Кино

Играй, как Стрельцов: Яркие российские фильмы о футболе

Сборную России могут сколько угодно отстранять от участия в международных турнирах, а отечественные клубы – на пушечный выстрел не подпускать к еврокубкам. Все равно футбол, лучшая на свете игра с мячом, в нашей стране живее всех живых. И не только в реальности, но и на экране: картины о футболе выходят с завидной регулярностью, а их авторы успешно осваивают самые разные жанры, от классических байопиков до ромкомов и серьезных драм. 7 подобных лент мы и вспомнили в нашем материале – причем лент чисто современных, при всем уважении и нежной любви к жемчужинам советского кино (о некоторых из них можно почитать в отдельной статье).

Garpastum (2005)

Слово harpastum переводится с латыни как «античная игра в мяч». Но в названии фильма, согласитесь, эта конструкция выглядела бы чересчур тяжеловесно. То ли дело – емкое, лаконичное, манящее «Гарпастум»! Именно так Алексей Герман – младший озаглавил свой второй полный метр, где центральную роль впервые в карьере исполнил 20-летний Данила Козловский (а Гоша Куценко сыграл великого поэта Александра Блока).

Действие ленты начинается на заре Первой мировой войны, когда в 1914 году пули националиста Гаврило Принципа оборвали жизнь эрцгерцога Фердинанда, наследника австрийского престола. В одной из ранних сцен молодой человек Николай (Козловский) листает книжку скабрезного содержания, а его брат Андрей (Евгений Пронин) чеканит мяч. Эти эпизоды фактически задают тон всей картине: футбол и отношения с женщинами здесь спаяны в тесный союз.

Пока Андрей крутит роман с красивой вдовой (Чулпан Хаматова), Николай мечтает о собственном футбольном поле. Они с приятелями собираются выкупить участок земли, а для сбора средств играют на деньги с другими командами. Сто лет назад это выглядело не менее эффектно и напряженно, чем в наши дни. Хотя сняты сами матчи предельно просто, реалистично, без всяких экспериментов с графикой и монтажом. Подлинное украшение меланхоличной ретродрамы о переломной эпохе в истории России и Европы, когда страшный военный конфликт уже маячил на горизонте, но герои еще тешили себя иллюзиями о мире, любви и спортивных победах.

«Выкрутасы» (2010)

Чего только нет в этом колоритном ромкоме Левана Габриадзе. И Милла Йовович, очаровательно щебечущая по-русски, и Иван Ургант в образе коварного бывшего, и Владимир Меньшов в роли строгого депутата, и Сергей Гармаш в бандитских черных очках. А командует парадом Константин Хабенский: его герой, писатель-неудачник Колотилов, никак не может уехать из родного города Пальчики и попасть на собственную свадьбу с красавицей Наденькой (Йовович). Дело в том, что его по ошибке приняли за тренера. И заставили участвовать в чемпионате России по дворовому детскому футболу.

Колотилов наспех сколачивает команду из местных беспризорников в надежде, что в первом же матче те с треском продуют, а его отпустят в Москву. Как бы не так – чумазые мальчишки трюкачат почище персонажей «Убойного футбола» и разделывают соперников под орех. Рассчитывая, что после победы в турнире их покажут по телевизору, а там, глядишь, и родители за ними вернутся. Более мелодраматичной завязки, будем честны, не придумать. Но разве плохо в очередной раз напомнить о разумном-добром-вечном, подпеть хитам группы Uma2rman, а затем запулить мяч в пылающее золотом закатное солнце и во всеуслышание объявить, что жизнь прекрасна?

«Коробка» (2015)

Потрясающее, почти гениальное в своей наивности кино. О том, как русские и кавказцы задрипанную футбольную коробку поделить не могли. Кавказцы играют за «Спартак» на приличном стадионе и считают себя крутыми. Русские прозябают, собственно, на коробке с аляповатыми граффити. Но однажды на коробке объявляются кавказцы. И почему-то решают, что должны единолично ею владеть. Так родилась идея мини-турнира из трех принципиальных поединков: победитель получает все, а проигравший в слезах покидает коробку и больше не возвращается.

Среди действующих лиц – мальчик, мечтающий стать танцором, толпа пугающе накачанных гопников, милейшая дебютантка Стася Милославская с кудряшками и экс-вратарь «Спартака» Руслан Нигматуллин в эпизодической роли тренера с мушкетерской бородкой. Молодежь по-пацански выясняет отношения в духе «Ты че! А ты че!», самые рядовые кадры зачем-то снимаются с немыслимых углов, а в особо ответственные моменты герои под торжественную музыку сурово шествуют из точки в точку в лучших традициях Доминика Торетто.

В общем, планировал-то Эдуард Бордуков снять серьезную социальную драму, а вышла скорее народная комедия, чье фееричное простодушие умиляет и обезоруживает. «Коробка» просто существует, и делайте с этим все, что хотите. Да, самое главное: уличный футбол – это действительно здорово. А в каждом дворе каждого российского города можно найти столько талантливых ребят, что не на одну – на сто сборных хватило бы.

«Тренер» (2018)

Данилы Козловского много не бывает, поэтому футбольных фильмов с его участием мы вспомнили сразу два. За 13 лет после выхода «Гарпастума» Козловский стал одним из главных актеров поколения, и неудивительно, что из безвестного дворового игрока он переквалифицировался в капитана сборной России по фамилии Столешников. Которого, правда, угораздило запороть пенальти в важном поединке с румынами. Вскоре после этого горе-капитан со скандалом покинул поле и не успел оглянуться, как оказался в славном городе Новороссийске. В новой для себя роли тренера футбольного клуба «Метеор».

