Отечественный неонуар, который спродюсировал Илья Найшуллер, выходит в прокат.
13 июля на экраны выйдет «Кентавр» – триллер о таксисте, который не так прост, как кажется, и его дерзкой пассажирке. Сценарий изначально писался под Юру Борисова, однако заполучить его создатели даже не надеялись. Все изменилось с приходом Ильи Найшуллера («Хардкор», «Никто») – человека, умеющего превращать простые истории в нишевые хиты. В «Кентавре» он значится исполнительным продюсером, и этого в целом достаточно.
Из других звездных приобретений – Сергей Гилев в образе уставшего, но крайне ответственного начальника службы безопасности, болезненно нервный Григорий Верник и продолжательница великой династии Анастасия Талызина, которой на протяжении полутора часов приходится играть с наемным водителем в кошки-мышки. Предстает она в роли эскортницы, так что для любопытствующих припасен небольшой (и довольно актуальный) вводный курс в профессию. А еще неожиданный стриптиз на краю пропасти.
Название картины подразумевает симбиоз главного героя и его автомобиля – другие древнегреческие отсылки остаются на усмотрение зрителя. Связь эта многократно подчеркивается: в кресле борисовский Саша не чувствует себя инвалидом (работа над пластикой – редкий актерский вызов) и мастерски водит. Даже без рук может. Еще и вслух проговаривает: «Это ты одинокая, у меня машина есть».
Автомобиль – очевидно, ловушка. Весь вопрос – для кого. В том, что случайности не случайны, зритель убеждается до самого финала. Странностей в поведении героев тоже хватает. Саша – инвалид с ограниченным кругом интересов (документалки про зверят выглядят как никогда жутко) и непоколебимой уверенностью в том, что он в силу профессии и опыта умеет читать окружающих. Не привыкла доверять другим и Лиза (Талызина). По долгу службы она тоже встречается с разными людьми, далеко не всегда безобидными.
Обстоятельства, закручивающиеся в подобие спирали, заставляют обоих увиливать от правды и ловить друг друга на лжи. Сплоченности ансамблю такой подход, понятное дело, не добавляет: каждый сам за себя. Запутать зрителя старается и камера, чересчур гладко скользящая по женским телам, – почти идеальная иллюстрация male gaze.
Примерно до середины фильма кажется, что стоило остановиться на короткометражном формате: слишком уж затягивается часть, в которой герои рассказывают про ночную жизнь, отличающуюся от дневной, и пытаются друг друга припугнуть. Но как только подключается третья сторона, становится интереснее – возникает экшен (гоночный и рукопашный), а сдавшее было напряжение проявляет себя с новой силой.
Уникальности – хоть сюжетной (для таксистов-маньяков пора вводить отдельную категорию), хоть визуальной – от «Кентавра» ждать не стоит при всех отсылках к классике. Да и персонажи, особенно второстепенные, слишком стеснены жанровыми рамками: их экспрессия порой выглядит наигранной, а моральные принципы (точнее, их отсутствие) – топорными.
Зато юмор хорош, особенно шутки, которыми герои перекидываются, будучи на грани нервного срыва. В плюсы можно записать музыку (композитор – Даша Чаруша), отсылающую к «Соучастнику» и «Драйву», заливающий экран неон и в общем удачный замах на создание неонуара по-русски. Еще и с любопытными локациями – от бензоколонки в качестве островка спокойствия до заброшенной круговой парковки (чем не ад по Данте?).
Кульминация и вовсе сделана в духе «Форсажа» (в смысле неправдоподобия), что позволяет наконец-то отпустить себя: обстановка разряжается мастерски. Да и в целом попытка обыграть простой сюжет (даже перевернув его с ног на голову) получилась скорее успешной. Хотя бы с социальной точки зрения: чуйка «на опасного мужика» может не сработать, телефон – сесть, а двери – заблокироваться в самый неподходящий момент. К тому же, в тревожной обстановке воображение спешит подбросить зрителю собственные ужасы. Вне зависимости от того, воплотятся они на экране или нет, адреналин обеспечен.
Комментарии