Кино

Не только Мадс Миккельсен: 5 звезд мирового кино из Дании

Сегодня 60 лет исполняется старшему брату Мадса Миккельсена Ларсу. По этому поводу «КиноРепортер» решил вспомнить о других датских актерах, которые давно раздвинули границы и шагнули на экраны всего мира. Есть, конечно, исключения вроде Николая Ли Кааса, звезды криминальной франшизы «Мистериум», который предпочитает сниматься в локальных проектах. Но, снискав популярность на родине, они, как правило, не останавливаются и покоряют международный прокат.

Мадс Миккельсен

В фильме «Казино Рояль» (2006)

Пожалуй, самый известный из современных датских актеров. Мадс (его имя, к слову, читается как «Мэс») начинал с малого – сначала снялся в дебютах Николаса Виндинга Рефна («Дилер», 1996) и Андерса Томаса Йенсена («Мерцающие огни», 2000), из которых выросло плодотворное многолетнее сотрудничество. Затем получил статус самого сексуального мужчины страны и покорил сначала Западную Европу, а потом Голливуд. 

Мировая известность пришла к Миккельсену в 2006 году – с ролью Ле Шиффра в «Казино Рояль». Фильм открыл миру Джеймса Бонда в исполнении Дэниэла Крэйга (в корпулентного блондина тогда никто не верил), но внимание публики от агента 007 уверенно уводил его опасный оппонент. Ле Шиффр появлялся в первом романе Яна Флеминга, а потому уже пару раз мелькал на экране, но Мадсу удалось придать ему зловещий флер, который подкрепляло звенящее в воздухе сексуальное напряжение. Это была битва альфа-самцов, а потому сцена пытки по градусу напряжения может посоперничать разве что с допросом под предводительством Рауля Сильвы. 

В сериале «Ганнибал» (2013-2015)

Ролью в бондиане Мадс обеспечил себе ворох предложений от голливудских студий, но и от земляков не отворачивался. Это привело к укреплению фестивальных позиций: как раз за «Охоту» (2012) актер получил главный приз Каннского кинофестиваля. А год спустя случился «Ганнибал» Брайана Фуллера, который обеспечил Миккельсену огромный фандом по всему миру.

Актеру, которого изначально не хотели брать на роль Лектера из-за европейского происхождения, удалось если не перещеголять Энтони Хопкинса в культовой роли, то уж точно встать с ним в один ряд. Мадс до сих пор вынужден отвечать на вопросы фанатов и журналистов о возвращении персонажа на экраны, хотя с премьеры финального сезона прошло, страшно сказать, восемь лет. 

Баланс между экспериментальными форматами и многомиллионными блокбастерами актеру удается выдерживать до сих пор. Он появился в киновселенной Marvel, мелькнул в спин-оффе «Звездных войн», примерил роль киллера в боевике для Netflix «Полярный» и заменил Джонни Деппа в роли злого волшебника Геллерта Грин-де-Вальда. Примерно в тот же промежуток на его счету появились фильм о выживании в арктической пустоши (чтобы представить его, Мадс даже приезжал в Москву), фестивальная драма «Еще по одной», взявшая «Оскара» в иностранной категории, а также брутальная драма с элементами черной комедии «Рыцари справедливости». В общем, фанаты довольны: у Мадса запросто можно отыскать проект буквально на любой вкус – от фантастики и драмы до вестерна и исторического детектива. 

Ким Бодниа

В сериале «Убивая Еву» (2018-2022)

Любопытно, что творческий путь Кима Бодниа в начале карьеры совпадал с дорогой, по которой двигались Мадс Миккельсен и Николас Виндинг Рефн. Сначала троица работала над «Дилером» (если вы не видели фееричную пробежку Франка по улицам Копенгагена, то лишили себя удовольствия), а затем – над «Истекающим кровью» (1999).

Двух фильмов оказалось вполне  достаточно, чтобы придать определенный импульс карьере Бодниа: в последующие годы он снимался преимущественно в криминальных проектах, будь то драмы или черные комедии. Бывшие и нынешние преступники, ограбления, погони, аферы… Своеобразным апофеозом стали «Два вагона и четыре мафии» (2004), где на героя Кима валилась одна неприятность за другой.

