Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Лучшие криминальные драмы про перевозчиков

Лучшие криминальные драмы про перевозчиков

4 сентября 2022 /
Лучшие криминальные драмы про перевозчиков

Собираем знаковые неонуары и боевики – от «Водителя» до «Драйва» и «Наркокурьера».

26 августа на Netflix вышел боевик «Сеульский драйв», действие которого разворачивается в разгар подготовки к летним Олимпийским играм 1988 года. Пока Южная Корея готовится к масштабному спортивному событию, местные гангстеры тоже не дремлют: команда гонщиков приступает к отчаянному плану по перевозке налички под прикрытием. К премьере зрелищного экшна «КиноРепортер» собрал еще 7 фильмов о перевозчиках-одиночках, в машинах которых оказывалось нечто нелегальное – от украденных денег и запрещенных веществ до похищенных людей.  

«Водитель» (1978)

Довольно известный в свое время неонуар Уолтера Хилла (постановщик, к слову, до сих пор активен в профессии – в этом году выходит его вестерн «Умереть за доллар» с Уиллемом Дефо и Кристофом Вальцем). Главный герой, молчаливый водитель и  профессионал своего дела (звезда «Барри Линдона» Райан О’Нил), явно вдохновлен «Самураем» Жана-Пьера Мельвиля – во французской криминальной драме подобную роль играл Ален Делон.

В экранные противники О’Нилу достался Брюс Дерн. Он играет детектива, который всеми правдами и неправдами пытается поймать безымянного водителя. Противостояние, полное напряженных моментов, отдает той самой маскулинностью классического Голливуда – никакой вам нетоксичной мужественности, все по-настоящему, а ставки высоки.

И, разумеется, свои намерения герои доказывают поступками – а потому в «Водителе» идет не только борьба умов (детектив пытается поймать оппонента на месте преступления, провоцируя его на ошибку), но и прикладных навыков. Из них и родились несколько головокружительных сцен погонь по ночному Лос-Анджелесу, которые сняты так, что выглядят ни разу не устаревшими. Кстати, фильм стал голливудским дебютом для Изабель Аджани – так что роковой красотке здесь тоже нашлось место (правда, она потом посчитала, что «Водитель» разрушил ее карьеру). Впрочем, в нуарах всегда так.

«Перевозчик» (2002)

Запустивший целую киновселенную боевик по сценарию Люка Бессона. И запустивший в космос карьеру Джейсона Стэйтема, который до того момента прославился сотрудничеством с Гаем Ричи, но звезд с неба не хватал. Это потом, после «Перевозчика» началась эра «Механиков», «Паркеров» и «Профессионалов». Тем более, что физическая форма бывшего пловца и специалиста в области боевых искусств вполне позволяла Стэйтему самостоятельно выполнять почти все трюки. 

Бывший спецназовец Фрэнк Мартин живет на побережье Франции, особенно не светится, тихо занимается перевозкой нелегальных грузов. Однако все меняется в день, когда ему приходится нарушить три строгих правила, которых он придерживался всю жизнь. Взрывы, драки, погони, тюрьма и попытка уничтожить мощный синдикат, промышляющий контрабандой людей. В общем, неплохая завязка на успех, продолжившаяся двумя сиквелами и мягким перезапуском в формате сериала. 

Кстати, метавселенная начала зарождаться почти сразу – в «Соучастнике», речь о котором пойдет ниже, Джейсон Стэйтем сыграл именно Фрэнка Мартина – в аэропорту Лос-Анджелеса он обменялся портфелями с героем Тома Круза. В общем, кроссовер, который мы заслужили. 

«Соучастник» (2004)

И снова неонуар. На этот раз в режиссерском кресле Майкл Манн, а на экране электрический дуэт Тома Круза и Джейми Фокса. Первый играет киллера Винсента, которому за ночь надо убрать пять мишеней. Второй – его подельника по неволе Макса, который неожиданно для себя оказывается в опасной и непривычной обстановке. 

За несколько часов герои оказываются в самых разных обстоятельствах – сталкиваются с полицией, отправляются в джаз-клуб, наносят визит местной мафии… В общем, нервно до жути. Тем более, что «Соучастник» не спешит быстро заканчиваться – фильм идет ровно два часа и развязка не ясна до последней минуты. Более того, картина сконструирована таким образом, что переживания за главного героя никуда не деваются даже при повторном просмотре. В общем, маленький шедевр и точно бриллиант в своем жанре. 

Любопытно, что проект мог оказаться совсем другим: изначально на главные роли планировалось взять Рассела Кроу и Адама Сэндлера, который к тому моменту уже успел доказать, что может блистать не только в комедиях, но и в драмах. А роль второго плана, которая в итоге досталась Марку Руффало, должен был исполнить Вэл Килмер, в последний момент выбравший съемки в историческом эпике Оливера Стоуна «Александр». Более того, в разгаре съемок сменился даже оператор. Так что «Соучастник» получился скорее вопреки всему. 

«Драйв» (2011)

Один из самых больших фестивальных успехов Николаса Виндинга Рефна (призы за лучшую режиссуру в Каннах абы кому не раздают), пришедшийся по вкусу и массовой публики. Фанаты до сих пор спорят, остался ли в живых герой Райана Гослинга – и это не спойлер, потому что при такой опасной профессии заварушки с огнестрельным и холодным оружием (включая ножи и вилки) прямо-таки показаны. Водитель, правда, предпочитает второй тип: сцена с молотком, например, завораживает и пробирает до мурашек. Ну и куда без музыкального сопровождения – прозвучавшие в картине треки Kavinsky, кажется, привели к новой волне популярности ретровейва. Отличную работу проделал и Клифф Мартинес, с которым постановщик затем поработает снова: над минималистичными и одновременно броскими фильмами «Только бог простит» и «Неоновый демон», а также сериалом «Слишком стар, чтобы умереть молодым».

