, но книжка так полюбилась читателям, что в итоге их вышло четыре. И все гадали, будет ли экранизация, не подозревая, что 5 лет назад режиссер уже написал сценарий «Артура», который и переработал в книги. Сам Бессон рассказывал, что первая часть первой книги, где читателей знакомят с основными героями, списана с его детства и с него самого.

Мультипликационный фильм «Артур и минипуты» вышел на экраны в 2006 году и был неоднозначно встречен зрителями: кто-то восторгался, кто-то плевался. Оно и понятно: искусство – субъективная штука, и что для одного – шедевр, для другого – полный провал.

Сюжет фильма (и книги) рассказывает о 10-летнем Артуре, который прознал о дедушкином секрете: прежде чем пропасть, тот где-то спрятал сокровище. А оно бы сейчас ой как пригодилось, поскольку дом бабушки осаждают кредиторы. Вместо клада мальчик находит дедушкины записи, в которых вычитывает про страну загадочных минипутов и ритуал открытия ворот в их мир. Конечно, он тут же его проводит, и начинаются приключения.

Мультфильм вышел ярким, красочным и богатым событиями, а вот для какого он возраста – непонятно. Если для детей, то в нем слишком много недвусмысленных намеков, понятных лишь взрослым. Как, например, сцена с Урдалаком, главным злодеем: вернувшись из военного похода, он напился, поцеловал самку долгоносика, и та наградила его отвратительной внешностью. Аллюзия, думается, вполне себе понятная. Если же мультфильм для взрослых, то все выглядит слишком уж по-детски аляповато.

Как бы то ни было, «Артура» вполне стоит посмотреть, а заодно почерпнуть для себя кое-какие занятные мыслишки. На одной картине Бессон не остановился: войдя в раж, он поставил два продолжения – «Артур и месть Урдалака» (2009) и «Артур и война двух миров» (2010).

Биография
«Леди» (2011)

Главными героями своих фильмов Бессон часто делает сильных женщин, от которых зависит спасение человечества, жизнь других людей, разрушение привычной системы. Вспомните тот же «Пятый элемент», «Невероятные приключения Адель» (2010), «Никиту» (1990), «Жанну д’Арк», «Анну» (2019). Он даже над названиями особо не заморачивается: просто дает картинам имена персонажей. «Леди» от всех остальных отличается тем, что Су Чжи – реально существующий человек.

Женщина эта – дочка Аун Сана, который привел свою страну Мьянму, больше известную как Бирма, к независимости. После его смерти и военного переворота девочка уехала в Британию, где вышла замуж и родила двоих сыновей. Обстоятельства заставили ее вернуться на родину, и выехать оттуда она уже не смогла, ввязавшись в многолетнюю политическую борьбу и возглавив «Национальную лигу за демократию». Она стала национальным героем, и в 1991 году ей присудили Нобелевскую премию мира.

Бессон тщательно подошел к созданию этого биографического фильма. Он максимально точно воссоздал колорит Мьянмы (по большей части съемки проводились в Таиланде – его природа похожа на бирманскую), пригласил большое количество бирманских актеров для главных ролей и в массовку. Актриса Мишель Йео брала уроки бирманского языка, а при создании точной копии дома Су Чжи учитывались даже стороны света.

И все же фильм не о политической борьбе, как может показаться, а о силе безграничной любви героини к своему мужу (Дэвид Тьюлис), сыновьям и родине, для которой она стала новой надеждой на светлое будущее. Су Чжи всю жизнь стоит между этими видами любви, крепко держа их за руки и не отпуская, несмотря ни на что. Народ ее обожает, а муж поддерживает, ведя свою борьбу за ее признание за пределами Мьянмы.

В «Леди» нет морализаторства, попыток найти в героях плохое и хорошее. Здесь есть несомненное Добро и бесповоротное Зло. Бессон не поддерживает первое и не осуждает второе, только смотрит со стороны на разворачивающиеся события и наслаждается процессом.

Криминал
«Малавита» (2013)

Если говорить о Люке Бессоне в криминальном жанре, то первым на ум приходит «Леон» (1994), пронзительный фильм о дружбе девочки-подростка и наемного убийцы, взявшего ее под свое крыло. Главные роли в картине сыграли юная Натали Портман, Жан Рено и Гари Олдман, а созданные ими образы навсегда вошли в историю кино.

Бессон вообще неравнодушен к криминалу. Он часто смешивает этот жанр с другими – драмой, триллером, боевиком. Среди его работ подобного рода – «Никита», которая впоследствии выросла аж в два сериала (канадский и американский), и «Малавита», криминальная черная комедия с Робертом Де Ниро, Мишель Пфайффер и Томми Ли Джонсом.

Джованни Манзони (Де Ниро) донес ФБР на своего бывшего босса – крупного мафиози, и его семья пошла по программе защиты свидетелей, переехав в крохотный городок. Они пытаются там прижиться, но криминальное прошлое постоянно напоминает о себе, из-за чего герои попадают в комичные ситуации. Мафия довольно быстро узнает, где они прячутся, и приезжает по их души. Для победы членам семьи нужно объединить свои силы, что они и делают, превращая город в поле боя.

Этот семейный аспект – одна из сильных сторон фильма. Среди бесконечных картин о разваливающихся человеческих отношениях Бессон показывает нормальную (по крайней мере, внешне) семью, где родители любят и уважают друг друга, не лезут к детям, не устанавливают неадекватных запретов, и те относительно нормально себя ведут. У каждого из них свои странности и нездоровые замашки, но на семейные отношения это не влияет.

«Малавита», конечно, не шедевр, но динамика и приятные герои  однозначно радуют. Любая сцена, что может показаться тягомотной, заканчивается, не успев наскучить. И сюжет вновь мчится вперед. Так что картина реально захватывает, и потратить на нее время ничуть не жаль.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

5 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

6 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

8 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

10 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

12 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

15 часов назад