14 мая стартует очередной Каннский фестиваль. В его программе и громкие блокбастеры, и жемчужины авторского кино. А чтобы в этом многообразии было проще ориентироваться, мы выделили самые яркие премьеры основного конкурса и параллельных секций – не сомневаемся, что в течение 2024 года эти картины еще пошумят.
В 2015-м Жак Одиар завоевал «Золотую пальмовую ветвь» за свой слабейший фильм в XXI веке («Дипан»), однако в 2021-м привез в Канны на диво молодую и чувственную мелодраму «Париж, 13-й округ». Сейчас Одиару 72 – отличный возраст, дабы попробовать что-то новенькое. И в этом году месье Жак покажет почтенным зрителям… Мюзикл! Криминальный! Охарактеризованный автором как «оперное либретто в четырех действиях».
В центре внимания «Эмилии Перес» – лидер мексиканского картеля, который подался в бега. В ролях – Селена Гомес, Зои Салдана и Эдгар Рамирес. За производство отвечала в том числе компания Saint Laurent Productions, участвовавшая в создании «Странного образа жизни» Педро Альмодовара. На главный приз Канн Одиар претендует в шестой раз: помимо «Ветви», на его счету премия за лучший сценарий («Никому не известный герой») и Гран-при жюри («Пророк»).
Проект мечты заслуженного мастера, который он начал разрабатывать еще 40 лет назад. Но к съемкам приступил лишь в 2022-м, причем на свои кровные: бюджет «Мегалополиса» ($120 млн) сложился из активов винодельческой компании Фрэнсиса Форда Копполы. Когда-то к читкам сценария привлекались Пол Ньюман, Леонардо ДиКаприо, Роберт Де Ниро и Джеймс Гандольфини. Позднее к ролям присматривались Зендея, Кейт Бланшетт и Мишель Пфайффер. В результате в каст влились иные лица, а возглавил его Адам Драйвер: двукратный оскаровский номинант играет архитектора из альтернативного Нью-Йорка, пытающегося превратить город в утопию.
Описание фильма звучит как диковатый микс политических и философских идей, сдобренный романтикой (куда ж без нее) и вдохновленный разными историческими событиями. Неудивительно, что дистрибуторы отнеслись к «Мегалополису» с опаской, хотя фамилия Копполы – безотказный магнит для киноманов. А для остальных тут припасено немало звезд: Шайа ЛаБаф, Дастин Хоффман, Обри Плаза, Лоренс Фишберн, Джейсон Шварцман, Джон Войт – солидный списочек. Недавно скончалась супруга Фрэнсиса Форда Элинор, а чуть позже он признался в соцсетях, что посвятил свое детище ей. Тогда же «Мегалополис» обзавелся первым тизером-отрывком. В последний раз Коппола гостил в Каннах в далеком 1979-м, что обернулось триумфом «Апокалипсиса сегодня».
Самая личная и самая длинная лента Дэвида Кроненберга: 119 минут жути («Связанные насмерть» и «Голый завтрак» шли по 115 минут). По сюжету, бизнесмен-вдовец изобретает хитрое устройство для связи с потусторонним миром. Однажды ночью несколько могил – а устройство установлено на кладбище – подвергаются варварскому разрушению. Включая захоронение супруги героя. Тот решает отыскать виновных и попутно ввязывается в странную авантюру с участием таинственной жены миллиардера. В общем, очень интересно, ничего не понятно, типичный Кроненберг, тем и прекрасен.
В кадре – Венсан Кассель, Дайан Крюгер, Гай Пирс и Сандрин Холт («Мистер Робот», «Бойтесь ходячих мертвецов»). Попасть в кадр могла и Леа Сейду, но ей хватило «Преступлений будущего». Сниматься у Кроненберга, говорит, одно удовольствие, да вот беда – устала она. К тому же «странно, если двое французских актеров будут беседовать по-английски». Сперва Кроненберг разрабатывал «Саван» как сериал для Netflix. Но стриминг в итоге соскочил, и Дэвид трансформировал историю в полный метр, где не обошлось без автобиографических черт (в 2018-м умерла жена режиссера – монтажер Кэролин Кроненберг). На «Золотую пальмовую ветвь» гуру боди-хоррора замахнется в седьмой раз.
Широкой публике вряд ли известно имя Шона Бэйкера, хотя все его картины – «Старлетка», «Мандарин», «Проект Флорида», «Красная ракета» – маленькие жемчужины. «Ракету», остроумную трагикомедию об отставной порнозвезде, Бэйкер в 2021-м привез в Канны, но остался ни с чем. Теперь он попробует покорить фестиваль со второй попытки. Его «Анора» тоже вертится вокруг эротических тем: героиня – работница секс-индустрии из Бруклина, которая выходит замуж за сына российского олигарха. Его родители против, само собой. А Бэйкер совсем не против исследовать иной социальный пласт (жизнь богачей), простившись с привычными неунывающими отщепенцами.