По большей части «Драйв» посвящен не конкретному ограблению (а главный герой, каскадер по профессии, подрабатывает именно так), а живописанию криминального антуража. Это мир на обломках несбывшихся мечтаний, в пучине которого  зарождается фатальное по своей природе течение, которому невозможно сопротивляться – можно только двигаться дальше, уповая на удачу и собственные навыки. Строгий кодекс, который приходится нарушить, любовь, трансформация, невозможность вырваться, неизбежное кровопролитие. Свойственное датскому режиссеру ультранасилие здесь упаковано в эстетсткую обертку, но подано так универсально, что способно повлиять на самую массовую аудиторию.

Хотя, похожие черты были и в том самом «Водителе», с которого мы начали подборку. Даже названия – The Driver и Drive в оригинале – схожи. А операторская работа отсылает к работам все того же Жана-Пьера Мельвиля. В общем, все повязаны и это прекрасно. Кстати, роль водителя, живущего в мире криминала, Райан Гослинг позже сыграл в еще одном фильме – «Месте под соснами» (2013). 

«Малыш на драйве» (2017)

Еще один проект, вдохновленный все тем же «Водителем» конца 1970-х (а еще «Схваткой» того же Майкла Манна и «Бешеными псами» Квентина Тарантино). Правда, изрядно переработанным Эдгаром Райтом – уж этот любитель броского монтажа и отсылок не упускает возможности построить что-то свое на чужом фундаменте. Творческое присвоение высшей степени – все по заветам великих. 

Так или иначе, экшн Baby Driver положительно оценили далеко не все. Многие посчитали, что режиссер слишком увлекся формой, позабыв о содержании (сам Райт говорил, что подгонял сцены под композиции, которые ему безумно нравились). А сама история вышла довольно банальной – и обрамление музыкальных хитов при всем желании режиссера сделать как можно лучше не придало ей дополнительного объема. 

Малыш (Энсел Эльгорт), еще ребенком попал в автомобильную аварию, унесшую жизнь его родителей. Теперь его в его ушах всегда наушники помогающие заглушить шум в ушах, а в качестве призвания он выбрал угон машин. Долговые обязательства перед гением преступного мира (одна из последних ролей Кевина Спейси перед глобальной отменой), чувства к официантке из закусочной (Лили Джеймс) и вынужденное сотрудничество с группой бандитов (Джон Хэмм, Джейми Фокс и Эйса Гонсалес) приводят к тому, что называется «ситуация хуже некуда». Кстати, у этой истории, как и у «Драйва» открытый финал. Так что «хуже некуда» может еще и варьироваться. 

«Наркокурьер» (2018)

Экранизация статьи о самом старом в мире наркокурьере просто обязана была достаться Клинту Иствуду – ему самому на тот момент было 88 лет. Он же сыграл главного героя – Лео Шарпа по прозвищу «Дедушка», до глубоких седин работавшего на главу мексиканского картеля. Причем на опасную работу он подвизался далеко не мальчиком – уже после семидесяти.

Виной всему американская мечта, вылившаяся в повсеместный кризис. Экономический, семейный, отчасти личный – в свое время Шарп принимал участие в боевых действиях, а на старости лет лишился даже безобидного хобби. Правда, в реальности речь шла о Второй мировой, а в кино героя сделали ветераном войны в Корее. Впрочем, война – всегда война, здесь разговор короткий. 

«Наркокурьер» в итоге вышел довольно камерной драмой, в которой главной звездой безусловно является сам Иствуд. Эмоциональная глубина, с которой он играет своего героя (в ленте его зовут Эрлом Стоуном), придает картине душевность, выгодно выделяющую ее на фоне аналогичных проектов. Кроме того, отлично показано, как легко заблуждения и недооценка «партнеров» может привести к губительным последствиям. И тюрьма в этом случае оказывается меньшим из зол. 

«Спецдоставка» (2022)

Свежий азиатский боевик, который язык не повернется назвать женским ремейком «Перевозчика». Хотя по факту все так и есть: Ын-ха работает в курьерской службе, начальство и клиентов не подводит, в случае чрезвычайной ситуации от поездки отказывается. Но ровно до того момента, пока в ее машину не садится испуганный маленький мальчик. С ключом к банковской ячейке, где лежит 30 миллионов долларов. Тогда-то все и летит к чертям. 

В целом это типичное южнокорейское кино: с грязными копами, безумными трюками, и почти полным отсутствием огнестрела – бандиты тут предпочитают орудовать битами. А еще здесь есть неоновый ночной город, бодрая музыка и превосходные экшн эпизоды без капли компьютерной графики.

И лица, которые вы точно видели, если следите за новинками кинематографа страны: например, Пак Со-дам и Чон Хен-джун перекочевали сюда из «Паразитов», Ким И-сон играл в «Поезде в Пусан» и «Инсайдерах», а Сон Сэ-бек снялся в «Посреднике» Хирокадзу Корээда. Последний еще не вышел в широкий прокат, но уже успел наделать шуму: в Каннах ему присудили сразу два приза. Сама «Спецдоставка», кстати, тоже успела побывать на престижном смотре: минувшей зимой его представляли в Роттердаме. И этому не помешали ни сюжетные допущения, ни местечковый юмор в духе «Форсажа».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: