Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Играй, как Стрельцов: Яркие российские фильмы о футболе

Играй, как Стрельцов: Яркие российские фильмы о футболе

1 июня 2022 /
Играй, как Стрельцов: Яркие российские фильмы о футболе

К мячу подходят Данила Козловский, Константин Хабенский и Александр Петров.

Сборную России могут сколько угодно отстранять от участия в международных турнирах, а отечественные клубы – на пушечный выстрел не подпускать к еврокубкам. Все равно футбол, лучшая на свете игра с мячом, в нашей стране живее всех живых. И не только в реальности, но и на экране: картины о футболе выходят с завидной регулярностью, а их авторы успешно осваивают самые разные жанры, от классических байопиков до ромкомов и серьезных драм. 7 подобных лент мы и вспомнили в нашем материале – причем лент чисто современных, при всем уважении и нежной любви к жемчужинам советского кино (о некоторых из них можно почитать в отдельной статье).

Garpastum (2005)

Кадр из фильма Garpastum

Слово harpastum переводится с латыни как «античная игра в мяч». Но в названии фильма, согласитесь, эта конструкция выглядела бы чересчур тяжеловесно. То ли дело – емкое, лаконичное, манящее «Гарпастум»! Именно так Алексей Герман – младший озаглавил свой второй полный метр, где центральную роль впервые в карьере исполнил 20-летний Данила Козловский (а Гоша Куценко сыграл великого поэта Александра Блока).

Действие ленты начинается на заре Первой мировой войны, когда в 1914 году пули националиста Гаврило Принципа оборвали жизнь эрцгерцога Фердинанда, наследника австрийского престола. В одной из ранних сцен молодой человек Николай (Козловский) листает книжку скабрезного содержания, а его брат Андрей (Евгений Пронин) чеканит мяч. Эти эпизоды фактически задают тон всей картине: футбол и отношения с женщинами здесь спаяны в тесный союз.

Пока Андрей крутит роман с красивой вдовой (Чулпан Хаматова), Николай мечтает о собственном футбольном поле. Они с приятелями собираются выкупить участок земли, а для сбора средств играют на деньги с другими командами. Сто лет назад это выглядело не менее эффектно и напряженно, чем в наши дни. Хотя сняты сами матчи предельно просто, реалистично, без всяких экспериментов с графикой и монтажом. Подлинное украшение меланхоличной ретродрамы о переломной эпохе в истории России и Европы, когда страшный военный конфликт уже маячил на горизонте, но герои еще тешили себя иллюзиями о мире, любви и спортивных победах.

«Выкрутасы» (2010)

Кадр из фильма

Чего только нет в этом колоритном ромкоме Левана Габриадзе. И Милла Йовович, очаровательно щебечущая по-русски, и Иван Ургант в образе коварного бывшего, и Владимир Меньшов в роли строгого депутата, и Сергей Гармаш в бандитских черных очках. А командует парадом Константин Хабенский: его герой, писатель-неудачник Колотилов, никак не может уехать из родного города Пальчики и попасть на собственную свадьбу с красавицей Наденькой (Йовович). Дело в том, что его по ошибке приняли за тренера. И заставили участвовать в чемпионате России по дворовому детскому футболу.

Колотилов наспех сколачивает команду из местных беспризорников в надежде, что в первом же матче те с треском продуют, а его отпустят в Москву. Как бы не так – чумазые мальчишки трюкачат почище персонажей «Убойного футбола» и разделывают соперников под орех. Рассчитывая, что после победы в турнире их покажут по телевизору, а там, глядишь, и родители за ними вернутся. Более мелодраматичной завязки, будем честны, не придумать. Но разве плохо в очередной раз напомнить о разумном-добром-вечном, подпеть хитам группы Uma2rman, а затем запулить мяч в пылающее золотом закатное солнце и во всеуслышание объявить, что жизнь прекрасна?

«Коробка» (2015)

Кадр из фильма

Потрясающее, почти гениальное в своей наивности кино. О том, как русские и кавказцы задрипанную футбольную коробку поделить не могли. Кавказцы играют за «Спартак» на приличном стадионе и считают себя крутыми. Русские прозябают, собственно, на коробке с аляповатыми граффити. Но однажды на коробке объявляются кавказцы. И почему-то решают, что должны единолично ею владеть. Так родилась идея мини-турнира из трех принципиальных поединков: победитель получает все, а проигравший в слезах покидает коробку и больше не возвращается.

Среди действующих лиц – мальчик, мечтающий стать танцором, толпа пугающе накачанных гопников, милейшая дебютантка Стася Милославская с кудряшками и экс-вратарь «Спартака» Руслан Нигматуллин в эпизодической роли тренера с мушкетерской бородкой. Молодежь по-пацански выясняет отношения в духе «Ты че! А ты че!», самые рядовые кадры зачем-то снимаются с немыслимых углов, а в особо ответственные моменты герои под торжественную музыку сурово шествуют из точки в точку в лучших традициях Доминика Торетто.

В общем, планировал-то Эдуард Бордуков снять серьезную социальную драму, а вышла скорее народная комедия, чье фееричное простодушие умиляет и обезоруживает. «Коробка» просто существует, и делайте с этим все, что хотите. Да, самое главное: уличный футбол – это действительно здорово. А в каждом дворе каждого российского города можно найти столько талантливых ребят, что не на одну – на сто сборных хватило бы.