В главной роли – Майки Мэдисон, засветившаяся в предпоследнем «Крике» и тарантиновском «Однажды в… Голливуде». Колоритную компанию россиян представляют Юра Борисов и Марк Эйдельштейн, на которых страшно любопытно взглянуть, учитывая, как мастерски Бэйкер работает с артистами. Детали их ролей, правда, держатся в строгом секрете, да и синопсис фильма до недавнего времени окутывал туман неизвестности. Умеет Шон заинтриговать, что есть – то есть.
Не успели мы оправиться от «Бедных-несчастных», а тут на тебе. Свежий-горячий Йоргос Лантимос, вновь с Эммой Стоун, Уиллемом Дефо и Маргарет Куолли, а также Джесси Племонсом и Джо Элвином, который появлялся в «Фаворитке» и «Звездах в полдень», но все равно известен скорее как бывший Тейлор Свифт. Если верить официальному синопсису, грядет «басня-триптих с новеллами, посвященными человеку без права выбора, который пытается взять жизнь под контроль, полицейскому, чья супруга пропала в море, вернулась и радикально изменилась, и женщине, которая упорно ищет того, кому предначертано стать великим духовным лидером».
Коротенький тизер умудряется за 46 секунд взбодрить, ошарашить, околдовать и зарекомендовать фильм как одну из главных премьер 2024-го. Не факт, что дело кончится охапкой наград, как было с «Бедными-несчастными». Но бурные обсуждения «Видам доброты» (изначальный заголовок – And) точно гарантированы. Пока Лантимос может похвастаться четырьмя каннскими призами, включая победу в «Особом взгляде» с «Клыком». Посмотрим, улыбнется ли ему удача на сей раз.
Соскучились по Паоло Соррентино? Мы – да. Импозантный итальянец не выпускал полнометражек с 2021-го, когда «Рука бога» собрала внушительную коллекцию из восьми призов в Венеции. И вот Соррентино готов к элегантному камбэку: даже по опубликованным кадрам ясно, что «Партенопа» окажется как минимум завораживающе красивой. Команду артистов ведет за собой Гари Олдман, а помогают ему Стефания Сандрелли («Соблазненная и покинутая», «Конформист»), Луиза Раньери из «Руки бога» и Сильвио Орландо из «Молодого Папы».
Маэстро возвращается в родной Неаполь и рассказывает о некой Партенопе, «которая носит имя своего города, но не является ни сиреной, ни мифом». В древнегреческой мифологии же Партенопа – именно сирена, дочь Терпсихоры. Она пыталась очаровать Одиссея манящими песнопениями, но не преуспела в этом и бросилась в море. Ее бездыханное тело вынесло на скалу, лежащую в основании Неаполя. Первоначально город носил название Партенопа. В конце XVIII века там недолго просуществовала Партенопейская республика. Да и сейчас неаполитанцев нередко именуют партенопейцами.
Патриарх нового Голливуда и ворчливый блогер Пол Шредер снимает модного бэдбоя Джейкоба Элорди в роли режиссера-документалиста, который сбежал в Канаду, дабы увильнуть от призыва на войну во Вьетнаме. Взрослую версию героя играет Ричард Гир, звезда шредеровского «Американского жиголо». Прилагаются: Ума Турман и Майкл Империоли (Крис Молтисанти из «Сопрано»). В основе сюжета – роман Рассела Бэнкса, которого Шредер экранизировал в 1997-м: пронзительная драма «Скорбь» хороша невероятно.
Как хороши и все последние фильмы Шредера, будь то «Дневник пастыря», «Холодный расчет» или «Тихий садовник». После череды неудач 77-летний постановщик вновь сплетает виртуозные кружева из наблюдений за пороками и слабостями и в третий раз номинируется на «Золотую пальмовую ветвь». С 1988 года – впервые: в последнее время Шредер предпочитает Венецию, где ему вручили спецприз за «Дневник пастыря» и «Золотого льва» за вклад в мировой кинематограф.
Лучший китайский режиссер современности предлагает всем, кому надоело чересчур судорожное и суматошное кино, новую целительную медитацию. «Поколение романтиков» – растянутая на двадцать с лишним лет лавстори: однажды мужчина покинул свою женщину, а та отправилась в странствия, чтобы найти его. И возможно, вернуть. Ведущую роль исполнила Чжао Тао, муза и супруга Цзя Чжанкэ, уже снявшаяся в его «Платформе», «Неизведанных радостях», «Мире», «Натюрморте», нуаре «Пепел – самый чистый белый» и прочих картинах.
Режиссер разворачивает локальный сюжет на фоне глобального: люди находят, теряют, опять находят друг друга, а Китай меняется и развивается, позволяя не только окунуться в хрупкую историю человеческих отношений, но и детально разглядеть портрет целой страны в первой четверти XXI столетия. Для Цзя Чжанкэ это шестая номинация на «Золотую пальмовую ветвь». Пока в его багаже особый приз «Золотой наставник» и награда за лучший сценарий («Прикосновение греха»).
Начало эпической дилогии Кевина Костнера, ради которой он пожертвовал «Йеллоустоуном» и $20 млн собственных сбережений (а вдобавок заложил землю в Санта-Барбаре стоимостью $50 млн, признавшись, что «довел бухгалтера до гребаного припадка»). Да, в этом году среди режиссеров определенно наметился тренд сорить кровными! Но «Горизонты» для Костнера не менее важны, чем «Мегалополис» для Копполы. Это размашистый вестерн на популярную некогда тему how the west was won, повествующий о трудностях, с которыми сталкивались переселенцы во второй половине XIX века. Роли разной величины разделили Сиенна Миллер, Сэм Уортингтон, Майкл Рукер, Эбби Ли, Люк Уилсон, Дэнни Хьюстон, Скотт Хейз и многие другие.
Сам Кевин сыграл уставшего от жизни одиночку, который тем не менее не считает, что помогать другим – значит тратить время зря. Его режиссерское кресло пустовало с 2003 года, когда вышел замечательный ностальгический вестерн «Открытый простор». А если вспомнить, что дебютировал Костнер с прославленным индейским эпиком «Танцующий с волками», завоевавшим семь «Оскаров», сердечко так и пускается в пляс. Мастер своего дела возвращается к жанру, который он любит и чувствует, а мы сможем лицезреть эту прелесть на большом экране – в конце июня «Горизонты» пожалуют в российский прокат.
Трудно поверить, но «Безумный Макс: Дорога ярости» обрушился на наши головушки аж 9 лет назад. С тех пор Джордж Миллер успел мимоходом снять фэнтези-мелодраму «Три тысячи лет желаний», но это был лишь разогрев перед шоу хедлайнера. А хедлайнер – вот он: взрывная «Фуриоса», напичканный трюками и спецэффектами приквел, посвященный юности опасной воительницы. Позднее она обзаведется лицом Шарлиз Терон, а сейчас полюбуемся Анечкой Тейлор-Джой, которая уже пару лет как не радовала нас своими перформансами.
Что действительно интригует, так это преобразившийся и, кажется, чуток спятивший Крис Хемсворт в роли Дементуса, вожака байкерской банды. Повесив молот на гвоздь, бывший Тор заявил, что счастлив «стать грязным, уродливым, жестоким и непредсказуемым, вместо того чтобы торчать в примитивной шкуре персонажа супергероики». Мы тоже счастливы, Крис. Несомненно, «Фуриоса» еще побуянит в наградном сезоне («Безумный Макс» взял 6 «Оскаров»). А пока Миллер готовится встряхнуть каннский бомонд, которому наверняка понадобится передышка после тягомотных трагедий.
Природа настолько очистилась, что в Канны едет Николас Кейдж! Недавно он пригрозил завязать с полнометражным кино и переключиться на сериалы, но в 2024-м ленты с Ником продолжают сыпаться на нас словно из рога изобилия. Триллер «Судная ночь в Аркадии», хоррор «Собиратель душ» (в нашем прокате в июле) и вот еще «Серфер», который снял ирландец Лоркан Финнеган. Возможно, вы смотрели его «Вивариум» с Джесси Айзенбергом и «Дурной глаз» с Евой Грин. В «Серфере» герой Кейджа возвращается из США в Австралию, чтобы выкупить родительский дом, нарывается на издевательства со стороны местной шпаны и решает, что наглецы зарвались.
Далее, судя по всему, мы в очередной раз увидим, как Ник выходит из себя, мстит, психует и теряет связь с реальностью. Свежо? Не особо. Но что-то модно, а что-то вечно. Сама совокупность факторов – Кейдж, австралийский сеттинг, серфинг, вайбы «На гребне волны» – достаточно экзотична, чтобы зачеркивать на календарике дни в ожидании релиза. К тому же кого-кого, а серфера Николас еще не играл. Здесь же, судя по видео с площадки, он гарантированно встанет на доску.
В 2020-м Леос Каракс переполошил публику шок-мюзиклом «Аннетт» и увез с Лазурного Берега приз за лучшую режиссуру, после чего на 4 года ушел в тень. Но мужчина не сидел сложа руки, а ваял новый эксперимент. Им стал автопортрет с лукавым названием «Это не я», представляющий собой эдакие нарезки, где режиссер осмысляет свое творчество с особым акцентом на важнейших в карьере эпизодах. Проводником в этот дивный мир служит альтер эго Каракса Дени Лаван. Вместе с ним на экране появится Настя Голубева-Каракс – дочь Леоса и погибшей красавицы актрисы Екатерины Голубевой.
Жанр ленты постановщик загадочно определил как «эссе». Бюджет – мизерный. Хронометраж – менее часа. Очевидно, нас ждет чисто фанатский проект для тех, кто видел все караксовские фильмы (желательно не по одному разу). Но не печальтесь, если не успели с ними ознакомиться. Прекрасный вариант для вечерних киносеансов на ближайшие дни: задернуть шторы, упасть на диван и включить сперва «Парень встречает девушку», следом «Дурную кровь», далее «Любовники с Нового моста»… И сами не заметите, как заядлым караксоманом заделаетесь.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…