В 2020-м зрителей нашей планеты (а может, и других планет тоже) покорил замечательный сериал «Тед Лассо», где герой Джейсона Судейкиса поднимал со дна английский «Ричмонд» и попутно латал трещины в собственной жизни. Но за два года до западных коллег тем же самым занимался наш Столешников в режиссерском дебюте Козловского. Он с грехом пополам налаживает отношения с игроками, общается с фанатами, флиртует с симпатичным доктором Варей (Ольга Зуева)…

Личные проблемы и профессиональные вызовы буквально раздирают этого сбитого летчика на части, но вопреки всему он находит в себе силы ступать по идеально подстриженному газону с высоко поднятой головой. И только попробуйте заявить, что не ждете финального матча Лиги Европы между «Метеором» и «Челси». Никогда не поверим.

«Лев Яшин. Вратарь моей мечты» (2019)

Голкипер Лев Иванович Яшин – самый узнаваемый советский футболист. Его фамилию слышали даже те, кто ни разу в жизни не ударил по мячу. В составе московского «Динамо» Яшин неоднократно выигрывал чемпионат СССР, а со сборной побеждал на Олимпиаде и завоевывал Кубок Европы. В 1963 году он получил главную футбольную награду «Золотой мяч», и с тех пор это достижение не покорялось больше ни одному вратарю.

Но режиссер Василий Чигинский не превращает его в сверхчеловека. Напротив, не стесняется взглянуть на легенду с иронией. И реальный факт из биографии Яшина, когда после нелепо пропущенного гола он временно завязал с футболом и занялся хоккеем, – прелестная трагикомичная вставка, делающая эту картину еще приятнее. Скромная она, уютная, с уместным патриотическим пафосом. Алексей Гуськов в роли мудрого тренера кажется отцом родным. А в исполнении дебютанта Александра Фокина, лишенного звездного лоска, Яшин вышел эдаким парнем из соседнего подъезда, который утром охотно обменяется с тобой парой шуточек, а вечером героически потащит пенальти на глазах у тысяч болельщиков.

«Стрельцов» (2020)

– Как-то у вас все быстро, Эдуард Анатолич.
– Я ж футболист. В футболе думать некогда.

Байопик прославленного форварда Эдуарда Стрельцова, которого за фантастическую технику прозвали советским Пеле. В 1954-м он дебютировал за московское «Торпедо», в 1955-м впервые сыграл за сборную СССР, а еще через 2 года украсил грудь золотой медалью Олимпийских игр. Однако в 1958-м его карьера трагически прервалась: Эдуарда арестовали по обвинению в изнасиловании и приговорили к 12-летнему тюремному заключению. Доподлинно неизвестно, был ли Стрельцов виновен. Но после возвращения на свободу он так и не набрал прежней формы, в 1970-м повесив бутсы на гвоздь.

В фильме Ильи Учителя в советского Пеле перевоплотился Александр Петров, создав привычный, уже почти каноничный образ обаятельного хулигана. В первых же эпизодах со своим участием он прямо-таки супергеройствует. Набивает мяч тысячу раз, чтобы впечатлить девушку и проучить грубых пьянчуг, затем врывается на практически проигранный матч, обводит всю команду противника и засаживает в девятку. Примерно тот же трюк он проделывает и в официальном поединке за «Торпедо», заворожив соперников финтами в стиле игры FIFA (разумеется, все с зашкаливающим количеством эффектных рапидов).

Вышла вполне классическая для российских лент о советских легендах история, где герой пытается расправить крылья, пока партийные функционеры всячески вставляют ему палки в колеса. За роль скользкого чиновника здесь ответственен всегда и везде убедительный Александр Яценко, а возлюбленную Стрельцова Аллу сыграла муза Петрова Стася Милославская.

«Нефутбол» (2021)

Что мы, в конце концов, все о мужиках да о мужиках. Ведь женский футбол тоже имеет право на существование. Доказано еще в 2002-м Кирой Найтли, блеснувшей в популярной мелодраме «Играй, как Бекхэм». Теперь же по ее стопам пошла Любовь Аксенова, ставшая капитаном (капитаншей?) любительской женской команды из Таганрога под названием «Изумруд».

Зовут ее Даня, то есть Даша. И она чудо как хороша с подбитым глазом и в рокерской кожанке. Все футболистки параллельно работают на заводе. Его начальник, стереотипный эффективный менеджер, в целях экономии грозится урезать спонсорство и распустить «Изумруд». Но мириться с подобной несправедливостью Даня не намерена. Она собирает новую команду из отчаянных домохозяек и покоряет вершины назло всем, кто дерзнул усомниться в решительности бравых российских женщин.

Если что-то в сюжетных, так сказать, коллизиях этой картины покажется вам странным, не спешите удивляться: к сценарию приложил руку автор «Коробки» Эдуард Бордуков, которого спортивное кино притягивает мощным магнитом. Но определенная народность, уютная провинциальность им с режиссером Максимом Свешниковым явно удалась: на трибунах сидит дед с козой, таганрогский блогер Макар стримит матчи для шести благодарных подписчиков, а за музыкальное сопровождение отвечают Хаски, Кино и Муся Тотибадзе с Иванушками.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

6 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

8 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

9 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

11 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

14 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

16 часов назад