С годами экшен из фильмографии Кима (в юности тот был без ума от спорта) практически выветрился. И если в «Убийстве» (2007-2012) его героя убрали из сюжета достаточно быстро, то в атмосферном сериале «Мост» (2011-2018), обзаведшимся впоследствии кучей ремейков, его Мартин Руде, полицейский и патологический бабник, был ключевой фигурой и одной из точек притяжения зрительского внимания.

В сериале «Мост» (2011-2018)

Их с Софией Хелин актерский дуэт приковывал внимание, сюжет, в котором переплетались политические, личные и многие другие линии, завораживал, а царящее в кадре напряжение можно было резать ножом. Из третьего сезона Бодниа сам себя выписал. Причин было несколько, в числе основных актер называл растущий уровень антисемитизма в Мальме, где проходили съемки, и недовольство аркой персонажа.

Но свое дело «Мост» сделал: актера по-прежнему звали сниматься на родине, но в то же время Киму стали поступать предложения из-за океана. Например, он проявил драматический талант в американской «Розовой воде» (2014), сыграв мучителя журналиста Мазиара Бахари в печально известной иранской тюрьме. 

В сериале «Ведьмак» (2019-…)

Затем настало время более глобальных историй – в хите «Убивая Еву» (2018-2022) Киму досталась роль бандита, присматривающего за своенравной наемницей Вилланель. Звали персонажа Константин Васильев, так что актер получил возможность как следует оторваться: ранее он рассказывал, что является «наполовину русским, наполовину поляком и на сто процентов евреем». Наиграл в итоге на премию BAFTA за лучшую мужскую роль второго плана.

Отдать дань польскому происхождению ему удалось уже в «Ведьмаке»: во втором сезоне адаптации от Netflix он сыграл Весемира – самого опытного и уважаемого охотника на нечисть. Геральт и вовсе воспринимает его не только как наставника, но и как отца. К слову, существует аниме-приквел, который рассказывает о юности персонажа. Подробнее о нем «КиноРепортер» писал тут

Ларс Миккельсен

В сериале «Шерлок» (2010-2017)

Старший брат Мадса Миккельсена известен не так широко, но несколько любопытных международных проектов на его счету имеется. Хотя изначально Ларс не планировал становиться актером: он отслужил в армии, после чего поступил на биологический факультет. Но учебу бросил – привлекла жизнь бродячего артиста. Буквально: Миккельсен жонглировал и показывал пантомиму на улицах европейских городов.

Вопросом продолжения образования он озаботился лишь в 27 лет. В 1995 году он окончил Национальную театральную школу Дании, а уже через год начал сниматься в короткометражках. Но громкое имя Ларс сделал на сериалах – преимущественно с политическим оттенком.

Среди них уже упомянутое «Убийство» (кандидат на пост мэра Копенгагена и главный подозреваемый), долгоиграющее «Правительство» (консультант по экономике «Новых демократов», 2010-2022) и, конечно, «Карточный домик» (2013-2018), где он сыграл ни много ни мало президента Российской Федерации, чей образ явно был вдохновлен Владимиром Путиным.

В сериале «Карточный домик» (2013-2018)

В числе громких криминальных и околополитических проектов также оказались «Тот, кто убивает» (2011), рассказывающий о команде по расследованию серийных убийств, и «Шерлок» (2010-2017). В британском сериале Ларс Миккельсен сыграл роль одного из самых опасных антагонистов консультирующего детектива: Чарльз Огастус Магнуссен не оставил Холмсу никакого места для маневра, за что в итоге и поплатился. Среди американских проектов особняком стоит все тот же «Ведьмак» – там Ларс сыграл чародея Стрегобора. Тоже, к слову, не самый приятный персонаж. А еще поговаривают, что Ларсу достанется роль гранд-адмирала Трауна во вселенной «Звездных войн». Тем более что персонажа он уже озвучивал в анимационных проектах.

Сам актер, кстати, говорит, что любит неоднозначные характеры своих героев. В датском сериале «Пути господни» (2017) от сценариста «Правительства» он исполняет роль священника, который постоянно принимает сомнительные решения. Хотя сам Ларс относится к религии весьма трепетно, что только добавляет его игре глубины.

«Для меня было большой радостью играть такого ущербного персонажа. Йоханнес постоянно переходит черту дозволенного, – рассказывает Ларс Миккельсен. – Моральные и этические дилеммы внутри него – отличный материал для актера. Да и в целом было дерзко ожидать, что сериал про священника, да еще без криминальной подоплеки, станет в Дании хитом».

Николай Костер-Вальдау

В фильме «Домино» (2019)

А вот Николай Костер-Вальдау сразу решил связать свою судьбу с театром и кино. На сцене дебют вышел громким – начал актер сразу с пьесы Шекспира. А в случае с фильмами пришлось подождать, несмотря на жемчужины вроде хоррора «Ночной сторож» (1994) и гей-драмы «Склонность» с сеттингом в концлагере и звездным составом (кстати, приз Каннского кинофестиваля, 1997). Или драмы «Заблудившийся» (1998) про противопоставление уз семейных и дружеских.

В общем, стабильная карьера не складывалась. Но офферы из-за рубежа уже поступали. Своеобразным прорывом для Костера-Вальдау стал «Черный ястреб» Ридли Скотта (2001): несмотря на звездный состав, в суматошном экшене актер не потерялся на фоне остальных. Но на вторых ролях его подержали прилично: событием стал разве что сериал «Бессмертный» (2008), в котором Николай сыграл детектива Джона Амстердама, когда-то спасшего девушку из индейского племени, пожертвовав своей жизнью. С мистической отправной точки начинался классический процедурал напополам с романтической драмой, в общем, все, как мы любим.

В сериале «Игра престолов» (2011-2019)

А дальше грянула «Игра престолов» (2011-2019), и Костер-Вальдау быстро обрел армию поклонников. В мясорубке, придуманной Джорджем Мартином, он продержался дольше многих, но в реальной жизни ему вновь пришлось вернуться к незамысловатым, хотя и крепким боевикам и криминальным драмам вроде «Второго шанса» (2014) и «Выстрела в пустоту» (2017).

Сильно выбивался из этого логического ряда разве что провальный калейдоскоп «Боги Египта» (2016), где датчанин сыграл Гора. А до этого – «На краю света» (2009) Томаса Виллума Йенсена. Впрочем, это уже совсем другая история…

На сегодняшний день Костер-Вальдау остается примерно на том же месте и за пределы родной страны выбирается, чтобы сняться ровно в таких же нишевых фильмах. Но, возможно, это не так и плохо: в откровенно проходном кино актер не играет, а стоящие предложения, как мы все знаем, могут поступить в любой момент. Кроме того, фан-база звезды с годами только растет, а между качеством и количеством по-прежнему стоит знак равенства.

Клас Банг

В сериале «Дракула» (2020)

Звезда Класа Банга взошла на небосклоне совсем недавно. Начинал он как многие другие земляки – с эпизодов в «Спецподразделении» (2000-2004), «Правительстве» и «Мосте». В последнем Клас и вовсе исполнил роль жиголо, песенка которого играла недолго: после пары появлений в кадре его героя нашли с проломленной головой. Фактурной внешностью датчанина, кстати, быстро воспользовались и за рубежом: в американском сериале «Любовники» (2014-2019) он сыграл ни много ни мало кинозвезду. 

Однако более пристальное знакомство с Класом Бангом лучше начать с сатиры на эпоху постмодернизма «Квадрат», получившую «Золотую пальмовую ветвь». Фильм шведа Рубена Эстлунда (он, кстати, повторил успех в Каннах с «Треугольником печали») местами напоминал мокьюментари – настолько реальность в нем смешивалась с современными тенденциями, доведенными до абсолютно абсурдистского вида. 

Банг сыграл музейного работника, который накануне важной выставки становится жертвой ограбления. В попытках вычислить преступника он идет на крайние меры, но шантаж оборачивается против него самого, и герою приходится разбираться с целым валом проблем, включая чисто рабочие задачи. Именно после «Квадрата» для актера открылось окно возможностей: понеслись статьи на всех языках мира с заголовками формата kiss, kiss, bang, bang, посыпались предложения из Голливуда.

В фильме «Искусство ограбления» (2019)

Для продолжения детективной нуарной серии «Девушка с татуировкой дракона» актер даже пошел на жертвы: перекрасил волосы цвета воронова крыла в пепельный блонд. Как злодей в итоге запомнился: сцену заслуженной расправы зрители вкушали с удовольствием. Но вот незадача: «Девушка, которая застряла в паутине» оказалась слишком безликой, чтобы реанимировать франшизу.

И Клас Банг сделал ставку на бюджетное нишевое кино, которое вполне можно отправить на какой-нибудь фестиваль. Из этой стратегии только в 2019 году родились три картины: «Стеклянная комната» и «Последний Вермеер», в которых так или иначе затрагивалась тема нацистского вторжения в Европу, а также «Искусство ограбления», где подробно исследовалась природа творца.

Последний, несмотря на сдержанные отзывы, определенно может доставить удовольствие: Банг играет критика, умело обманывающего свою публику, Элизабет Дебики – его новую подругу, Мик Джаггер – богатого коллекционера, а Дональд Сазерленд – известного художника, хранящего большой секрет. Детективная интрига здесь на последнем месте: на первый план выходят отношения двух любовников, чьи интересы постепенно расходятся, а также трансформация главного героя, готового на все ради денег и удержания имиджа. Да и на расслабленные виды Северной Италии полюбоваться приятно.  

В фильме «Варяг» (2022)

Но не арт-хаусом единым: боссы BBC доверили датскому актеру роль Дракулы в мини-сериале Марка Гэтисса и Стивена Моффата («Доктор Кто», «Шерлок»). Адаптация Брэма Стокера вышла более спорной, чем перезапуск наследия Конан Дойля: к «Дракуле», действие которого разворачивается в том числе в современном мире, возникли вопросы. Но вот Банг оказался полностью на своем месте, пускай иногда и придавал своему персонажу слишком театральный флер. Но это Дракула, в конце концов, звезда экрана, которая жить не может без драматических появлений. Так что можем ему это простить. 

Еще одно заметное появление Банга на экранах произошло в эпике Роберта Эггерса «Варяг». Там он сыграл Фьельнира, из-за появления которого и происходят все беды. Брат убивает своего короля, женится на его супруге, восходит на трон и заодно приказывает уничтожить племянника. Тот вырастает и едет домой мстить. Выливается все это в масштабную сцену у жерла вулкана, где противники дерутся совершенно обнаженные. Но до нее, что называется, надо дожить.

Наконец, небольшая, но броская роль досталась Класу в сериале «New Look: Революция стиля». Там он перевоплотился ни много ни мало в секретного агента при министерстве пропаганды Рейха и любовника Шанель. На обращенную к подруге фразу Коко «Не обращай на него внимания», девушка удивленно восклицает: «Но как его можно не замечать?» И это очень точное высказывание. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Джордж Клуни дебютирует на Бродвее

Джордж Клуни – живое доказательство того, что никогда не поздно начать делать что-то новое. Так, в следующем году актер дебютирует…

11 часов назад

Успешный союз: Самые титулованные фильмы с Мэрил Стрип

Сегодня, 14 мая, пройдет церемония открытия 77-го Каннского кинофестиваля. Событие это примечательно и тем, что на нем вручат почетную «Золотую…

13 часов назад

Анна Михалкова: Невероятные факты, которые все объясняют

В это сложно поверить, но 14 мая Анне Михалковой исполняется 50 лет. К этому рубежу она подошла почти с сотней…

19 часов назад

10 дел майора Черкасова: Путеводитель по антологии «Мосгаз»

Прямо сейчас подходит к концу юбилейный, десятый сезон важнейшего российского ретродетектива нашего времени – «Мосгаз». По такому случаю подготовили для…

1 день назад

Умер легендарный продюсер Роджер Корман

Прославленный кинодеятель Роджер Корман скончался в возрасте 98 лет в своем доме в Санта-Монике, Калифорния. Произошло это еще в минувший…

1 день назад

Сериал «Мужчина в полный рост»: Откровения новой этики и чуть-чуть порнографии

Немолодой, но еще бодрый капиталист, глава строительной компании, сталкивается с серьезными проблемами: в результате фатального просчета у него образовался громадный…

2 дня назад