«Тренер» (2018)

Кадр из фильма

Данилы Козловского много не бывает, поэтому футбольных фильмов с его участием мы вспомнили сразу два. За 13 лет после выхода «Гарпастума» Козловский стал одним из главных актеров поколения, и неудивительно, что из безвестного дворового игрока он переквалифицировался в капитана сборной России по фамилии Столешников. Которого, правда, угораздило запороть пенальти в важном поединке с румынами. Вскоре после этого горе-капитан со скандалом покинул поле и не успел оглянуться, как оказался в славном городе Новороссийске. В новой для себя роли тренера футбольного клуба «Метеор».

В 2020-м зрителей нашей планеты (а может, и других планет тоже) покорил замечательный сериал «Тед Лассо», где герой Джейсона Судейкиса поднимал со дна английский «Ричмонд» и попутно латал трещины в собственной жизни. Но за два года до западных коллег тем же самым занимался наш Столешников в режиссерском дебюте Козловского. Он с грехом пополам налаживает отношения с игроками, общается с фанатами, флиртует с симпатичным доктором Варей (Ольга Зуева)…

Личные проблемы и профессиональные вызовы буквально раздирают этого сбитого летчика на части, но вопреки всему он находит в себе силы ступать по идеально подстриженному газону с высоко поднятой головой. И только попробуйте заявить, что не ждете финального матча Лиги Европы между «Метеором» и «Челси». Никогда не поверим.

«Лев Яшин. Вратарь моей мечты» (2019)

Кадр из фильма

Голкипер Лев Иванович Яшин – самый узнаваемый советский футболист. Его фамилию слышали даже те, кто ни разу в жизни не ударил по мячу. В составе московского «Динамо» Яшин неоднократно выигрывал чемпионат СССР, а со сборной побеждал на Олимпиаде и завоевывал Кубок Европы. В 1963 году он получил главную футбольную награду «Золотой мяч», и с тех пор это достижение не покорялось больше ни одному вратарю.

Но режиссер Василий Чигинский не превращает его в сверхчеловека. Напротив, не стесняется взглянуть на легенду с иронией. И реальный факт из биографии Яшина, когда после нелепо пропущенного гола он временно завязал с футболом и занялся хоккеем, – прелестная трагикомичная вставка, делающая эту картину еще приятнее. Скромная она, уютная, с уместным патриотическим пафосом. Алексей Гуськов в роли мудрого тренера кажется отцом родным. А в исполнении дебютанта Александра Фокина, лишенного звездного лоска, Яшин вышел эдаким парнем из соседнего подъезда, который утром охотно обменяется с тобой парой шуточек, а вечером героически потащит пенальти на глазах у тысяч болельщиков.

«Стрельцов» (2020) 

– Как-то у вас все быстро, Эдуард Анатолич.
– Я ж футболист. В футболе думать некогда.

Байопик прославленного форварда Эдуарда Стрельцова, которого за фантастическую технику прозвали советским Пеле. В 1954-м он дебютировал за московское «Торпедо», в 1955-м впервые сыграл за сборную СССР, а еще через 2 года украсил грудь золотой медалью Олимпийских игр. Однако в 1958-м его карьера трагически прервалась: Эдуарда арестовали по обвинению в изнасиловании и приговорили к 12-летнему тюремному заключению. Доподлинно неизвестно, был ли Стрельцов виновен. Но после возвращения на свободу он так и не набрал прежней формы, в 1970-м повесив бутсы на гвоздь.

Кадр из фильма

В фильме Ильи Учителя в советского Пеле перевоплотился Александр Петров, создав привычный, уже почти каноничный образ обаятельного хулигана. В первых же эпизодах со своим участием он прямо-таки супергеройствует. Набивает мяч тысячу раз, чтобы впечатлить девушку и проучить грубых пьянчуг, затем врывается на практически проигранный матч, обводит всю команду противника и засаживает в девятку. Примерно тот же трюк он проделывает и в официальном поединке за «Торпедо», заворожив соперников финтами в стиле игры FIFA (разумеется, все с зашкаливающим количеством эффектных рапидов).

Вышла вполне классическая для российских лент о советских легендах история, где герой пытается расправить крылья, пока партийные функционеры всячески вставляют ему палки в колеса. За роль скользкого чиновника здесь ответственен всегда и везде убедительный Александр Яценко, а возлюбленную Стрельцова Аллу сыграла муза Петрова Стася Милославская.

«Нефутбол» (2021)

Кадр из фильма

Что мы, в конце концов, все о мужиках да о мужиках. Ведь женский футбол тоже имеет право на существование. Доказано еще в 2002-м Кирой Найтли, блеснувшей в популярной мелодраме «Играй, как Бекхэм». Теперь же по ее стопам пошла Любовь Аксенова, ставшая капитаном (капитаншей?) любительской женской команды из Таганрога под названием «Изумруд».

Зовут ее Даня, то есть Даша. И она чудо как хороша с подбитым глазом и в рокерской кожанке. Все футболистки параллельно работают на заводе. Его начальник, стереотипный эффективный менеджер, в целях экономии грозится урезать спонсорство и распустить «Изумруд». Но мириться с подобной несправедливостью Даня не намерена. Она собирает новую команду из отчаянных домохозяек и покоряет вершины назло всем, кто дерзнул усомниться в решительности бравых российских женщин.

Если что-то в сюжетных, так сказать, коллизиях этой картины покажется вам странным, не спешите удивляться: к сценарию приложил руку автор «Коробки» Эдуард Бордуков, которого спортивное кино притягивает мощным магнитом. Но определенная народность, уютная провинциальность им с режиссером Максимом Свешниковым явно удалась: на трибунах сидит дед с козой, таганрогский блогер Макар стримит матчи для шести благодарных подписчиков, а за музыкальное сопровождение отвечают Хаски, Кино и Муся Тотибадзе с Иванушками.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: